Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-е. Св. муч. Викентій.

(Назначеніе человѣческаго тѣла).

I. Св. муч. Викентій, память коего совершается нынѣ, родомъ изъ Испаніи, былъ діакономъ въ Августополѣ и замученъ въ IѴ вѣкѣ, при Діоклитіанѣ. «Пощади самого себя, говорилъ ему мучитель. Мнѣ жаль тебя, и я хотѣлъ бы видѣть тебя въ чести и славѣ, а не въ безчестіи и мукахъ». Святой отвѣчалъ, что онъ не боится никакихъ мукъ. Тогда мучитель велѣлъ предать его разнообразнымъ истязаніямъ. Жестоки и продолжительны были эти истязанія: пригвоздивъ исповѣдника ко кресту, ему наносили безпощадные удары, когда же тѣло его было истерзано, члены переломлены, жилы вытянуты, его бросили въ темницу и положили на острыхъ черепкахъ. Все это съ невозмутимымъ терпѣніемъ и неземнымъ ликованіемъ претерпѣлъ мученикъ; но ярость мучителя не утолилась и изобрѣла еще болѣе жестокую пытку: Викентія положили на раскаленную желѣзную рѣшетку, и среди этихъ мукъ онъ отошелъ къ Тому, Кого любилъ, славилъ и воспѣвалъ всю свою жизнь до послѣдней минуты. Тѣло его, преданное на добычу звѣрямъ, но оставшееся неприкосновеннымъ, потому что ни звѣри, ни птицы его не коснулись, было выброшено въ море, но, прибитое волнами къ берегу, было взято сторожившими христіанами, которые и похоронили его въ небольшой церкви за городомъ. Въ настоящее время нетлѣнныя мощи святого находятся въ Римѣ въ церкви его имени, въ загородномъ монастырѣ Трехъ Фонтановъ.

II. Читая исторію страданій св. мученика, мы видимъ, что Господь иногда чудеснымъ образомъ охраняетъ тѣла св. мучениковъ и другихъ угодниковъ Божіихъ; огонь ихъ не жжетъ, дикіе и кровожадные звѣри не трогаютъ ихъ и само тлѣніе бѣжитъ отъ нихъ. Такъ напр. было и съ тѣломъ св. мученика Викентія, нынѣ прославляемаго.

Это побуждаетъ насъ спросить: какое назначеніе человѣческаго тѣла? Несомнѣнно, оно имѣетъ великое назначеніе, если Самъ Богъ охраняетъ его и прославляетъ нетлѣніемъ.

а) Отъ земли было взято тѣло человѣческое, но сотворено не для земли.

Оно ниспало въ тлѣніе, — сотворено было не для тлѣнія. Сотворенное, благоукрашенное Создателемъ для вѣчности и вѣчнымъ, оно, немедленно по сотвореніи, оживлено безсмертною и святою душею, и вмѣстѣ съ нею восхищено съ земли въ свѣтлый рай для пребыванія въ немъ, для духовной дѣятельности, для духовнаго наслажденія; для плотскихъ наслажденій оно было неспособно. Оно не могло вытти изъ рукъ Всесвятаго Творца иначе, какъ вполнѣ чистымъ и святымъ; впослѣдствіи исказилъ, обезобразилъ его грѣхъ. Его око было такъ непорочно, что не видѣло наготы прочихъ членовъ, которые, въ свою очередь, не представляли ничего, чтобы нуждалось быть прикрытымъ. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тѣло. Не закипала кровь отъ гнѣва и не охлаждалась она отъ печали и унынія. Смерть была несвойственна этому тѣлу; несвойственны ему были недуги; не имѣло оно нужды ограждаться отъ вліянія стихій; оно не было узами и темницею для души; оно было для нея чудною, вѣчною новою одеждою. Вот первое назначеніе тѣла: быть чудною, вѣчною одеждою для души.

б) Но таковое назначеніе тѣла осталось почти и тогда, когда человѣкъ, вслѣдствіе грѣхопаденія прародителей въ раю, подвергся болѣзнямъ и смерти по тѣлу. И теперь тѣло грѣшнаго человѣка, хотя по причинѣ грѣха его подверглось разстройству, болѣзни и смерти, служитъ тѣмъ не менѣе одеждою для души, вполнѣ приспособленною къ теперешнему грѣховному состоянію ея. Разстройства и болѣзни тѣла, бывающія почти всегда отъ грѣха и стоящія почти всегда въ причинной связи съ нимъ, даютъ настоятельно знать душѣ, что грѣхъ есть великое зло, отъ котораго всемѣрно нужно освободиться, чтобы не погубить и души и тѣла. — Хотя и видимъ, затѣмъ, что теперь тѣла усопшихъ отцовъ и братій спускаются въ мрачную могилу и покрываются землею; хотя ожидаемъ, что та же участь постигнетъ и наши тѣла, но вѣруемъ и знаемъ, что эти тѣла не пребудутъ навсегда въ землѣ. Они воскреснутъ, какъ воскресло изъ мертвыхъ тѣло новаго Адама, Господа нашего І. Христа. Посѣянное въ могилу тѣло въ тлѣніе возстанетъ въ нетлѣніи, возстанетъ въ славѣ, возстанетъ въ силѣ; тѣло земное содѣлается тѣломь небеснымъ, тѣло душевноетѣломъ духовнымъ (1 Кор. 15, 40–46).

в) Но для христіанина назначеніе его тѣла не оканчивается тѣмъ, чтобы быть душевною и духовною одеждою его души; оно вмѣстѣ съ душею человѣка имѣетъ высшее назначеніе — быть храмомъ Св. Духа: тѣлеса ваши храмъ живущаго въ васъ Св. Духа суть (1 Кор. 6, 19).

Это преобразованіе нашего тѣла въ храмъ Св. Духа начинаетъ совершаться при посредствѣ св. таинствъ, установленныхъ въ церкви Христовой. Такъ въ купели крещенія оно возраждается во спасеніе по образу тѣла, которое пріялъ небесный Человѣкъ, зачавшійся и родившійся отъ Духа Святаго и Пречистыя Дѣвы: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Посредствомъ чуднаго таинства евхаристіи наше тѣло соединяется съ тѣломъ Самого Христа, — соединяется наше тѣло съ Божественнымъ тѣломъ, наша кровь съ Божественною кровію. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь, сказалъ Господь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56). Истинный христіанинъ почиваетъ въ Господѣ, и Господь почиваетъ въ немъ; христіанинъ облеченъ во Христа, и опять въ христіанинѣ — Христосъ. Созерцая это величіе христіанъ, апостолъ взываетъ къ нимъ: тѣлеса ваша удове Христовы суть (1 Кор. 6, 15)! Тѣло Господеви и Господь тѣлу (1 Кор. 6, 13). Облецытеся Господемъ нашимъ І. Христомъ, и плоти угодія не творите въ похоти (Рим. 13, 14). «Дары Святаго Духа», сказалъ нѣкоторый великій угодникъ Божій (Сисой Вел.), «уже естественны естеству обновленному. Уже естественно тѣлу , составляющему собою единое съ тѣломъ Христовымъ, быть храмомъ Святаго Духа: гдѣ Христосъ, тамъ неслитно и неразлучно со Христомъ и Духъ Святый».

Многіе истинные служители Божіи проявили во время земной жизни присутствіе Святаго Духа въ тѣлахъ ихъ и тѣмъ опытно доказали, что тѣла христіанъ должны и могутъ быть храмомъ Святаго Духа. Тѣнь святаго апостола Петра исцѣляла больныхъ (Дѣян. 5, 15); принадлежности изъ полотна (напр. полотенца), которыя имѣлъ святый апостолъ Павелъ для своего употребленія, были приносимы къ больнымъ — и больные отъ прикосновенія къ нимъ исцѣлялисъ, а нечистые духи оставляли мучимыхъ ими (Дѣян. 19, 12). Ехидна — зтотъ самый ядовитый змѣй — ужалила апостола; но онъ остался невредимъ, какъ-бы вовсе неподвергшійся укушенію змѣя. Нѣкоторые святые ходили по водамъ, протекали, какъ крылатые, значительныя пространства въ самое короткое время, — при молитвахъ возвышались тѣлами своими отъ земли, какъ-бы предначиная, по выраженію нѣкотораго святого писателя, будущее восхищеніе на воздухѣ и являя къ такому восхищенію способность. Такова была напр. преподобная Марія египетская и нѣкоторые другіе великіе угодники Божіи. Не только въ душахъ ихъ: въ самыхъ тѣлахъ ихъ воздѣйствовалъ Святый Духъ! Какъ въ тѣлахъ человѣческихъ, грѣховною жизнію низведенныхъ къ подобію скотовъ несмысленныхъ, кипятъ различныя страсти: такъ, напротивъ, въ освященныхъ тѣлахъ кипитъ и преизливается Божественная благодать, услаждая тѣло небесною и духовною сладостію и вмѣстѣ умерщвляя его для грѣха. По разлученіи души съ такимъ тѣломъ, тлѣніе не дерзаетъ прикасаться къ нему: потому что, несмотря на отсутствіе души, соприсутствуетъ ему Дѵхъ Святый, обнаруживая присутствіе Свое различными, достойными Духа и свойственными Духу знаменіями.

Итакъ назначеніе человѣческаго тѣла состоитъ въ томъ, чтобы быть чудною, вѣчною и всегда новою одеждою для души и вмѣстѣ съ этимъ храмомъ Духа Святаго.

III. Отчего же тѣла наши по большей части чужды духовнаго освященія? Отчего тѣла наши способны почти только къ ощущеніямъ скотоподобнымъ, между тѣмъ какъ Духъ Святый засвидѣтельствовалъ, что ина плоть человѣкамъ, ина же плоть скотомъ (1 Кор. 15, 39)? Оттого, что не внимаемъ предостереженію Господа нашего, Который сказалъ: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и пьянствомъ и печальми житейскими (Іук. 21. 34). Отяготѣли сердца наши, прилѣпились къ землѣ души наши: такое положеніе духа низводитъ въ дебелость тѣло, и мы остаемся чуждыми опытнаго познанія, что плоть наша можетъ возрадоваться о Бозѣ живѣ, (Псал. 83, 3). Горѣ, имѣимъ сердца, —и повлечется туда, вслѣдъ за сердцемъ, тѣло. Возлюбимъ Господа такъ, какъ Онъ повелѣлъ любить Себя, всѣмъ сердцемъ, всею душею, всѣмъ умомъ, всею крѣпостію (Марк. 12, 30), чего невозможно исполнить безъ участія тѣла. Содѣлаемъ тѣла наши духовными, небесными! Избавимъ ихъ отъ горестнаго перехода изъ темницы могильной въ темницу ада. На насъ лежитъ непремѣнная обязанность совершить это: мы первоначально сотворены для неба, впослѣдствіи, по паденіи, мы искуплены для неба. Мы вполнѣ принадлежимъ Богу, а не себѣ. Нѣсте свои, говоритъ намъ апостолъ: куплени есте цѣною, цѣною безцѣнной крови Сына Божія. Прославите убо Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ, и въ душахъ вашихъ, яже сутъ Божія: яко и тѣлеса ваша, не только души, храмъ живущаго въ васъ Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 20. 19). Возлюбленные братія! Чтоже сказать послѣ сего о блудникахъ, пьяницахъ, чревоугодникахъ и т. п. людяхъ, дѣлающихъ изъ своего тѣла орудія постыдныхъ страстей? Прежде даже до конца не погибли мы въ грѣхахъ своихъ, спаси насъ, Господи, ради Твоея милости! Отврати наше сердце отъ земли, плоти, міра, грѣха и діавола, и обрати его къ небу, духу и святынѣ. (Сост. свящ. Гр. Дьяченко съ заимств. нѣкотор. мыслей изъ проп. Игнатія, еп. кавказскаго стран. 60-64).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 535-537.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0