Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Десятый день.

Св. муч. Орестъ.

(Достойно ли мы носимъ званіе христіанъ?)

I. Св. Орестъ, память коего совершается нынѣ, вмѣстѣ съ апостолами: Ерастомъ, Олимпомъ и Родіономъ, былъ врачъ тіанскій въ Каппадокіи и много пострадалъ во время гоненія при Діоклитіанѣ. Его истязали веревками и жилами, такъ что все тѣло его представляло одну сплошную рану. Въ продолженіе 7-ми дней морили голодомъ и жаждою, потомъ вбили ему въ пяты 20 гвоздей и, привязавъ къ лошади, гнали ее съ нимъ по полямъ и острымъ камнямъ... И стяжалъ онъ за непоколебимость своей вѣры во время всѣхъ этихъ страданій вѣчное блаженство, о которомъ самъ засвидѣтельствовалъ, когда явился ликующій святителю Димитрію ростовскому, писавшему въ то время объ его мученическомъ подвигѣ, и самъ дополнилъ сказанія о себѣ, объявивъ, что онъ «больше претерпѣлъ мукъ за Христа», чѣмъ это было извѣстно его жизнеописателю, при чемъ показалъ и раны свои, которыми былъ изъязвленъ за 15 вѣковъ передъ тѣмъ...

Останки св. муч. Ореста были брошены въ рѣку, но христіане успѣли извлечь ихъ оттуда и предали погребенію на горѣ близь Тіаны.

II. Въ исторіи страданій св. мучен. Ореста весьма примѣчательно слѣдующее обстоятельство.

Когда св. Ореста спрашивали о его имени, то онъ назвалъ себя христіаниномъ, и долго не хотѣлъ сказать мучителю своего имени. «Имя христіанинъ гораздо честнѣе и славнѣе всѣхъ именъ въ мірѣ, говорилъ Орестъ. Если ты хочешь знать, то отъ рожденія тѣлеснаго я названъ Орестомъ, а отъ рожденія духовнаго называюсь христіаниномъ. Теперь ты поймешь, что рожденіе духовное важнѣе тѣлеснаго, а потому имя христіанинъ важнѣе, нежели Орестъ».

Есть люди, которые величаются своими титулами, но какъ они небрегутъ о своемъ имени христіанина!

Между тѣмъ для христіанина нѣтъ и не можетъ быть ничего драгоцѣннѣе, какъ быть истиннымъ христіаниномъ, т. е. достойно носить свое званіе христіанина. Итакъ спросимъ себя: достойно ли мы носимъ свое званіе учениковъ Христовыхъ? Можемъ ли мы быть подражателями въ этомъ отношеніи истинному христіанину, каковъ былъ св. муч. Орестъ, нынѣ прославляемый?

Не удивляйтесь этому вопросу, и не почитайте его необыкновеннымъ. У насъ званіе христіанина унижено, вмѣнено въ малое, предано забвенію; но оно важнѣе всѣхъ званій и отличій въ мірѣ: ибо оно одно прославитъ или постыдитъ насъ нѣкогда предъ лицемъ всего міра. Рабъ ли кто и находится въ самой презрѣнной долѣ: если онъ истинный христіанинъ, то его ожидаетъ престолъ и царство, съ коими не могутъ сравняться всѣ престолы земные. Властелинъ ли кто и правитель: если онъ не христіанинъ истинный, то его ожидаетъ такая тьма, такая бѣдность, такія узы, предъ коими всѣ темницы земныя, всѣ лишенія, скорби и казни человѣческія суть малое только подобіе.

а) Итакъ, еще вопрошу: христіане ли мы? Не спѣшите отвѣтомъ. Намъ очень хорошо извѣстно, что мы всѣ крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что по временамъ мы ходимъ въ храмъ Божій и совершаемъ извѣстное число поклоновъ и молитвъ, что разъ въ году, во время св. поста, являемся къ исповѣди и причащенію святыхъ таинъ, что мы не убѣгаемъ и прочихъ таинствъ и обрядовъ св. церкви: все это принадлежитъ къ званію христіанина; но все это одно не составляетъ еще истиннаго христіанства. Ибо, исполняя все это, можно быть худымъ человѣкомъ, невѣрнымъ супругомъ, мздоимнымъ судіею, лукавымъ продавцомъ, вреднымъ гражданиномъ: можно ли такихъ людей назвать христіанами? Нѣтъ, христіанину какъ обѣщано чрезвычайно многое, такъ и требуется потому отъ него немалаго.

Отъ христіанина требуется, чтобы онъ не имѣлъ своей воли и своихъ правилъ, занятыхъ отъ мудрости земной, или обычаевъ вѣка, а слѣдовалъ во всемъ волѣ Божіей и правиламъ евангелія.

Отъ христіанина требуется, чтобы онъ, не поблажалъ своей падшей природѣ, не давалъ воли надъ собою страстямъ, а сражался съ ними и побѣждалъ ихъ, отсѣкая всякое нечистое желаніе, уклоняясь духа гордости, роскоши и любостяжанія.

Отъ него требуется, чтобы онъ во всѣхъ дѣйствіяхъ и при всѣхъ обстоятельствахъ своей жизни имѣлъ въ виду не одно свое благосостояніе, а первѣе всего славу Божію и благо своихъ ближнихъ.

Отъ христіанина требуется, чтобы онъ, живя въ мірѣ, пользуясь дарами природы и искусства, плодами труда собственнаго и чужого, не прилѣплялъ ни къ чему сердца своего, былъ всегда готовъ все оставить, чтобы не потерять своей совѣсти и своего спасенія.

Отъ него требуется, чтобы онъ не столько водился настоящимъ — видимымъ, сколько взиралъ на невидимое и ожидалъ грядущаго, приготовляя себя къ мирному переходу, путемъ смерти, въ вѣчность, къ Искупителю своему и Господу.

Отъ истиннаго ученика І. Христа требуется, чтобы онъ былъ превыше не только соблазновъ, но и скорбей міра, чтобы велъ явную и тайную брань съ. порокомъ, господствующимъ въ сердцахъ сыновъ вѣка сего, — чтобы всегда и для всѣхъ служилъ примѣромъ любви, смиренія, благодушія, терпѣнія, незлобія.

Вотъ требованія отъ христіанина! Требованія необходимыя, безъ коихъ христіанство останется празднымъ именемъ.

б) Теперь осмотритесь, братіе мои, и отвѣтствуйте: исполняются ли въ васъ эти требованія и условія истиннаго христіанства? Есть ли въ васъ тѣ добродѣтели и святыя качества, безъ коихъ оно быть не можетъ?

Можете ли сказать, братіе мои, что спасеніе душъ вашихъ для васъ дороже всего въ мірѣ? что хотя половина, хотя третья часть времени и силъ вашихъ употребляется вами прямо и непосредственно на усовершеніе себя въ добродѣтеляхъ, на приготовленіе себя къ вѣчности, на покаяніе во грѣхахъ вашихъ.

Блаженъ, кто чувствуетъ въ своей совѣсти, что онъ не напрасно носитъ драгоцѣнное имя христіанина, что онъ старается быть вѣрнымъ послѣдователемъ заповѣдей Христовыхъ, что грѣхъ и страсти не владычествуютъ въ душѣ и сердцѣ его, что міръ съ его соблазнами не имѣетъ для него прелести. Таковый благословенъ отъ Бога Отца, благословенъ отъ Бога Сына, благословенъ отъ Бога Духа Святаго. Таковый спокойно можетъ пребывать въ своемъ званіи, каково бы оно ни было; спокойно можетъ взирать на все, съ нимъ случающееся, съ твердою увѣренностію, что вѣрующимъ въ Бога вся споспѣшествуютъ во благое: спокойно можетъ ожидать своей кончины, которая приведетъ для него съ собою награду за всѣ труды и подвиги.

Но стократъ злополученъ тотъ, кто идетъ путемъ противнымъ и, бывъ доселѣ преданъ суетѣ мірской и страстямъ, не помышляетъ о своемъ исправленіи. Какимъ бы счастіемъ ни наслаждался онъ въ этомъ мірѣ, какъ бы ни были огромны его житницы, свѣтлы чертоги, богата прислуга, многочисленны знаки почестей, пышны и велики титулы, участь его достойна слезъ и воздыханій; ибо все это нисколъко не спасетъ его отъ гнѣва грядущаго. Настанетъ грозный часъ, когда все, что забавляло, радовало, наполняло душу и сердце, разсыплется въ прахъ и исчезнетъ какъ сонъ; и бѣдный грѣшникъ останется одинъ съ прокаженною грѣхомъ душею своею, и долженъ будетъ терпѣть и страдать вѣчно.

III. Памятуйте это, братіе мои, и не попускайте ослѣплять себя суетою и соблазнами мірскими. Сладость грѣховная обольстительна, но привременна и скоропреходяща; а вредъ, отъ нея проистекающій, вѣченъ и ужасенъ. Добродѣтель, напротивъ, требуетъ борьбы и подвига, но награда за нее несомнѣнна и безконечна. Кромѣ сего, человѣкъ добродѣтельный и здѣсь уже находитъ покой въ сердцѣ и утѣшеніе въ совѣсти: а злочестивые и здѣсь страдаютъ невидимо, и видимо рѣдко не посрамляются напосдѣдокъ.

Памятуя сіе, будемъ тверды и непоступны въ добродѣтели, хотя бы она и соединена была съ лишеніемъ; станемъ отвращаться грѣха, хотя бы онъ обѣщалъ намъ рай сладости. Аминь. (Сост. по Ч. М. и проп. Иннокентія, архіеп. херс, т. Ѵ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 533-535.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0