Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. ап. Филиппъ.

(Уроки изъ жизни св. апостола Филиппа: а) нужно слушаться гласа Божія, призывающаго насъ ко спасенію; б) должно твердо и рѣшительно оставить все и послѣдовать за І. Христомъ и в) нужно стараться приводить ко Христу и нашихъ ближнихъ).

I. Св. ап. Филиппъ, память коего совершается нынѣ, изъ числа двѣнадцати апостоловъ, родился въ Виѳсаидѣ. Онъ былъ изъ числа тѣхъ людей, которые пламенно желали скорѣйшаго явленія въ мірѣ Спасителя. Услышавъ объ Іоаннѣ Крестителѣ, св. ап. Филиппъ покинулъ домъ родительскій и сдѣлался однимъ изъ ближайшихъ учениковъ Предтечи. Съ восторгомъ онъ узналъ отъ св. Іоанна, что ожидаемый Мессія уже пришелъ. Когда Спаситель, послѣ крещенія и сорокадневнаго поста въ пустынѣ, вышелъ на проповѣдь, то Онъ встрѣтилъ св. ап. Филиппа и сказалъ ему: гряди по Мнѣ (Іоан. 43). Св. ап. Филиппъ безпрекословно послѣдовалъ за Господомъ, привелъ къ Нему друга своего Наѳанаила и съ этой минуты сдѣлался неотлучнымъ послѣдователемъ и ревностнымъ ученикомъ Его. Св. ап. Филиппъ за ревностное проповѣданіе евангелія распятъ былъ на крѣстѣ головою внизъ. По имени св. Филиппа называется постъ предъ праздникомъ Рождества Христова, начинающійся 15 ноября.

II. а) Мы видѣли, братія, что лишь Божественный глаголъ: слѣдуй за Мной! коснулся слуха Филиппа, — Филиппъ оставилъ все и послѣдовалъ за Христомъ и уже никогда до самой смерти не оставлялъ Его. Такова сила Божественнаго гласа.

Но не однихъ св. апостоловъ зоветъ къ Себѣ Господь: зоветъ Онъ и каждаго изъ насъ и зоветъ непрестанно. Со времени перваго гласа Божія къ первому грѣшнику: «Адаме! гдѣ еси?» этотъ голосъ немолчно раздается и будетъ раздаваться до скончанія вѣка въ уши каждаго человѣка-грѣшника. «Се стою (Ап. 3, 20), говоритъ Самъ Господь, у двери и стучу»: не отворитъ ли кто Мнѣ сердца своего, не услышитъ ли кто гласа Моего. Многочастнѣ и многообразнѣ Богъ говоритъ каждому изъ насъ: слѣдуй за Мною. «Слѣдуй за Мною», а не за плотію, говоритъ Онъ въ совѣсти нашей. «Слѣдуй за Мною», а не за міромъ, говоритъ Онъ въ словѣ Своемъ. «Слѣдуй за Мною», а не за своими страстями, за своею скупостію, за своимъ честолюбіемъ, говоритъ Онъ въ поученіяхъ пастырей церкви. «Слѣдуй за Мною», а не за тысячью предметовъ, которые только обольщаютъ тебя суетно, но никогда не сдѣлаютъ тебя счастливымъ. Посмотри на небо, куда тебя зову, какъ оно прекрасно; можно ли сравнить его съ землею? Но зачѣмъ же привязываешься такъ сильно къ землѣ? Посмотри, сколько лжи, коварства въ мірѣ; а въ обителяхъ Моихъ правда, и миръ, и радость о Дусѣ Святѣ (Римл. 14, 17), тишина, согласіе и любовь.

Зоветъ насъ къ Себѣ Господь, а мы не идемъ. Простираетъ къ намъ Свои руки, а мы отвращаемся отъ Него. Наканунѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней колокола благовѣстятъ человѣку великую радость: «иди къ Богу! иди къ Богу! Помни день воскресный!»; а мы сего поистинѣ громоваго гласа не слышимъ, и спокойно идемъ кто на поле свое, кто на село свое, кто въ собранія общественныя, кто на суетныя зрѣлища, кто въ гости, къ кому самому гости.

Отчего же, Господи, слово Твое, такъ живо и спасительно дѣйствовавшее на умы и сердца св. апостоловъ, не дѣйствуетъ на наши сердца, на наши умы? Среди шума страстей, воюющихъ въ плоти нашей, среди шума мірскихъ удовольствій, не слышимъ мы голоса Бога, зовущаго насъ къ Себѣ; голосъ Божій не находитъ отголоска себѣ въ душѣ нашей, какъ голосъ вопіющаго въ пустынѣ; не такъ душа наша настроена, чтобы слышать его; не о томъ думаетъ она, не къ тому стремятся ея мысли и желанія.

Св. ап. Филиппъ такъ скоро и радостно отозвался на голосъ Христа потому, что онъ имѣлъ душу уже предъочищенную, хорошо настроенную для того, чтобы слышать Господа. Послушаемъ, что онъ говоритъ: «обрѣтохомъ Мессію». «Обрѣтохомъ», — значитъ онъ искалъ Христа, думалъ о Немъ, желалъ, чтобы Онъ пришелъ скорѣе. «Обрѣтохомъ, говоритъ онъ, о Которомъ писали Моисей въ законѣ, и пророки»... Значитъ онъ читалъ св. писаніе, поучался въ законѣ, испытывалъ писанія... Вотъ чѣмъ, братія, душа наша очищается отъ дурныхъ мыслей; вотъ чѣмъ предуготовляется къ слышанію гласа Божія.

б) Св. ап. Филиппъ, какъ услышалъ гласъ Божій, тотчасъ оставилъ все и послѣдовалъ за Христомъ; не сталъ онъ раздумывать, не сталъ говорить: Господи! позволь, я прежде покончу свои земныя дѣла; позволь прежде пойти похоронить отца моего, или проститься съ домашними моими, какъ говорили Спасителю впослѣдствіи времени желавшіе послѣдовать за Нимъ и не послѣдовавшіе (Лук. 9. 59. 61), или какъ нѣкогда до своего обращенія говорилъ блаженный Августинъ: «спаси меня, Господи, но еще не теперь; сейчасъ встану, еще одну, одну минуту». Въ дѣлѣ спасенія нашего все, братія, зависитъ отъ рѣшимости повиноваться голосу Божію, рѣшимости безусловной, скорой, неотложной. «Кто хочетъ плыть, говоритъ приснопамятный Филаретъ, митрополитъ московскій, тому прежде надлежитъ отвязать, или, для поспѣшности, отсѣчь веревку, которою лодка его прикрѣплена къ берегу. Кто желаетъ быть дѣйствительно на пути къ небу, тому надлежитъ или постепенно — со вниманіемъ и усиліемъ разрѣшить, или, если боится закоснѣть, и если чувствуетъ въ себѣ довольно силы, — рѣшительнымъ ударомъ отсѣчь всѣ страстныя, земныя привязанности» (Изд. 1848 г. 1. 90). Вотъ этой-то твердой рѣшимости въ большей части изъ насъ и нѣтъ. Многомилостивъ Господь; Онъ иногда и противъ воли нашей заставляетъ слышать голосъ Свой. Въ самомъ дѣлѣ, кто изъ людей самыхъ разсѣянныхъ не слыхалъ въ душѣ своей голосъ Божій и не говорилъ самому себѣ: довольно! Пора остепениться, пора позаботиться о спасеніи души своей? Кто изъ насъ самихъ не сознавалъ не разъ, а даже нѣсколько разъ, что хорошо бы поусерднѣе и Богу молиться каждый день, и каждый день читать слово Божіе, и удѣлять часть имѣнія своего въ пользу бѣдныхъ, и неопустительно по праздникамъ ходить въ церковь? Да, братія, появляются и въ душѣ нашей святыя мысли и разсѣеваютъ окружающій насъ грѣховный мракъ, и не безъ содраганія видишь тогда себя въ безднѣ грѣховной, не безъ ужаса сознаешь, что ты и несчастенъ, и жалокъ, и нищъ, и слѣпъ, и нагъ (Ап. 3, 17); въ душу прокрадывается умиленіе, и готовъ иногда бываешь все сдѣлать, чтобы выйти изъ этого ужаснаго состоянія, готовъ непрестанно, подобно ап. Петру, вопіять и иногда дѣйствительно вопіешь: Господи! спаси меня, погибаю! (Мѳ. 14, 30). Но отложишь исправленіе до сдѣдующаго дня... и увы! въ большинствѣ случаевъ отложишь навсегда. Какъ молнія явилась святая мысль, какъ молнія и исчезла, и ты, по прежнему, во тьмѣ грѣховной. Посему-то и заповѣдуется намъ «не отлагать день отъ дня спасенія» (Рим. 13, 12. 13). Увы! Каждому изъ насъ по опыту извѣстно, что значитъ отложить свое спасеніе до другого дня. Не такъ поступилъ св. Филиппъ: онъ услышалъ слово Божіе: иди за Мною, — и сейчасъ пошелъ.

в) Но св. ап. Филиппъ не только самъ пошелъ, но и привелъ ко Христу своего друга Наѳанаила... О! братія, заботясь о своемъ спасеніи, не забудемъ позаботиться и о спасеніи своихъ друзей. Часто мы клянемся друзьямъ своимъ въ вѣчной дружбѣ. Но вѣдь вѣчно будемъ жить не на землѣ, а на небѣ. Позаботимся, чтобы друзья наши остались намъ друзьями не только здѣсь на землѣ, но и тамъ, на небѣ; чтобы намъ и на небѣ встрѣтить ихъ съ большею радостію и любовію, чѣмъ съ какою мы встрѣчаемъ ихъ здѣсь, на землѣ... Вотъ что говоритъ св. Златоустъ: «хотя бы все въ нашей жизни устроено было хорошо, довольно, этого одного грѣха — небреженія о спасеніи ближнихъ, чтобы ввергнуть насъ въ геенну» (Слова, III, 77). Какое страшное слово! Убоимся, братія, поревнуемъ св. Филиппу, который, спасшись самъ, заботится о спасеніи своего друга и влечетъ его ко Христу.

III. Подражая св. ап. Филиппу въ послѣдованіи Христу, будемъ, братія мои, подражать ему и въ рѣшимости оставить все, что препятствуетъ итти за Христомъ, и въ обращеніи друзей, знакомыхъ и ближнихъ своихъ ко Христу, Спасителю міра. (Сост. свящ. Г. Д–ко по «Душ. чт.» 1883 г., декабрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 545-547.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0