Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Девятый день.

Поуч. 2-ое. Преподобная Матрона.

(Противъ жестокаго обращенія мужей съ своими женами).

I. Воспоминаемая нынѣ церковью преподобная Матрона жила въ Ѵ вѣкѣ и была родомъ изъ Персіи. Еще въ юныхъ лѣтахъ родители отдали ее въ замужество одному вельможѣ по имени Домиціану. Матрона отличалась благочестіемъ и вела строгій образъ жизни, хотя и жила въ мірѣ. Это не нравилось мужу ея Домиціану и онъ началъ препятствовать ей сначала выговорами, бранью, потомъ даже билъ ее. Тогда Матрона удалилась въ мужской монастырь преподобнаго Вассіана, надѣясь такимъ образомъ надежнѣе скрыться отъ поисковъ мужа и родственниковъ: она поступила въ число братіи съ именемъ Вавилы.

Нѣсколько времени преподобная Матрона жила въ монастырѣ спокойно, проводя время въ трудахъ и молитвѣ и удаляясь отъ всѣхъ. Но когда открылось, что она женщина, то преподобная принуждена была удалиться изъ обители.

Между тѣмъ Домиціанъ повсюду отыскивалъ свою жену и обходилъ различные города, селенія и монастыри. Узнавъ, что Матрона находилась въ монастырѣ преподобнаго Вассіана, онъ сталъ требовать у иноковъ, что-бы ее выдади ему. Иноки отвѣчали, что женщина, жившая подъ именемъ Вавилы, уже ушла изъ обители; Матрона же отправидась въ Емесскій монастырь, гдѣ и поселилась на нѣкоторое время. Но Домиціанъ вскорѣ узналъ о мѣстопребываніиея и задумалъ хитростью вызвать ее. Онъ прислалъ сказать Матронѣ, что одинъ человѣкъ, слыша отъ всѣхъ о добродѣтельной жизни ея, издалека пришелъ поклониться ей и получить благословеніе. Матрона спросила посланныхъ о наружности этого человѣка и изъ описанія узнала, что это Домиціанъ. Тогда она удалилась сначала въ Іерусалимъ, но Домиціанъ поспѣшилъ за нею; затѣмъ она перешла на Синай и наконецъ поселилась въ городѣ Беритѣ, гдѣ мужъ уже болѣе ея не преслѣдовалъ, видя неудачу въ своихъ поискахъ.

Послѣдніе годы жизни Матрона мирно провела въ Константинополѣ. Получивъ отъ Бога даръ чудесныхъ исцѣленій, она употребляла его на пользу страждущихъ и многимъ приносила облегченіе. Она скончалась въ 492 году, проживъ въ иночествѣ до 75 лѣтъ и имѣя 100 лѣтъ отъ роду.

II. Въ день памяти преп. Матроны, много потерпѣвшей отъ мужа за свою благочестивую жизнь, имѣю сказать вамъ, друзья мои, нѣсколько словъ объ отношеніи мужей къ женамъ.

а) Не безъизвѣстно вамъ, какъ живутъ добрые супруги и какъ они относятся другъ къ другу. Добрый мужъ живетъ въ мирѣ и согласіи съ своею женою, любитъ и уважаетъ свою жену, — обращается съ нею, какъ съ единственною подругою жизни, какъ съ истинною хозяйкой дома и доброю матерью. Между мужемъ и женою все общее: и радости, и печали, и отдыхъ, и трудъ. Добрый мужъ не только самъ не оскорбляетъ своей жены ни укоризнами, ни бранью, а тѣмъ меньше побоями, — но не терпитъ обиды, нанесенной его женѣ кѣмъ-нибудь изъ семейства, или же кѣмъ-нибудь постороннимъ, — вступится за нее, какъ за отца и мать, какъ за родное дитя. Такого мужа и жена любитъ, почитаетъ и уважаетъ какъ главу семейства, какъ незамѣнимаго защитника и покровителя родного семейнаго гнѣзда. Счастливы такіе супруги! Счастливъ мужъ, хозяинъ семьи; счастлива и жена, хозяйка дома; счастливы и дѣти ихъ; благословеніе Божіе видимо почиваетъ на такой семьѣ.

б) Но много ли у насъ такихъ счастливыхъ супружествъ, такихъ добрыхъ, благословенныхъ семействъ? Многія изъ замужнихъ женщинъ не разъ съ радостью вспомннаютъ о своей дѣвичьей жизни, въ домѣ своихъ отцовъ и матерей, и съ тяжелою грустью говорятъ о своей замужней жизни, и другихъ заклинаютъ — не выходить замужъ. Отъ чего это такъ бываетъ? Не отъ того ли, что мужья обращаются съ своими женами, не какъ съ Богомъ данными подругами своей жизни, — не такъ, какъ Господь заповѣдалъ мужьямъ относиться къ женамъ? И дѣйствительно, многіе мужья очень часто забываютъ о заповѣди Господней, данной имъ чрезъ апостола: мужіе! любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби церковь и Себе предаде за ню (Ефѳс. 5, 25), — и обращаются съ женами иногда даже хуже, чѣмъ съ наемницами. Посему житье нѣкоторымъ женамъ у своихъ мужей бываетъ гораздо хуже, чѣмъ житье прислуги у добрыхъ и даже недобрыхъ хозяевъ. Слуга у недобраго хозяина по крайней мѣрѣ во всякое время можетъ попросить расчета и оставить мѣсто, а жена и этого не можетъ сдѣлать: она должна оставатьса на всегда жертвою грубаго обращенія и даже побой мужа, — безотвѣтною страдалицей.

в) Въ оправданіе своего несправедливаго и даже жестокаго обращенія съ женами, мужья обыкновенно говорятъ такъ: «къ недобрымъ женамъ иначе и относиться нельзя, такихъ женъ такимъ только образомъ и слѣдуетъ учить уму-разуму». Но если жена дѣйствительно оказывается недоброю, — распутною, пьяницею, не радѣющею о своей семьѣ, то мужъ — христіанинъ долженъ смотрѣть на нее съ сожалѣніемъ и состраданіемъ, и во всякомъ случаѣ не побоями учить ее. Всего же чаще бываетъ, что та жена, которую мужъ считаетъ недоброю, на самомъ дѣлѣ далеко не такова: она бываетъ предана своему мужу болѣе, чѣмъ кому-либо другому, она сердечно горюетъ по случаю болѣзни, или какой либо неудачи своего мужа. Она содержитъ домъ мужа въ порядкѣ и опрятности. Она смотритъ за малыми дѣтьми, кормитъ ихъ и ходитъ за ними, не досыпая ночей. Она учитъ дѣтей молиться Богу и водитъ ихъ въ церковь. Чаще мужа посѣщаетъ она въ воскресные и праздничные дни храмъ Божій, при всѣхъ немалочисленныхъ ея хозяйственныхъ занятіяхъ по утрамъ. И такую жену можетъ ли мужъ считать недоброю, — бранить ее, а иногда и бить, за то, что она по временамъ, при бѣдности и при недостаткахъ семейныхъ, понукаетъ мужа къ работѣ, предостерегаетъ его отъ излишней рюмки, — скажетъ ему иногда доброе и правдивое, хотя и горькое слово?

Положимъ, иная жена, по словамъ мужа, недобрая. А кто же виноватъ въ этомъ, — накъ не самъ мужъ, считающійся главою семьи, хозяиномъ дома, — надѣленный отъ Бога болѣе крѣпкимъ умомъ и твердою волею и уполномоченный большею властью въ семьѣ? Жена — не добрая... Почему же мужъ не учитъ ее быть доброю? Вы скажете: да мужъ то и учитъ ее бранью и побоями. Напрасно, скажу я. Мужъ бранитъ и бьетъ жену, навѣрное, не съ мыслію исправить ее, а съ желаніемъ только выместить зло на ней, — удовлетворить своей злости. Замѣтьте, къ тому же, что зломъ никогда нельзя сдѣлать добра; не сдѣлаетъ и мужъ жены своей доброю, расположенною къ себѣ, искренно любящею супругою, — если будетъ учить ее бранью и побоями; она будетъ бояться мужа, но не любить его; она будетъ у мужа загнанною слугою, но не доброю, искреннею женою. (См. Поуч. прот. Троцкаго).

III. Итакъ, если мужья искренно хотятъ исправить своихъ женъ, требующихъ въ чемъ-либо исправленія, — если хотятъ видѣть своихъ женъ добрыми, а вмѣстѣ съ тѣмъ имѣть миръ и благоденствіе въ своихъ семействахъ, то, исправивъ прежде всего себя, должны быть больше снисходительными и ласковыми къ своимъ женамъ, — любить ихъ искреннею, чистою, христіанскою любовью, живо принявши къ сердцу великія слова славнаго апостола Христова — Павла: мужіе! любите своя жены, якоже и Христосъ возлюби церковь и Себе предаде за ню. Тако должни суть мужіе любити своя жены, яко своя тѣлеса: любяй бо свою жену, себе самого любитъ (Ефес. 5, 25, 28). (Сост. по по укаъ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 531-533.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0