Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 30.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Тринадцатый день.

Св. Іоаннъ Златоустъ.

(Объ усердіи къ исполненію обязанностей христіанина и гражданина).

I. Св. Іоаннъ Златоустъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Антіохіи сирійской, въ 347 г. по Р. Хр. Отецъ его, Секундъ, былъ полководецъ. Мать его Анѳуса, оставшись 22-хъ лѣтъ вдовою, посвятила свои заботы и все богатство на воспитаніе сына, подъ руководствомъ лучшихъ учителей. Въ 369 году Іоаннъ крестился и сдѣлался чтецомъ антіохійской церкви. По смерти матери онъ удалился въ пустыню: но, когда суровая жизнь въ пустынѣ разстроила его здоровье, онъ возвратился въ Антіохію. Здѣсь, въ санѣ діакона, а потомъ — пресвитера, Іоаннъ служилъ на пользу церкви: заботился о бѣдныхъ, обличалъ пороки антіохійцевъ, успокоивалъ народныя волненія и спасъ антіохійскій народъ отъ наказанія, которое угрожало ему отъ царя Ѳеодосія великаго за низверженіе царскихъ статуй. Въ 397 г. императоръ Аркадій возвелъ Іоанна въ архіепископы Константинополя. Здѣсь святитель показалъ еще большую ревность христіанскаго пастыря. Онъ велъ жизнь строгаго монаха, заботился о бѣдныхъ, смѣло обличалъ пороки общества, не щадя самыхъ высшихъ лицъ, неустанно проповѣдывалъ, изъясняя священное писаніе, учреждалъ крестные ходы, посылалъ проповѣдниковъ слова Божія къ язычникамъ, составлялъ молитвы, изложилъ въ сокращенномъ видѣ литургію св. Василія Великаго и вообще весьма усердно исполнялъ обязанности архипастыря.

Своими обличеніями онъ нажилъ многихъ враговъ, сильнѣйшими изъ которыхъ были: императрица Евдокія, вельможа Евтропій и архіепископъ александрійскій Ѳеофилъ. Враги Златоуста, составивъ соборъ изъ враждовавшихъ на него епископовъ, осудили его и съ согласія императора удалили изъ столицы. Хотя бѣдствія въ имперіи, пожаръ въ столицѣ, какъ наказаніе Божіе за угнетеніе великаго святителя, заставили императора возвратить Іоанна, но за новыи обличенія его подвергли окончательному изгнанію. Онъ былъ сосланъ въ отдаленный городъ Арменіи, но такъ какъ и здѣсь онъ считался опаснымъ для враговъ церкви, то рѣшили было отослать его еще дальше, вь городъ Питіунтъ, близъ нынѣшняго города Поти, на южномъ берегу Чернаго моря. Но холодъ и трудности путешествія истощили послѣднія силы страдальца. Іоаннъ не доѣхалъ до Питіунта и скончался въ Команѣ понтійской, 14-го сентября 407 года по Р. Хр. Въ 438 г. мощи его перенесены въ Константинополь. Ради праздника воздвиженія креста Господня церковь совершаетъ память его не 14 сент., когда святитель преставился, а въ 13 день ноября.

II. Св. Іоаннъ Златоустъ по справедливости можетъ быть нашимъ учителемъ усердія въ исполненіи обязанностей христіанина и гражданина, члена церкви и члена гражданскаго общества, такъ какъ онъ осуществилъ въ своей жизни во всемъ со вершенствѣ наставленіе апостола: «въ усердіи не ослабѣвайте»- (Рим. 12, 11).

Одинъ изъ важныхъ недостатковъ нашей дѣятельности — это неровность, непостоянство, а часто нерадѣніе и безпечность о добросовѣстномъ и ревностномъ исполненіи возложенныхъ на, насъ самымъ званіемъ обязанностей.

а) Высокое благодатное званіе христіанина, общее всѣмъ намъ, обязываеть каждаго искать прежде царствія Божія и правды Его (Матѳ. 6, 33), всѣмъ сердцемъ любить Господа и Спасителя нашего, быть всегда вѣрнымъ Ему въ постоянномъ совершенствованіи себя по духу евангелія и св. церкви. Что жъ? Скажемъ ли, что мы не ослабѣваемъ въ своемъ усердіи къ Господу и Его требованіямъ? Скажемъ ли, что съ каждымъ днемъ мы идемъ впередъ по пути христіанскихъ заповѣдей, смѣло, при помощи Божіей, выдерживая борьбу съ препятствіями, замедляющими шествіе наше къ горнему отечеству? Очень немногіе неослабно стремятся къ цѣли, указанной Христомъ Спасителемъ. У большей части изъ насъ съ годами и днями растутъ въ сердцахъ страсти, усиливаются порочные навыки, а усердіе къ долгу христіанскому, ревность къ преуспѣянію нравственному ослабѣваютъ. Отчего? Отъ небреженія о душѣ, отъ недостатка заботливости о ея дѣятельности сообразно съ нашимъ высокимъ, небеснымъ назначеніемъ Нива, которую не очищаютъ отъ сорныхъ травъ, естественно порастаетъ плевелами, вредными для роста и доброкачественности пшеницы. Такъ и въ сердцѣ человѣческомъ непремѣнно укоренятся и выростутъ тернія злыхъ страстей, вредоносныхъ для благочестія, если мы не станемъ во время и усердно искоренять ихъ, заботливо усиливая добрыя, христіанскія наклонности.

б) Кромѣ общаго всѣмъ намъ и важнѣйшаго званія христіанъ, какъ извѣстно, есть цѣлый рядъ частныхъ званій, которыя налагаютъ на того или другого христіанина и частныя обязанности, болѣе или менѣе трудныя. И въ общественномъ строѣ жизни частныя званія необходимы для блага народовъ и государства; но это благо достигается на дѣлѣ не иначе, какъ усердіемъ къ своему долгу разнородныхъ дѣятелей, членовъ общества. Многосложная машина совершаетъ свое движеніе правильно и успѣшно только тогда, когда всѣ части ея цѣлы, каждая на своемъ мѣстѣ и соотвѣтствуетъ своему назначенію. Въ противномъ случаѣ, т. е., когда повреждена какая либо, хотя бы маловажная часть, машина, и при дѣйствіи искуснаго ея правителя, разстраивается, ходъ ея или замедляется, или, до исправленія поврежденной части механизма, останавливается. Не такъ ли и въ огромной машинѣ общественной жизни разстраивается порядокъ, происходитъ застой отъ лѣности и небреженія объ исполненіи своего долга частными, иногда едва замѣтными по своему положенію, дѣятелями? Такъ, братіе, нерѣдко отъ незначительныхъ, по-видимому, причинъ и случаевъ бываютъ великія послѣдствія.

Въ оправданіе ослабленія своего усердія къ исполненію долга на разныхъ поприщахъ жизни общественной, нѣкоторые дѣятели придумываютъ и выражаютъ разныя извиненія.

аа) «Честное и ревностное служеніе дѣлу, говорятъ, наживаетъ безкорыстному труженику много враговъ, съ которыми надобно быть въ безпрерывной борьбѣ». Но развѣ въ этой борьбѣ нѣтъ своего утѣшенія? Развѣ ратовать за правду, за долгъ чести не составляетъ истиннаго удовольствія и не есть прямая обязанность христіанина? Развѣ сознаніе, – что я исполняю свой долгъ добросовѣстно, не можетъ дать отраднаго спокойствія душѣ? Да и самые враги всегда отдадутъ должное уваженіе усердному и безкорыстному исполнителю долга и, можетъ быть, сами воспользуются урокомъ.

бб) Иной говоритъ: «я ослабѣлъ въ усердіи къ своему дѣлу потому, что не вижу правильной оцѣнки своимъ трудамъ, поощренія за нихъ, тогда какъ другіе, менѣе меня достойные, пользуютса преимуществами службы». Правда, поощренія на службѣ имѣютъ немаловажное значеніе; они одушевляютъ трудящагося; правда и то, что непріятно, когда не оцѣниваютъ вѣрно усердія къ дѣлу. Но справедливо ли изъ-за этого равнодушно относиться къ своему долгу? Справедливо ли пренебрегать поэтому дѣломъ своимъ, которое тутъ ни въ чемъ не виновато? Если не цѣнятъ правильно трудовъ люди, то есть высшій небесный Судія дѣлъ человѣческихъ, — Его судъ самый правильный, и Онъ воздастъ въ свое время каждому мзду нелицепріятную; а увѣреніе совѣсти — лучшая награда на землѣ. Къ сожалѣнію, часто случается, что люди, считающіе себя непонятыми, неоцѣненными, сами о себѣ не имѣютъ правильнаго понятія и слишкомъ возвышаютъ себѣ цѣну.

Есть и еще немало извиненій въ нерадѣніи о долгѣ званія. Но мы умалчиваемъ о нихъ; всѣ они не основательны.

III. Возлюбленные о Христѣ братія! И для блага собственнаго, и для блага общественнаго будемъ дѣятельно помнить наставленіе апостола: въ усердіи не ослабѣвайте, и подражать св. Іоанну Златоусту, нынѣ прославляемому за его усердіе въ исполненіи его обязанностей какъ христіанина и пастыря Христова стада, — усердіе, простиравшееся до готовности душу свою положить за то св. дѣло, какое ему ввѣрено было Богомъ. Аминь. (Сост. по Ч. М. и проп. Леонтія, митр. моск. т. I).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 543-545.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0