Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 2-ое. День рожденія вдовствующей Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны.

(Назначеніе человѣка).

I. Свѣтло празднуя нынѣ, братіе, рожденіе Благочестивѣйшей Государыни Императрицы Маріи Ѳеодоровны, нынѣ вдовствующей, мы имѣемъ прекрасный случай — размыслить о томъ, съ какою цѣлію всѣ мы родились въ міръ.

II. а) Первое наше назначеніе заключается въ насъ же самихъ. Святи будите, яко Азъ святъ Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2): вотъ въ чемъ состоитъ оно. Каждое существо въ мірѣ прежде всего обязано быть тѣмъ, чѣмъ быть создано; а потому и каждый человѣкъ прежде всего обязанъ быть человѣкомъ. Богъ даровалъ вамъ извѣстныя силы, извѣстныя способности, извѣстные законы: нашъ первый долгъ соблюсти эти силы, способности и законы въ томъ самомъ видѣ, въ какомъ пріяли ихъ изъ рукъ Творца, во всей ихъ чистотѣ, цѣлости и неповрежденности, и потомъ пользоваться этими силами и способностями, развивать ихъ, усовершать, словомъ — жить и дѣйствовать не иначе, какъ по тѣмъ законамъ, какіе начертаны въ нашей совѣсти и сердцѣ. Тогда мы, точно, будемъ людьми, будемъ тѣмъ, чѣмъ должны быть, по намѣренію своего Создателя. А сіе-то соблюденіе нами чистоты и невинности, сія-то жизнь и дѣятельность по нравственньшъ законамъ и будетъ святость наша (1 Солун. 4, 3).

Но, увы, скажете вы, какъ намъ соблюдать невинность, когда мы потеряли ее еще въ своихъ прародителяхъ: какъ намъ жить и дѣйствовать по нравственнымъ законамъ, когда къ нарушенію ихъ мы чувствуемъ въ себѣ почти неодолимое влеченіе; какъ намъ быть святыми, когда, зачатые и рожденные во грѣхахъ, мы нечисты съ ногъ до главы? Измыйтеся и чисти будете (Ис. 1, 16). — отвѣтствуетъ намъ на это Самъ-же Вседержитель устами Своего пророка. Гдѣ и какъ измыться? Онъ даровалъ намъ, всеблагій, и нужныя средства къ тому въ христіанствѣ. Здѣсь находятся двѣ духовныя купели, способныя омыть всѣ грѣхи человѣчества, — купель крещенія: это для тѣхъ, которые не вступили еще въ церковь Христову, и купель покаянія: это для тѣхъ, которые, содѣлавшись уже христіанами, снова успѣли осквернить себя разными пороками. Приступайте только къ сей послѣдней купели съ искреннею вѣрою во Христа-Спасителя, съ искреннымъ раскаяніемъ во грѣхахъ, съ искреннымъ желаніемъ впредь жить благочестиво, — и вы несомнѣнно выйдете изъ нея совершенно чистыми, новыми и непорочными предъ Богомъ.

б) Второе наше назначеніе заключается въ нашихъ ближнихъ, а потому и заповѣдуетъ намъ Господь: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе (Марк. 12, 31). Посмотрите внимательнѣе на окружающую насъ природу: найдете ли вы въ ней хотя одно существо, которое бы жило совершенно отдѣльно отъ прочихъ и только для самого себя? Совсѣмъ напротивъ: вы увидите, что тамъ всѣ созданія Божіи существуютъ не столько для себя, сколько на служеніе другъ другу. Чему, напримѣръ, не служатъ огонь, вода, воздухъ и прочія стихіи? Чему не служатъ камни, растенія и животныя? Въ природѣ все соединено самыми тѣсными, неразрывными узами, все содѣйствуетъ другъ другу, все поддерживается, развивается и процвѣтаетъ не иначе какъ посредствомъ взаимнаго самопожертвованія существъ, простирающагося нерѣдко до пожертвованія жизнію. Такъ точно должно быть и между нами; — и должно быть даже въ совершеннѣйшемъ видѣ: потому что мы лучшія изъ созданій Божіихъ на землѣ, которымъ подобаетъ не столько подражать неразумнымъ тварямъ, сколько быть для нихъ образцемъ. Мы — существа разумныя — должны понимать, что для того именно и надѣлилъ Творецъ каждаго изъ насъ различными способностями и дарованіями, чтобы мы, нуждаясь другъ въ другѣ, тѣмъ тѣснѣе соединялись между собою въ благоустроенныя общества, и пользовались взаимною помощію. Должны памятовать, что мы братья между собою, какъ дѣти одного Отца небеснаго, давшаго намъ бытіе; что мы братья между собою, какъ дѣти и одного отца земного, одного прародителя рода человѣческаго — Адама. Въ частности, мыхристіане, должны памятовать еще объ одномъ своемъ родствѣ — самомъ важномъ и священнѣйшемъ, родствѣ во Христѣ Іисусѣ, Который для того, между прочимъ, и взошелъ на крестъ, чтобы разрушить всѣ преграды, дотолѣ раздѣлявшія людей между собою (Еф. 2, 14-20); чтобы изъ всѣхъ людей составить единое стадо, единое царство Божіе, и потому заповѣдалъ Своимъ послѣдователямъ: о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Іоан. 13, 35). Кто жъ имѣетъ столько побужденій, и побужденій такихъ высокихъ и священныхъ — жить для ближнихъ, какъ не мы, послѣдователи Христа Спасителя?

в) Наконецъ, самое главное и высочайшее наше назначеніе, которому должны быть подчинены оба, доселѣ указанныя, заключается въ Самомъ Богѣ, и выражено для насъ въ Его святой заповѣди: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всѣмъ умомъ твоимъ, и всею крѣпостію твоею (Марк. 12, 30). Онъ есть нашъ Творецъ, даровавшій намъ бытіе и всѣ совершенства души и тѣла, по единой Своей благости; Онъ нашъ Отецъ — Промыслитель, пекущійся о каждомъ изъ насъ въ такой степени, что и одинъ волосъ съ главы нашей не падаетъ безъ Его воли. И какъ же намъ не любить Его болѣе всѣхъ и всего, не любить всѣми силами своими? Какъ намъ не отзываться на голосъ св. апостола: прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, яже суть Божія (1 Кор. 6,10), и аще ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31)? Господь же, съ другой стороны, есть и послѣдняя цѣль всѣхъ нашихъ стремленій: созданные по образу Его и по подобію, мы естественно влечемся къ Нему всѣмъ своимъ существомъ; въ Немъ окончательное успокоеніе для нашего ума, жаждущаго истины и правды; въ Немъ окончательное успокоеніе — для нашей воли, ищущей добра и совершенства; въ Немъ окончательное успокоеніе и для нашего чувства или сердца, алчущаго блаженства. Какъ же намъ не любить Его болѣе всѣхъ и всего, какъ не прославлять Его, какъ не жить для Него по преимуществу и даже исключительно? Но и еще не все: Онъ, безконечная милость и любовь, для спасенія насъ грѣшныхъ не пощадилъ Самого единороднаго Сына Своего, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Онъ низпослалъ для насъ на землю Самого Всесвятаго Духа Своего, изливающагося въ сердца наши Своими благодатными дарами, и возраждающаго, освящающаго и усовершающаго насъ для, жизни вѣчной. Онъ же, наконецъ, Отецъ нашъ небесный, еще отъ сложенія міра уготовалъ для насъ у Себя царствіе, и съ отверстыми объятіями ожидаетъ насъ къ Себѣ для нескончаемаго блаженства... За такія ли неизреченныя дѣла любви намъ не воздавать Господу взаимною, совершеннѣйшею любовію, — не жить для Него одного, не жертвовать всѣмъ во славу Его имени?

III. Научимся же имѣть всегда предъ очами своими тройственную цѣль, дла которой мы рождаемся въ этотъ міръ. Научимся стремиться къ ней со всѣмъ усердіемъ впродолженіи своей земной жизни, чтобы наконецъ и вамъ, при помощи Божіей, достигнуть послѣдняго назначенія своего и вѣчнаго успокоенія въ лонѣ Отца небеснаго. Аминь. (Сост. по «Словамъ и рѣчамъ» Макарія, еписк. тамбовск. и шац. томъ І).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 547-548.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0