Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Пятнадцатый день.

Поуч. 2-оe. Святые мученики Гурій, Самонъ и Авивъ.

(О тяжести грѣха прелюбодѣянія).

I. Въ день святыхъ мучениковъ Гурія, Самона и Авива, явившихся грозными наказателями одного готѳа за прелюбодѣяніе, соединенное съ ложною клятвою и клятвопреступленіемъ, умѣстно будетъ, братіе мои, поразмыслить намъ о тяжести грѣха прелюбодѣянія, который запрещается седьмою заповѣдію закона Божія и который, къ великой скорби всѣхъ истинныхъ христіанъ, довольно часто совершается въ наше время при печальномъ ослабленіи христіанской вѣры и благочестія.

II. Объ этомъ грѣхѣ мы должны говорить съ вами, бр., съ крайней осторожностью, такъ, чтобы самое порицаніе его не уподобилось огню такихъ маяковъ, которые способствуютъ гибели кораблей, хотя, въ свою очередь, они предназначались для спасенія ихъ.

а) Священное писаніе особенно предостерегаетъ насъ отъ чувственнаго грѣха, запрещаемаго седьмою заповѣдію: «оставь его, не ходи по нему, уклонись отъ него и пройди мимо». (Прич. IV, 15).

Слово Божіе говоритъ о прелюбодѣяніи съ негодованіемъ и отвращеніемъ. Законъ Моисея, отличающійся, по своей суровой справедливости, отъ лицемѣрія свѣта, наказывалъ смертью обоихъ нарушителей заповѣди.

«Это — преступленіе, это — беззаконіе, подлежащее суду» (Іов. XXXI, 11), говоритъ и праведн. Іовъ.

Св. ап. Павелъ говоритъ: «бракъ у всѣхъ да будетъ честенъ и ложе непорочно; блудниковъ же и прелюбодѣевь судитъ Богъ» (Евр. XIII, 4).

Еврейскій пророкъ, говорившій въ справедливомъ гнѣвѣ о прелюбодѣяхъ своего города, что они «откормленные кони: каждый изъ нихъ ржетъ на жену другого» (Іер. V, 8), какъ бы указывалъ, что этотъ грѣхъ уничтожаетъ главное отличіе человѣка отъ животнаго.

Премудрый Соломонъ говоритъ: «кто прелюбодѣйствуетъ съ женщиной, у того нѣтъ ума; тотъ губитъ душу свою, кто дѣлаетъ это: побои и позоръ найдетъ онъ, и безчестіе его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадитъ онъ въ день мщенія» (Прит. VI, 32—34).

б) Человѣческая совѣсть, и предостереженія исторіи, и опытъ человѣчества, и весь духъ двадцати христіанскихъ столѣтій клеймятъ этотъ грѣхъ, какъ низкое, предательское и злое дѣяніе. И дѣйствительно, совѣсть человѣка, если онъ, будучи виновенъ въ этомъ грѣхѣ, не склоняется отъ стыда до земли, должна быть какъ бы выжжена раскаленнымъ желѣзомъ.

Развѣ священное писаніе не произноситъ проклятія на соблазнителя?

Развѣ простительно манить невинныхъ къ гибели, создавать камни преткновенія для слабыхъ духомъ, ради которыхъ І. Христосъ принялъ смерть?

Развѣ простительно ввергать въ геенну огненную, приводя къ гнусному Молоху животныхъ страстей, тѣ души, ради которыхъ Господь нашъ І. Христосъ принялъ на Голгоѳскомъ крестѣ смерть? Развѣ простительно намъ присоединять свою долю къ тѣмъ грѣхамъ, которые привели къ погибели и развратили души тѣхъ, кому — какъ женщинамъ слѣдуетъ украшаться розой женской красоты и лиліей ихъ чистоты?

в) О, еслибы въ сердцахъ юношей была хотя единая искра истиннаго христіанскаго великодушія, то неужели каждая женщина не была бы для нихъ такъ же свята, какъ ихъ мать, сестра или будущая жена? Но если въ нихъ нѣтъ и признака великодушія, то развѣ не могутъ они прочесть истинное значеніе своего грѣха въ тѣхъ огненныхъ знакахъ, которыми Богъ начерталъ ихъ гибель въ послѣдствіяхъ грѣха?

Развѣ они никогда не думаютъ о нихъ, своихъ жертвахъ, умирающихъ въ позорѣ и страданіи?

Когда-то она была счастливымъ, невиннымъ ребенкомъ. Святой поцѣлуй матери не могъ оторваться отъ ея розоваго личика. А теперь! Юноша, развѣ Богъ далъ тебѣ жизнь для того, чтобы ты преуспѣвалъ въ этихъ темныхъ дѣлахъ? И если ужасно было ея наказаніе, думаешь ли ты быть пощаженнымъ?

г) Безошибочно можно сказать, что этотъ грѣхъ, грѣхъ распутства, больше всякихъ другихъ грѣховъ низводитъ человѣка къ уровню животныхъ, какъ о томъ намъ говорятъ святые пророки и апостолы. Распутство лишаетъ разсудка, затемняетъ его, наводитъ на него пагубную слѣпоту, притупляетъ его, наполняетъ его мракомъ, скорбью и воспоминаніями о проступкахъ (Ос. IV, 11. Еф. ІѴ, 10. Притч. VI, 32).

д) Этотъ грѣхъ есть величайшій грѣхъ и относится къ числу смертныхъ грѣховъ, который неизбѣжно погубитъ человѣка для неба, если онъ во время не раскается.

Это грѣхъ противъ человѣческаго рода, такъ какъ онъ прибавляетъ ядъ къ тягчайшему проклятію человѣка и разрушаеть вліяніе его самыхъ чистыхъ привязанностей.

Это грѣхъ противъ государства, такъ какъ развратъ былъ всегда самымъ погубнымъ червемъ на корнѣ государственной жизни.

Это грѣхъ противъ семьи, потому что онъ подрываетъ тѣ святыя основы, на которыхъ она зиждется.

Это грѣхъ противъ тѣла, ибо, какъ говоритъ св. ап. Павелъ, «всякій грѣхъ, какой дѣлаетъ человѣкъ, есть внѣ тѣла, а блудникъ грѣшитъ противъ собственнаго тѣла» (1 Кор. VI, 18).

Это грѣхъ противъ души, ибо священное писаніе говоритъ: кто прегрѣшаетъ въ этомъ, разрушаетъ свою душу.

Это грѣхъ противъ Бога и Его образа въ насъ, т.-е. непорочности и чистоты.

Это грѣхъ противъ І. Христа и вѣрныхъ Ему — противъ Св. Духа и Его пребыванія въ человѣческой душѣ. Это худшее проявленіе кощунства, ибо оно оскверняетъ храмъ Наивысшаго (1 Кор. III, 16, 17, 18; VI, 9). Во многихъ случаяхъ оно одновременно убиваетъ двѣ души, такъ что грѣшникъ погибаетъ въ своемъ беззаконіи не одинъ.

Тѣ люди не преувеличиваютъ, которые называютъ развратъ самымъ опаснымъ грѣхомъ, по его порабощающимъ и мертвящимъ послѣдствіямъ; онъ вырываетъ вопль у пророка Іереміи, устами котораго говоритъ Господь: «какъ же Мнѣ простить тебя за это?» (Іер. V, 7). А Соломонъ восклицаетъ: «можетъ ли кто взять себѣ огонь въ пазуху, чтобы не прогорѣло платье его? Можетъ ли кто ходить по горящимъ угольямъ, чтобы не обжечь ногъ своихъ?» (Притч. VI, 27 и 28). Далѣе онъ говоритъ: «глубокая пропасть — уста блудницъ: на кого прогнѣвается Господь, тотъ упадетъ туда» (Притч. XXII, 14).

е) Но, конечно, не требуется даже яснаго свидѣтельства слова Божія тамъ, гдѣ самые факты жизни обнаруживаютъ съ такой ужасающей очевидностью ту кару, которую Господь разсѣялъ надъ запрещенными вожделѣніями, чтобы удалить человѣка отъ саморазрушенія. Сколько грѣшниковъ противъ законовъ цѣломудрія избѣгаютъ хотя бы физическихъ послѣдствій? Сколько бываетъ болѣзней, осложненныхъ скрытыми недугами, которыя вызываются отравленной кровью грѣшника или заражаютъ его невинныхъ дѣтей различными болѣзнями и поражаютъ разными видами смерти.

Но если даже тѣло и останется безнаказаннымъ, то развѣ душа-то можетъ избѣжать наказанія? Развѣ не признается, что развратъ ожесточаетъ все въ человѣкѣ и губитъ чувство?

ж) Но, можетъ быть, многіе изъ слушателей, къ великому ихъ счастію, никогда не нарушали этой заповѣди; для нихъ это будетъ страшнымъ голосомъ предостереженія.

Какъ одно прикосновеніе къ розѣ роняетъ съ нея росу, и одно горячее дыханіе вѣтра засушиваетъ весенніе цвѣты, такъ и одинъ дурно-проведенный часъ времени можетъ лишить сердце всей его чистоты... Проклятый, братіе, этотъ часъ!

Дина, о которой повѣствуется въ книгѣ Бытія, (Быт. XXXIV, I и 2), только разъ вышла на поле, а каковой вернулась она? Царь Давидъ только разъ на крышѣ своего дворца не остерегся отъ своихъ чувственныхъ наущеній (II Цар. XI): и съ какимъ священнымъ ужасомъ, съ какимъ разбитымъ сердцемъ, съ какими кровавыми слезами сокрушался онъ объ этомъ грѣхѣ до самой смерти!

Сколько разрушено семейныхъ очаговъ, сколько развращено юношей, і сколько уничтожено прекрасныхъ зачатковъ этими грѣхами! Сколько блѣдныхъ призраковъ встаетъ изъ своихъ могилъ и протягиваетъ руки, чтобы предостеречь людей отъ этого грѣха! А за ними слѣдуетъ судъ Божій. Понесутъ великое наказаніе убійцы, прелюбодѣи, распутники и развращенные. (О наставленіяхъ въ чистотѣ см. 1 Ѳессал. IV, 4, 1 Кор. III, 17. IV, 18 и 19. Кол. III, 5. Ефес. V, 11–13. 1 Петр. II, 11. Матѳ. V, 27–32).

з) «Блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ» (Матѳ. V, 8). Если же вы, православн. христ., хотите заслужить это неоцѣнимое благо, которое будетъ для васъ дороже всего въ мірѣ, то слѣдуйте, возлюбленные мои братья и сестры во Христѣ, вотъ этимъ совѣтамъ:

Избѣгайте праздности: она открываетъ доступъ нападеніямъ дьявола, и грѣхи, вызвавшіе огонь Божій съ небесъ, таятся въ гордости, чрезмѣрной сытости и праздности.

Избѣгайте дурныхъ товарищей, ибо дурное общество портитъ хорошіе нравы.

Избѣгайте праздныхъ удовольствій и учитесь любить ваше милое «дома», гдѣ царятъ благочестіе и чистота юныхъ сердецъ и гдѣ, какъ ангелы, осѣняютъ васъ молитвы вашихъ родителей и сестеръ.

Избѣгайте юношескихъ страстей, отстраняйте излишнія уступки слабости и строго слѣдите за воздержаніемъ и цѣломудренностью вашего тѣла; остерегайтесь несдержанныхъ разговоровъ, легкомысленныхъ книгъ и распущенныхъ мнѣній.

Учитесь почитать въ себѣ образъ Божій, признавая свои смертные члены за члены І. Христа и свои смертныя тѣла за храмъ Св. Духа.

Стыдитесь и бойтесь нечистой мысли и берегитесь, чтобы вашъ строгій надзоръ за собой не засталъ васъ дѣлающими что-либо грѣшное, или помышляющими о чемъ-либо грѣшномъ, хотя бы это и совершалось въ глубочайшей тайнѣ.

Учитесь также и въ другихъ почитать образъ Божій.

Упражняйтесь въ самовоспитаніи, которое, сохраняя въ васъ уваженіе къ чистотѣ и благородству вашей собственной души, спасетъ васъ отъ развращенія.

Вы должны осуществлять на дѣлѣ присутствіе въ вашемъ сердцѣ Того, Чье око читаетъ тайны сердецъ, такъ чтобы быть наконецъ въ состояніи вмѣстѣ съ чистымъ и любящимъ юношей, — прекраснымъ Іосифомъ, — который въ священномъ писаніи является вѣчнымъ образцомъ побѣды надъ чувственнымъ искушеніемъ, спросить съ негодованіемъ: «какъ же сдѣлаю я сіе великое зло и согрѣшу предъ Богомъ?» (Быт. XXXIX, 9).

Иногда можно вступить на путь благочестія, благодаря простой пищѣ, здоровымъ упражненіямъ, добрымъ обычаямъ, незараженному воздуху; благодаря устраненію отъ опьяняющихъ и возбуждающихъ вещей, благодаря также воображенію, очищенному прекрасными книгами, благородными науками и достойными друзьями. Но еще легче его достигнуть усердной молитвой, присутствіемъ на богослуженіяхъ, соблюденіемъ воскресенія, частою исповѣдію и причащеніемъ тѣла и крови Христовыхъ, участіемъ во всѣхъ добрыхъ дѣлахъ для распространенія царства Христова. (См. Дух. нравств. бесѣды Фа—ра).

Но все-же этого еще не достаточно, если вы не будете слѣдить за помыслами вашихъ сердецъ. Если вы не станете отгонять отъ себя и душить эти скверныя мысли, то онѣ, пребывая въ васъ, запятнаютъ вашу душу.

Если вы хоть разъ позволите себѣ въ какой-либо злосчастный день мечтать и помышлять о чемъ-либо грѣховномъ, проститесь тогда и съ вашей чистотой и вашимъ покоемъ! Изъ змѣинаго яйца выйдетъ василискъ и обратится затѣмъ въ огненнаго дракона. «Ибо извнутрь, изъ сердца человѣческаго, исходятъ злые помыслы, прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это извнутрь исходитъ и оскверняетъ человѣка». (Марк. VII, 21–23. Матѳ. XV, 18–20).

III. О, всѣ, кто уже палъ, спасайтесь, пока еще не поздно, изъ засасывающей тины; тѣ же, кто еще не попалъ въ сѣти дьявола блуда, боритесь изо всѣхъ силъ противъ злыхъ началъ. Если вы одержимы недостойнымъ любопытствомъ, если васъ забавляютъ дурные мысли и примѣры, то искушеніе схватитъ васъ, какъ сильный боецъ, и можетъ быть надѣнетъ на васъ оковы ужаснаго рабства.

«Можетъ ли кто взять себѣ огонь въ пазуху, чтобы не прогорѣло платье его! Можетъ ли кто ходить по горящимъ угольямъ, чтобы не обжечь ногъ своихъ?» (Притч. VI, 27 и 28). Огонь всегда передъ нами. Развѣ онъ не разгорится, если вы будете подкладывать топливо и подливать въ него масло? Поэтому посредствомъ молитвы, съ помощью І. Христа, старайтесь сразу задушить это искушеніе и исправить свое сердце.

Помолимтесь же всѣ и каждый изъ насъ, чтобы Господь взиралъ на насъ какъ на Своихъ дорогихъ дѣтей. Дай намъ чистое сердце, Господи, и подкрѣпи въ насъ духъ правды.

Обратимся, возл. бр., къ І. Христу, чтобы Онъ простилъ насъ за все наше прежнее отступничество отъ Него, чтобы подкрѣпилъ насъ въ настоящемъ нашемъ благочестивомъ рѣшеніи, чтобы спасъ насъ отъ заманчиваго огня нашихъ собственныхъ страстей и ужасной лживости нашихъ сердецъ.

Будемъ искать всесильной помощи у Св. Духа, безъ которой ни въ чемъ не успѣемъ.

«Блаженны чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ» (Матѳ. V, 8). Пошли, Господи намъ, Твоимъ дѣтямъ, это небесное блаженство, чтобы, слѣдуя за Тобою съ чистымъ сердцемъ и душою, мы могли лицезрѣть Тебя, и чтобы на нашемъ челѣ было начертано Твое св. имя. (Сост. по указ. источн. свящ. Гр. Дъяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 554-557.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0