Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Шестнадцатый день.

Св. ап. и евангелистъ Матѳей.

(І. Христосъ привлекаетъ къ Себѣ всѣхъ).

I. Св. евангелистъ Матѳей, память коего совершается нынѣ, былъ сперва мытарь, т. е. сборщикъ податей, и былъ обращенъ Самимъ І. Христомъ. Проходя по берегу озера Генисаретскаго, Господь увидѣлъ его, сидящаго у сбора податей, и сказалъ ему: «иди за Мною». Матѳей радостно послѣдовалъ за Господомъ и, собравъ другихъ мытарей, устроилъ въ своемъ домѣ для Господа угощеніе. Когда гордые фарисеи стали говорить ученикамъ: «зачѣмъ І. Христосъ ѣстъ и пьетъ съ мытарями и грѣшниками?» Господь сказалъ на это: «не здоровые нуждаются во врачѣ, но больные. Я пришелъ призвать не праведниковъ, а грѣшниковъ къ покаянію». Матѳей былъ въ числѣ 12-ти учениковъ Господа. Чрезъ 8 лѣтъ по вознесеніи Господнемъ, онъ написалъ евангеліе для іудеевъ, обратившихся ко Христу. Желая доказать, что І. Христосъ есть именно Тотъ, о Которомъ предсказывали пророки, св. евангелистъ Матѳей, въ своемъ евангеліи, постоянно приводитъ. ветхозавѣтныя пророчества и показываетъ, какъ они исполнились на І. Христѣ. О дальнѣйшей жизни св. Матѳея по преданію извѣстно, что онъ проповѣдывалъ въ Мидіи, Персіи, Парѳіи и Индіи.

II. І. Христосъ нѣсколькими словами, сказанными мытарю Матѳею: «иди за Мной» привлекъ его къ Себѣ и сдѣлалъ его ближайшимъ Своимъ ученикомъ. И мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что І. Христосъ привлекаетъ къ Себѣ всѣхъ, если только привлекаемые не противятся зовущему ихъ голосу. Онъ Самъ сказалъ: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ. (Іоан. 12, 32).

а) Обѣтованіе І. Христа привлечь къ Себѣ всѣхъ несомнѣнно, и начало исполняться непосредственно съ того времени, какъ Онъ вознесенъ былъ на крестъ. Даже отъ толпы его мучителей, не перестававшихъ терзать Его и на самомъ крестѣ, отдѣлился одинъ, по-видимому, недоступный ни для какихъ спасительныхъ дѣйствій — одинъ изъ распятыхъ съ Нимъ разбойниковъ. Господь просвѣтилъ его разумъ, коснулся его сердца, онъ увидѣлъ свои преступленія, призналъ себя достойнымъ наказанія, увѣровалъ въ Господа, и сказалъ Ему: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ (Лук. 23, 42).

Когда Господь испустилъ духъ, когда церковная завѣса раздралась на двое, и потряслась земля, привлеченъ другой, язычникъ, сотникъ, бывшій при крестѣ на стражѣ, и — сказалъ о Господѣ: воистину Божій Сынъ бѣ Сей! (Матѳ. 27, 54)! Непосредственно за сотникомъ привлечены Іосифъ аримаѳейскій и Никодимъ, бывшіе до сего времени только тайными учениками Господа.

Когда Господь вознесся на небо, то число привлеченныхъ къ Нему было уже болѣе ста.

А когда сошелъ на учениковъ Господа Всесвятый Духъ, и они начали проповѣдывать всѣмъ покаяніе и вѣру въ распятаго Господа, тогда народъ началъ привлекаться къ Нему тысячами.

Обратите взоръ на три первыя христіанскія столѣтія! — Что видимъ? — Безчисленное множество мужей и женъ, юношей и дѣвъ, людей старыхъ и дѣтей, смѣло и съ полною надеждою на блаженную жизнь по смерти идетъ въ узы, въ темницы, на всѣ мученія и смерть. Всѣ они идутъ, чтобы остаться вѣрными Христу, Который умеръ за нихъ на крестѣ, въ Котораго они вѣруютъ, на Котораго надѣются, и Котораго любятъ всѣмъ сердцемъ.

Обратите взоръ на вренена дальнѣйшія! — Что видимъ?

Видимъ многихъ подобныхъ блудному сыну. Всѣ дары, коими сподобилъ ихъ Господь Богъ, они употребили во зло и впали въ крайнее бѣдствіе. Но распятый и страдавшій за грѣхи міра добровольно на крестѣ Господь коснулся ихъ сердца Своею благодатію: они услышали Его слово и обратились къ Нему.

Видимъ многихъ грѣшниковъ, подобныхъ упомянутой въ евангеліи грѣшницѣ (Лук. 7, 37). Они были весьма худы, служили только міру или плоти и совершенно погибали душею и тѣломъ. Но Распятый коснулся ихъ Своею благодатію: они услышали Его голосъ, оплакали свое заблужденіе и обратились къ Нему.

Видимъ многихъ, подобныхъ Закхею. Они были безъ Бога. Божество ихъ было корысть. Но І. Христосъ коснулся ихъ сердца Своею благодатію: они обратились къ Нему, перемѣнили худое направленіе своего сердца, возвратили чужое, кому что принадлежало, вознаградили за сдѣланный вредъ, и — грѣхи ихъ прощены: они Христовы!

Видимъ многихъ, подобныхъ апостолу Павлу до его обращенія. Они гордились своею мудростію и добродѣтелью, смѣялись надъ Христовымъ ученіемъ. Но Господь коснулся ихъ сердца Своею благодатію и они обратились къ Нему и крайне возрадовались, что нашли въ Немъ своего Господа и Бога.

Итакъ видимъ, что распятый на крестѣ Господь въ самомъ дѣлѣ привлекъ къ Себѣ всѣхъ, кто не противился Его влеченію.

б) Теперь пусть обратится всякій къ самому себѣ, и посмотритъ: привлекъ ли къ Себѣ Господь его? Христовъ ли онъ?

аа) Св. апостолъ сказалъ: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Поэтому, ежели Господь меня привлекъ, ежели я Христовъ: то я непремѣнно оставляю грѣхъ, распинаю плоть или не попускаю притти въ исполненіе живущимъ во мнѣ злымъ расположеніямъ, истребляю грѣховныя привычки, заглаждаю мои грѣхи истиннымъ покаяніемъ. Но такъ ли я поступаю? Прекращаю ли мои расположенія, противныя закону Божію? Истребляю ли грѣховныя привычки? Заглаждаю ли мои грѣхи истиннымъ покаяніемъ? Нѣтъ! Если бы я поступалъ такъ, то я дѣлалъ бы себѣ насиліе, подавлялъ бы нечистыя пожеланія при самомъ ихъ началѣ, подавлялъ бы въ себѣ неправильный гнѣвъ, мщеніе, зависть, ревнивость, своеволіе, самолюбіе и т. п. Итакъ я еще не привлеченъ къ моему Спасителю; я еще привязанъ къ плоти, къ міру, ко грѣху. Я еще не Христовъ!

бб) Св. апостолъ сказалъ: живу не къ тому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ: а еже нынѣ живу во плоти, вѣрою живу Сына Божія, возлюбившаго мене и предавшаю Себе по мнѣ (Гал. 2, 20).

Поэтому, ежели Господь меня привлекъ къ Себѣ, то мнѣ должно жить вѣрою, — должно судить о земномъ и небесномъ сообразно съ тѣмъ, что говоритъ о томъ моя вѣра. Но что дѣлаю я? — Я живу и сужу такъ, какъ хочу, или какъ того требуетъ общій тонъ въ свѣтѣ, или измѣнчивыя какъ волна мнѣнія людей, сегодня отрицающихъ то, что завтра будутъ принимать, сегодня хвалящихъ, завтра порицающихъ за одно и то же, сегодня кричащихъ: осанна Сыну Давидову, завтра вопіющихъ противъ Него же: распни Его, распни Его! Я ищу только земного, тлѣннаго. Земная выгода, кратковременное удовольствіе, похвала и благоволеніе міра, модное платье, зрѣлища и т. п. занимаютъ мою голову и мое сердце гораздо больше, нежели вѣчная жизнь, вѣчное блаженство. Если бы я жилъ вѣрою въ Сына Божія, возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня, то вѣра въ Распятаго показывала бы мнѣ невыразимую любовь, которою Онъ возлюбилъ меня отъ вѣчности и по которой для меня принялъ всеобщій позоръ и смерть. Эта вѣра побуждала бы меня къ благодарности и взаимной любви! Но есть ли во мнѣ такая благодарность Господу, такая любовь къ Нему? — Нѣтъ! Если бы были, то я непрестанно мыслилъ бы о распятомъ Господѣ, весьма любилъ бы слушать, когда говорятъ о Немъ и о Его ученіи: чувствовалъ бы удовольствіе отъ служенія и молитвы Ему; ревностно ходилъ бы въ Божію церковь къ службамъ Его. Но я рѣдко думаю о распятомъ за меня Господѣ, невнимателенъ къ ученію Его, разсѣянъ при богослуженіи. Горе мнѣ! я не принадлежу Христу, а принадлежу міру и себѣ!

в) Почему же я не принадлежу Господу? Неужели Онъ не привлекаетъ меня? — Напротивъ, Онъ звалъ меня къ Себѣ весьма часто. Онъ привлекалъ меня въ первые дни моей жизни, когда мнѣ преподавалось св. крещеніе и мνропомазаніе. Онъ привлекалъ меня въ моей юности, когда я былъ наставляемъ въ Его ученіи и Его любви. Онъ привлекалъ меня св. таинствами покаянія и причащенія. Онъ многократно звалъ меня къ Себѣ внутреннимъ просвѣщеніемъ и пробужденіемъ. Онъ привлекалъ меня радостями и горестями жизни, болѣзнями и разными скорбями, внушеніями моихъ родителей, наставниковъ и друзей, упреками и злословіемъ моихъ враговъ. Онъ звалъ меня богослуженіемъ, проповѣдями, назидательными книгами. Но я не давалъ Ему привлечь меня къ Себѣ: я не Его, я принадлежу міру, себѣ самому и грѣху!

Посему я весьма удобно могу погибнуть навсегда; ибо кто не прилѣпленъ къ І. Христу, тотъ, какъ Самъ Онъ утверждаетъ, извержется вонъ, якоже розга, не находящаяся на лозѣ, и изсышетъ, и собираютъ ю, и во огнь влагаютъ, и сгараетъ (Іоан. 15, 6). Но, Боже мой, я не хочу погибнуть, хочу спастися.

III. Что же мнѣ дѣлать? — Если я въ самомъ дѣлѣ хочу спастися, то мнѣ очень ясно, что должно дѣлать. До сихъ поръ я противился влеченію распятаго Господа, съ сихъ поръ мнѣ не должно такъ поступать. Мнѣ должно все вниманіе обратить на безмѣрную любовь распятаго Господа, на все, что Онъ сдѣлалъ для меня, и на Его ученіе. А за симъ все, что во мнѣ есть противнаго Ему, всемѣрно стараться истреблять истиннымъ покаяніемъ, отрекаться отъ всѣхъ гибельныхъ для моей души удовольствій міра, и вообще распинать мою плоть съ ея похотьми. Мнѣ должно съ сего времени всѣмъ сердцемъ возлюбить Возлюбившаго меня и предавшаго Себя за меня, принадлежать вполнѣ Ему и остаться вѣрнымъ Ему во всей моей жизни и при смерти (Сост. съ дополн. свящ. Г. Д-ко по «Словамъ или бесѣдамъ» на всѣ воскр. и праздн. дни Григорія, архіеп. казан. и свіяжскаго, т. 2, стр. 283-292)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 557-559.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0