Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Двѣнадцатый день.

Св. Іоаннъ милостивый.

(О побужденіяхъ къ дѣламъ милосердія).

I. Св. Іоаннъ патріархъ александрійскій, память коего св. церковь совершаетъ нынѣ, всецѣло посвятилъ себя дѣлу благотворительности, которую онъ оказывалъ всѣмъ бѣднымъ и случайно впадавшимъ въ нужду. Посему св. Іоаннъ въ ликѣ святыхъ имѣетъ особое отличительное наименованіе милостиваго.

Сдѣлавшись патріархомъ александрійскимъ, св. Іоаннъ сказалъ экономамъ церковнымъ: «пройдите весь городъ и перепишите мнѣ господъ моихъ». Экономы спросили: «кто господа твои, владыко»? Онъ отвѣчалъ: «тѣ, коихъ вы называете убогими и нищими, ибо они могутъ принять меня въ вѣчные кровы и подать помощь ко спасенію». Воля святителя была исполнена и всѣмъ бѣднымъ назначено было постоянное пособіе. Для того, чтобы никто изъ нуждающихся не былъ отстраненъ отъ него, св.Іоаннъ въ среду и пятокъ съ нѣкоторыми почтенными лицами цѣлый день сидѣлъ у воротъ церковныхъ, чтобы всѣ, имѣющіе до него дѣло, не возбранно могли приходить къ нему. Когда изъявляли удивленіе такому терпѣнію его, святитель отвѣчалъ: «если я имѣю всегда доступъ ко Господу моему І. Христу, въ молитвахъ бесѣдую съ Нимъ и прошу у Него все, что хочу: какъ же могу возбранить приходить ко мнѣ ближнему моему?» И дѣйствительно никакое спѣшное дѣло не могло заставить св. Іоанна отложить дѣло милосердія. Такъ одна вдова подошла къ нему въ такое время, когда онъ шелъ въ церковь и, какъ уже было время начать служеніе, то сопровождавшіе Іоанна совѣтовали выслушать вдовицу послѣ службы. Но святитель отвѣчалъ: «а меня послушаетъ ли Богъ, если я не хочу ее послушать» и тотчасъ, разобравъ дѣло, сдѣлалъ вдовѣ удовлетвореніе. Сказали св. Іоанну, что нѣкоторыя дѣвицы, хорошо одѣтыя, стоятъ среди нищихъ для сбора подаянія; спрашивали святителя: должно ли такимъ подавать милостыню? Онъ отвѣчалъ: «если вы рабы Христовы, подавайте, какъ Христосъ повелѣлъ, не взирая на лица: ибо мы не свое даемъ, а Христово»... Однажды посѣтилъ святителя богатый вельможа и, увидавъ на постели его худое покрывало, прислалъ ему шелковое, стоившее 36 златницъ. Святитель почтилъ усердіе и одѣлся подареннымъ ему покрываломъ, но въ ту же ночь, пробудившись, онъ раскаялся и говорилъ: «горе тебѣ, окаянному! ты покрываешься многоцѣннымъ покрываломъ, а братія Христовы — нищіе цѣпенѣютъ отъ холода. Пусть цѣною его покроются нѣсколько бѣдныхъ». — Утромъ онъ послалъ продать покрывало, и когда вельможа вновь возвращалъ его, святитель не хотѣлъ воспользоваться подаркомъ и приверженность къ себѣ вельможи обратилъ на средство благотворительности.

Св. Іоаннъ скончался въ 620 году по Р. Хр. Умирая, онъ молился: «благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобилъ меня принести Тебѣ Твое».

II. Поучимся же, братіе, у св. Іоанна милостиваго его милосердію, для чего приведемъ на память себѣ тѣ великія побужденія къ благотворительности христіанской, которыя содержатся въ словѣ Божіемъ и въ твореніяхъ св. отцевъ церкви и которыми безъ сомнѣнія руководился св. Іоаннъ милостивый.

а) Будемъ, прежде всего, знать, что милосердіе уподобляетъ насъ Богу. «Ничто столько не уподобляетъ человѣка Богу, какъ благотвореніе, говоритъ св. Григорій Богословъ, хотя Богъ несравненно больше благодѣтельствуетъ, а человѣкъ меньше, сообразно съ своими силами. Богъ сотворилъ человѣка, и снова возставляетъ его изъ тлѣнія; а ты по крайней мѣрѣ не презри падшаго. Если ты можешь оказывать ближнему высшія благодѣянія приносящія пользу душѣ, не откажись и этимъ послужить нуждающемуся; если же ты этимъ не можешь служить ближнему, оказывай ему хоть меньшія благодѣянія, занимающія второе мѣсто и не превышающія силы твои. Помоги ему, доставь пищу, подай рубища, принеси лѣкарство, перевяжи раны, разспроси о бѣдственномъ положеніи, поговори о терпѣніи». («Сл. о любви къ бѣднымъ»).

б) Припомните, далѣе, что милостыня есть заемъ Богу. «Подавая милостыню, будемъ смотрѣть не на бѣднаго, говоритъ св. Златоустъ, который принимаетъ, но на Бога, Который воздаетъ, не на того, кто получаетъ серебро, но на Того, Кто дѣлается должникомъ нашимъ. Для того одинъ принимаетъ, а Другой платитъ, чтобы съ одной стороны бѣдность и несчастіе пріемлющаго расположили тебя къ милости и состраданію, а съ другой богатство Имѣющаго отдать, ручаясь за уплату съ великою прибавкою, располагало къ милостынѣ съ большею щедростію. Не будемъ же беречь деньги, или лучше, будемъ беречь деньги; ибо кто бережетъ свое имущество, тотъ полагаетъ его въ руки бѣдныхъ, въ неприкосновенную сокровищницу, недоступную ни для разбойниковъ, ни для слугъ, ни для злоумышленниковъ». (1 бесѣда на слова: «имуще той же духъ»).

в) Никогда не забывай, что милостыня приноситъ великую пользу подающимъ:

аа) «Милостыня есть великая красота и драгоцѣнность, говоритъ св. Златоустъ, великій даръ или лучше великое благо: если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочимъ добродѣтелямъ. Смотри, сколько добра происходитъ отъ сего: дающій милостыню, какъ должно давать, научается презирать деньги, исторгъ корень золъ — сребролюбіе, — посему онъ дѣлаетъ добро не столько другимъ, сколько себѣ, — не только потому, что милостынѣ предлежитъ воздаяніе и награды, но и потому, что душа его дѣлается любомудрою, высокою и богатою. Дающій милостыню пріучается не дорожить ни деньгами, ни золотомъ: а пріучившійся къ сему весьма великій сдѣлалъ шагъ къ небу и уничтожилъ безчисленные предлоги къ враждѣ, ссорѣ, зависти и печали, ибо знаете и сами, что все это отъ денегъ и что изъ-за денегъ безчисленныя брани. А кто научился презирать деньги, тотъ поставилъ себя въ тихое пристанище, и уже не боится лишенія, — ибо сему научила его милостьшя. Онъ уже не желаетъ принадлежащаго ближнему, ибо какъ можетъ желать сего тотъ, кто уступаетъ свое и отдаетъ? Онъ уже не завидуетъ богатому; ибо какъ можетъ завидовать тотъ, кто желаетъ быть бѣднымъ? Онъ очищаетъ око души своей». (Бес. на п. къ филип.). «Богъ повелѣлъ давать деньги нуждающимся не для того только, чтобы пособить имъ въ нищетѣ, но и для того, чтобы научить насъ состраданію» (19 б. на п. рим.). «Тотъ, кто научился быть милосердымъ къ несчастному, научится и не злопамятствовать врагамъ». (14 бесѣда на Дѣян.).

бб) «Милостыня доставляетъ не только царство небесное, но и въ настоящей жизни безопасность и избытокъ. Кто сказалъ это? Самъ Тотъ, Кто властенъ сдѣлать это. Подающій изъ своего имѣнія бѣднымъ, сказалъ Онъ, сторицею пріиметъ въ этомъ вѣкѣ, и животъ вѣчный наслѣдитъ (Ме. 19, 29). Видишь ли воздаянія, съ великимъ изобиліемъ подаваемыя въ той и другой жизни». (2 б. на сл. «имуще той же духъ»).

вв) «Нищіе — воины. Они, принявъ милостыню, умилостивляютъ Бога, они разрушаютъ козни, не варваровъ, а демоновъ; не попускаютъ лукавому духу болѣе усиливаться и дѣлать на тебя непрестанныя нападенія, но ослабляютъ его силу. (66 б. на ев. Мѳ.)». «Благоразумны тѣ, говоритъ Григорій Богословъ, кои, не вѣря благамъ настоящимъ, собираютъ себѣ сокровище въ будущемъ, и видя непостоянство и перемѣнчивость благополучія человѣческаго, любятъ благотворительность, которой никогда не измѣняютъ. Зато, безъ сомнѣнія, получатъ они — по крайней мѣрѣ — одно изъ трехъ воздаяній: или то, что никогда не подвергаются бѣдствіямъ, потому что Богъ часто и земными благами утѣшаетъ благочестивыхъ, призывая ихъ Своею благостію къ состраданію; или то, что и среди бѣдствій они имѣютъ въ себѣ дерзновеніе къ Богу, ибо страждутъ не за порочную жизнь, а по особенному устроенію Промысла; или наконецъ то, что они по праву могутъ требовать отъ людей благоденствующихъ такой же сострадательности, какую сами оказывали нуждающимся во время своего счастія». (Сл. о любви къ бѣднымъ).

гг) Милостыня покрываетъ множество грѣховъ и пріобрѣтаетъ намъ царство небесное. «Бѣдные, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, — врачи нашихъ душъ, благодѣтели и заступники, потому что ты не столько даешь имъ, сколько получаешъ; даешь серебро, а получаешь царство небесное; облегчаешь бѣдность, а примиряешь себя съ Господомъ». (3 бес. на сл.: имуще той же духъ). Ты даешь серебро, а получаешь отпущеніе грѣховъ; ты избавляешь бѣднаго отъ голода, а онъ избавляетъ тебя отъ гнѣва Божія. Этб нѣкоторая мѣна и торговля, приносящая прибытокъ гораздо больше расхода и значительную выгоду. Расходъ состоитъ въ деньгахъ, а прибытокъ не въ деньгахъ только, но и въ отпущеніи грѣховъ, въ дерзновеніи предъ Богомъ, въ царствѣ небесномъ и въ наслажденіи благами, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). (1 бес. на сл.: «имуще той же духъ»). «Нѣтъ грѣха, котораго бы не могла истребить милостыня; всѣ грѣхи ниже ея; она есть врачевство, пригодное ко всякой ранѣ. Что хуже мытаря! Онъ способенъ на всякое нечестіе, но и это нечестіе Закхей очистилъ милостынею». (25 бес. на Дѣян.). «Не такъ врачъ, простирая руку и прилагая желѣзо, очищаетъ гнилыя раны, какъ нищій, протягивая руку и получая милостыню, изглаждаетъ грѣховные струпы язвъ; и что особенно удивительно, онъ безъ боли и страданія совершаетъ свое превосходное врачеваніе». (30 бес. на 1 посл. къ Кор.). «Великъ полетъ у милостыни: она разсѣкаетъ воздухъ, проходитъ луну, восходитъ выше лучей солнечныхъ, достигаетъ до самыхъ небесъ. Но и тамъ не останавливается; напротивъ, проходитъ и небо, обтекаетъ и сонмы ангеловъ, и лики архангеловъ, и всѣ вышнія силы и предстаетъ самому престолу Царскому. Научитесь этому изъ самаго писанія, которое говоритъ: Корниліе, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша предъ Бога (Дѣян. 10, 4). А слова: предъ Бога — значатъ вотъ что: хотя у тебя много грѣховъ, но, какъ милостыня защитница, то не бойся; ни одна изъ вышнихъ силъ не останавливаетъ ея; она требуетъ долга, держитъ у себя въ рукахъ собственное рукописаніе. Это гласъ Самого Господа: «кто сотворилъ, говоритъ Онъ, единому сихъ меньшихъ, тотъ Мнѣ сотворилъ» (Мѳ. 25, 40). Такимъ образомъ, сколько бы ни было у тебя грѣховъ, твоя милостыня превышаетъ всѣ». (3 бесѣд. о покаяніи)

г) Благотворя бѣднымъ, помни, что ты одной съ ними природы. Указывая на одинаковость природы въ насъ и въ бѣдныхъ и этимъ взаимнымъ сродствомъ нашимъ побуждая насъ къ милосердію, св. Григорій Богословъ говоритъ: «они одинаковое съ нами получили естество; изъ того же составлены бренія, изъ какого и мы; или лучше — если должно упомянуть о важнѣйшемъ — они также, какъ и мы, одарены образомъ Божіимъ и хранятъ его, можетъ быть, лучше насъ; хотя и истлѣли тѣломъ, — въ единаго облечены Христа, по внутреннему человѣку; одинаковый съ нами приняли въ сохраненіе залогъ Духа, участвуютъ въ однихъ съ нами законахъ, глаголахъ Божіихъ, завѣтахъ, собраніяхъ, таинствахъ, надеждахъ; за нихъ равно умеръ Христосъ, взявшій на Себя грѣхъ всего міра, они суть наслѣдники небесной жизни, хотя весьма много отчуждены отъ земной; они спогребаются Христу, и совостаютъ съ Нимъ; страдаютъ съ Нимъ, дабы съ Нимъ и прославиться. И такъ не презри брата твоего». («Изъ слова о любви къ бѣднымъ»).

III. Имѣя такія великія побужденія къ милосердію, не облѣнимся, братія, благотворить бѣднымъ по мѣрѣ нашихъ силъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 540-543.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0