Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 3-ье. День рожденія Ея Императорскаго Величества, вдовствующей Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны.

(Уроки изъ ея жизни: а) милосердіе къ бѣднымъ и б) семейное согласіе).

I. Благочестивѣйшая и возлюбленнѣйшая наша вдовствующая Царица, день рожденія которой нынѣ святая церковь свѣтло празднуетъ, съ высоты царскаго престола подаетъ намъ два великіе примѣра христіанской жизни, подражать которымъ особенно необходимо въ настоящее время — примѣры высокой христіавской благотворительности и святого храненія завѣтовъ таинства брака.

II. а) «Куда ни обратишь взоръ свой по безпредѣльной широтѣ земли русской», говоритъ одинъ церковный учитель, (Димитрій, архіепископъ херсонскій), «вездѣ облобызаешь съ умиленіемъ слѣды этой нѣжной, сердобольной любви и заботливости августѣйшей Матери всѣхъ чадъ Россіи. Здѣсь Она подаетъ руку помощи безпріютному сиротѣ, тамъ объемлетъ своею любовію вдову; здѣсь подъ сѣнью «Краснаго креста» врачуетъ язвы воина, тамъ заботливымъ уходомъ услаждаетъ послѣдніе годы его жизни; здѣсь милосердіе Ея устрояетъ пріютъ слѣпому, а тамъ получаетъ помощь утопающій: тутъ собираются подъ Ея державную руку «сестры милосердія», а тамъ окрыляемые Ея покровительствомъ проповѣдники евангелія проходятъ холодныя тундры и знойныя пустыни, долы и горы, моря и рѣки съ словомъ истины, и оглашаютъ этимъ словомъ «сѣдящихъ во тьмѣ и сѣни смертной».

Не можемъ ли и мы подражать этому святому примѣру живой христіанской любви по мѣрѣ нашихъ силъ и средствъ? Не только можемъ, но и должны: царскій примѣръ благотворительности для всѣхъ насъ, на какой бы кто степени благосостоянія ни стоялъ, безусловно обязателенъ. Слово Божіе учитъ. что первая по важности послѣ великой заповѣди о любви къ Богу есть заповѣдь о любви къ ближнему: возлюбиши искренняго твоего яко самъ себе (Мѳ. XXII. 39). Но въ чемъ можетъ проявиться любовь къ ближнему, и притомъ въ такой мѣрѣ, въ какой бываетъ любовь къ самому себѣ, какъ не въ оказаніи помощи бѣдствующимъ. Но не только человѣческое чувство состраданія къ ближнему, не только страхъ быть обвиненнымъ на судѣ своей совѣсти и судѣ Божіемъ въ грѣхѣ жестокосердія побуждаютъ насъ быть человѣколюбивыми: къ этому насъ обязываетъ и собственное благо: на судѣ Божіемъ не будетъ милости тому, кто самъ не былъ милостивъ на землѣ къ своимъ братьямъ, ибо сказано, что блажени (только) милостивіи, яко тіи помилованы будутъ (Мѳ. V. 7). Не имѣвшимъ состраданія къ бѣднымъ грозный и праведный небесный Судія нѣкогда скажетъ: идите отъ Мене проклятіи въ огнь вѣчный, уготованный діаволу и аггеломъ его (Мѳ. ХХѴ. 41), ибо алкалъ Я, и вы не дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы не напоили Меня (Мѳ. ХХУ. 42). Такъ страшно быть немилостивымъ: потеря вѣчнаго блаженства неизбѣжна для него. Но жестокосердые и на землѣ лишены благоволенія Божія, ибо не къ нимъ относятся слѣдующія высокоутѣшительныя слова псалмопѣвца: блаженъ мужъ, разумѣваяй на нища и убога. Въ день лютъ избавитъ его Господь. Господь да сохранитъ его, и живитъ его, и да ублажитъ его на земли, и да не предастъ его въ руки враговъ его; Господь да поможетъ ему на одрѣ болѣзни его (Псал. ХL. 1—3). Но нѣкоторые изъ тѣхъ, у кого вмѣсто плотянаго сердца каменное, обыкновенно прикрываютъ свое равнодушіе къ участи бѣдствующихъ тѣмъ, что «у нихъ самихъ мало средствъ къ жизни», — гибельное недоразумѣніе, если оно только искреннее, а не благовидная маска безсердечія. Нигдѣ въ словѣ Божіемъ и не требуется, чтобы бѣдный благотворилъ столько, сколько и богатый. По евангельскому ученію можно пожертвовать на дѣла благотворительности меньше всѣхъ людей, и однакожъ предъ судомъ Божіимъ эта ничтожная, по-видимому, жертва можетъ быть признана самой высшей: отъ всевидящаго Ока не укроется ни то, съ какимъ намѣреніемъ подается жертва, ни то, какую часть всего имѣнія она составляетъ. Евангельская вдовица опустила въ сокровищницу іерусалимскаго храма только двѣ самыхъ мелкихъ монеты — двѣ лепты — и однакожъ по суду Христову она подала обильнѣе всѣхъ богатыхъ. Воистину глаголю вамъ, яко вдовица сія убогая множае всѣхъ вверже (Лук. XXI. 3). Въ высокой степени поучительно говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ по поводу жертвы евангельской вдовицы о томъ, что милостыня измѣряется не количествомъ, не размѣромъ, а любовію, сопутствующею ей. «Не за деньги, говоритъ этотъ великій отецъ церкви, продаются блага небесныя; не деньгами покупаютъ ихъ, а произволеніемъ подающаго деньги, любомудріемъ, возвышеніемъ надъ вещами житейскими, человѣколюбіемь, милостынею... Почему? Потому что, когда ты отъ многаго далъ меньшее, то хотя сотворилъ милостыню, но не такую, какую сотворила вдова. Ибо ты подалъ не съ такимъ усердіемъ, съ какимъ она; она лишила себя всего, или лучше не лишила, а все себѣ даровала. Богъ обѣщалъ царство не за таланты золота, но за чашу холодной воды, за усердіе»... (Бес. XV. на посл. Филип.). Такою благотворительностію, соединенною съ живою сердечною сострадательностію къ бѣдствующимъ, отличались всѣ святые. Вотъ, напримѣръ: св Мартинъ турскій (бывши еще воиномъ и въ состояніи простого оглашеннаго) однажды разорвалъ свою хламиду для того, чтобы отдать половину ея бѣдному, окоченѣвшему отъ холода. Послѣ этого онъ видѣлъ во снѣ І. Христа, облеченнаго въ эту половину его хламиды и разсказывающаго ангеламъ, какъ св. Мартинъ прикрылъ Его этою одеждою.

б) Второй достоподражаемый примѣръ истинно христіанской жизни, который подаетъ намъ съ высоты царскаго престола благочестивѣйшая Государыня Императрица, есть примѣръ глубокаго уваженія Ею Богомъ установленныхъ законовъ семейной жизни, освященной въ таинствѣ брака, который по взаимной любви, святости и нравственной чистотѣ царственной Четы напоминаетъ собою какъ бы образъ таинственнаго союза Христа съ церковію. Прошло болѣе 25 лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ царственная Чета являла намъ примѣръ истинно-христіанской семьи. Русскій народъ, съ глубокою отрадою, видѣлъ въ любимомъ, нынѣ въ Бозѣ уже почившемъ, Царѣ первѣйшаго Семьянина русской земли, совершеннѣйшаго Отца семьи, примѣрнаго Супруга и добраго, истинно-русскаго Хозяина въ домѣ своемъ, а въ безгранично-любимой Царицѣ дивно-прекрасную Супругу, Мать и Хозяйку, онъ не могъ достаточно нарадоваться Ихъ семейному счастію, высоко-нравственному духу Ихъ Царственныхъ Дѣтей, ихъ заботливому, истинно-христіанскому воспитанію и, наконецъ, всему столь полному, столь счастливому благоустройству въ Царственной Семьѣ. Всѣ мы видимъ въ этой Благословенной Семьѣ осуществленными лучшіе завѣты и преданія русской семейной жизни, которыми живъ и крѣпокъ нашъ народъ, которые записаны въ нашихъ завѣтныхъ семейныхъ поученіяхъ, начиная съ «Поученія дѣтямъ» Владиміра Мономаха... Высокопоучительный образецъ чистоты семейной жизни царственной Четы, который съ высоты царскаго престола свѣтилъ столъко лѣтъ своимъ живительнымъ, высоко-назидательнымъ свѣтомъ многимъ милліонамъ подданныхъ, есть лучшая проповѣдь противъ того нехристіанскаго взгляда на бракъ, который въ наше время нѣкоторыми проповѣдуется, и что еще гибельнѣе — многими воспринимается ко вреду собственной личной жизни и къ разложенію общественной.

Въ чемъ же тайна такой жизни, другими словами: какія условія нужно выполнить для того, чтобы пользоваться такимъ дивнымъ согласіемъ въ семейной жизни? Укажемъ два изъ этихъ условій, которыя чаще всего нарушаются въ наше время.

аа) Первая причина семейнаго несогласія между супругами, производящая тысяча бѣдствій какъ для нихъ, такъ и для ихъ дѣтей, есть та, что въ наши дни, дни погони за матеріальными выгодами и чувственными удовольствіями, заключаютъ весьма много браковъ по разсчету.

Св. Іоаннъ Златоустъ съ силою обличаетъ тѣхъ, кои, оставляя безъ вниманія душевныя качества невѣсты, руководствуются въ выборѣ ея какими либо разсчетами корыстными. Признавая, что бракъ есть союзъ сердецъ по искреннему взаимному довѣрію и расположенію, и долженъ быть образомъ союза Господа Христа съ церковію, онъ старался при всякомъ удобномъ случаѣ и съ особенною выразительностію поставить всѣмъ на видъ, что корыстный, такъ называемый «благоразумный» выборъ невѣсты на самомъ дѣлѣ въ высшей степени неблагоразуменъ для мужа, оскорбителенъ для святости брака, унизителенъ для чести жены, и вреденъ по своимъ послѣдствіямъ. Равнымъ образомъ тотъ же святитель обличаетъ и родителей невѣсты, которые ищутъ для своей дочери богатаго жениха. «Прежде всего», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — «ищи для дѣвицы мужа, настоящаго мужа или друга, — вѣдь ты хочешь отдать ему не плѣнницу, а дочь свою. Не ищи денегъ, ни знатности по роду, — все это не важно, а ищи кротости, истиннаго благоразумія и страха Божія, если хочешь, чтобъ твоей дочери пріятно было жить съ нимъ. Вѣдь если ты (мать) будешь искать побогаче жениха, ты не только не принесешь ей никакой пользы, а можешь сдѣлать и вредъ, потому что сдѣлаешь ее изъ свободной рабою. Отъ золотыхъ украшеній она вѣдь не получитъ столько удовольствій, сколько огорченій доставитъ ей ея рабское положеніе». (Злат. 20-я бес. на посл. къ Ефесс). Изъ этого видно, какъ необходимо для семейнаго согласія руководиться духовною стороною брака, а не какими-либо матеріальными соображеніями, что къ великому прискорбію упорно и рѣшительно не хотятъ въ настоящее время знать многіе, вступающіе въ бракъ.

бб) Вторая причина семейнаго несогласія та, что ни мужъ, ни жена, или кто-либо изъ нихъ, не хотятъ во взаимныхъ своихъ отношеніяхъ руководиться тѣми правилами, которыя предписаны въ божественномъ откровеніи, безъ соблюденія которыхъ ни одинъ бракъ не можетъ быть счастливъ. Вотъ это божественное ученіе объ отношеніяхъ между супругами. «Жены, повинуйтесь своимъ мужьямъ, какъ Господу; потому что мужъ есть глава жены, какъ и Христосъ глава церкви, и Онъ же Спаситель тѣла. Но какъ церковь повинуется Христу, такъ жены своимъ мужьямъ во всемъ. Такъ должны мужья любить своихъ женъ, какъ свои тѣла; любящій свою жену любитъ самого себя. Ибо никто никогда не имѣлъ ненависти къ своей плоти, но питаетъ и грѣетъ ее, какъ и Господь церковь» (Ефес. V, 22—25; 28–29). Поясняя эти слова, св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «жена произошла отъ ребра мужа и оба они составляютъ какъ бы двѣ части одного цѣлаго. Каждый изъ нихъ въ отдѣльности не полонъ, какъ будто у него отнята какая-нибудь часть тѣла, и не въ состояніи ни рождать дѣтей, ни устроить, какъ слѣдуетъ, настоящую жизнъ. Но при всемъ томъ мужъ имѣетъ нѣчто большее. Соотвѣтственно со Христомъ онъ получилъ и то, чтобы не только любить свою жену, какъ должно, но и благоустроять жизнь ея, да будетъ свята и непорочна. Жена же, хотя и равночестна мужу, есть второе начало: значитъ не должна требовать равенства съ мужемъ, такъ какъ стоитъ подъ главою, ни онъ не долженъ высокомѣрно смотрѣть на нее, какъ на подчиненную; ибо она тѣло его. Если голова станетъ пренебрегать тѣломъ, то пропадетъ и сама; въ замѣнъ послушанія должна она приносить любовь: какъ глава, такъ и тѣло. Мужъ долженъ предавать себя въ услуженіе жены, а она заботиться о немъ, посвящая ему всѣ свои чувства. Нѣтъ ничего лучше такого супружества» (Бес. на посл. къ Ефес. и Колос). — Вотъ единственно истинное условіе семейнаго согласія между мужемъ и женой: только при соблюденіи его возможно семейное счастіе. Но что же мы видимъ на самомъ дѣлѣ? Многіе христіане, утративъ вѣру въ божественное откровеніе, вмѣстѣ съ тѣмъ дѣлаютъ всѣ попытки, чтобы разорвать всѣ узы, которыми Господь Богъ скрѣпилъ человѣческую семью и общество. Проповѣдуя равноправность мужа и жены, такъ называемую свободу чувствъ, гражданскій бракъ и т. п., эти люди, если бы предоставить имъ полную свободу дѣйствій, въ конецъ разрушили бы семью, а съ нею и цѣлое общество, ибо, скажемъ словами мудраго святителя Филарета, митрополита московскаго, «въ семействѣ лежатъ сѣмена всего, что потомъ раскрывается и возростаетъ въ великомъ семействѣ, которое называется государствомъ» (См. брошюру: «Государственное ученіе митроп. Филарета»).

III. Да благословитъ же Господь Богъ наши брачныя сочетанія и наши семьи тѣми же небесными благословеніями, какими Онъ благословляетъ нашу царственную Семью, которая являетъ собой намъ примѣръ истинно христіанской семьи, украшенной всѣми христіанскими добродѣтелями и вѣнцемъ ихъ — великимъ милосердіемъ ко всѣмъ бѣднымъ и безпомощнымъ [1] (Священникъ Григорій Дьяченко).

Примѣчаніе:
[1] Это поученіе передѣлано нами изъ нашего же слова, помѣщеннаго первоначально въ Моск. Еп. Вѣд. за 1891 г. и произнесеннаго въ Моск. Больш. Успенскомъ Соборѣ.

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 548-551.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0