Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Восьмой день.

Поуч. 4-ое. Соборъ св. архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ.

(Раскольники, отпавшіе отъ единства съ церковію, напоминаютъ паденіе ангеловъ).

I. Въ невѣдомыхъ для насъ небесныхъ высотахъ есть, возлюбл. брат., чудный безгрѣшный міръ ангельскій. Св. ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговѣйнаго трепета и любви къ Богу, воспѣваютъ Ему пѣснь: «святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея»... Любовь ихъ къ Богу столь сильна, что они не умолкаютъ въ пѣніи. По любви къ Богу и ревности о славѣ Божіей они не потерпѣли одного изъ свѣтлыхъ ангеловъ, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолкъ, не желая славословить Бога, и увлекъ за собою многихъ ангеловъ.

Св. архистратигъ Михаилъ возсталъ противъ него и, по повелѣнію Божію, низвергъ его съ неба, а небесныя силы отступили отъ противника Божія и прекратили съ нимъ всякое общеніе (Апок. 12, 7–19).

Падшіе отверженные ангелы уже не славятъ Бога, но толъко хулятъ Его, хотя сознаютъ, что не доброе дѣлаютъ и вѣчную погибель себѣ уготовляютъ; не повинуются своему Творцу, но враждуютъ противъ Него, хотя и чувствуютъ свое безсиліе. Они не способны къ раскаянію, обращенію и примиренію съ Богомъ, такъ какъ въ нихъ не осталось ни мало добра, и мы по справедливости называемъ ихъ злыми духами.

Злой духъ — діаволъ, потерявъ блаженство, позавидовалъ человѣку, соблазнилъ и ввелъ его во грѣхъ, лишивъ чрезъ то людей блаженства. Но Сынъ Божій, по неизглаголанной любви къ намъ грѣшнымъ, снизшедъ на землю, пострадалъ за насъ, освободилъ насъ изъ темной власти діавола, открылъ намъ вѣчное на небесахъ блаженство, указавъ намъ путь къ нему. Вотъ теперь и мы, исполненные любви и благодарности къ своему Творцу и Избавителю, подобно небожителямъ, славословимъ Бога: «святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея». «Св. Боже, св. крѣпкій, св. безсмертный, помилуй насъ»... Все церковное православное богослуженіе возсылаетъ отъ лица насъ грѣшныхъ славословіе и благодареніе Богу. И будетъ возноситься въ православныхъ христіанскихъ храмахъ это пѣніе во славу Божію до кончины сего міра и всегда оно пріятно Богу.

II. Брат. христіане! Къ несчастію, подобно отпадшимъ ангеламъ, есть и у насъ отпадшіе отъ тѣла Христова, т.-е. церкви Божіей, люди. Было время, когда православные христіане единогласно, подобно ангеламъ, прославляли Бога, но потомъ нѣкоторые замолкли. Они не хотятъ съ нами славословить Бога, пренебрегая храмомъ Божіимъ и церковнымъ пѣніемъ. Возгордившись и возставши противъ чиноначалія церковнаго, прекративши съ церковію общеніе, они возстали и противъ благодати Божіей, единой сильной ко спасенію. Это наши раскольники, именующіе себя старовѣрами, но на самомъ дѣлѣ измыслившіе новую вѣру, противную православной вѣрѣ, данной Богомъ. Правда, хвалятъ они сами себя, выставляя на видъ, что чтутъ Бога и молятся Ему. Но если такъ, то мы скажемъ, что Іуда чтилъ Христа и предалъ Его не иначе, какъ воздавая ему почесть цѣлованіемъ. И распинатели Христа были тоже чтители Его: они называли Христа царемъ, изготовили Ему вѣнецъ и припадали предъ Нимъ на колѣна. Но эти почитатели, мнимой почестью, только усугубили свой грѣхъ. Да, почесть ихъ была не что иное, какъ насмѣшка надъ І. Христомъ. Не то ли самое дѣлаютъ и раскольники? Они, подобно распинателямъ Христа, попрали плоть и кровь Его, преподаваемыя теперь вѣрующимъ въ святѣйшемъ таинствѣ. Они презираютъ и поносятъ это великое таинство, предъ которымъ благоговѣютъ св. ангелы. Они надругались надъ престоломъ Божіимъ, унизили храмъ Божій, осмѣяли церковное богослуженіе, отвергли церковное священноначаліе, Богомъ установленное для восшествія христіанъ къ вѣчному блаженству на небеси. Не повиновались они Богу, но послушали діавола, клеветника Его. И думаютъ они, несчастные, найти себѣ спасеніе тамъ, гдѣ вовсе нѣтъ его. Не объ нихъ ли частію говоритъ евангеліе, что Сынъ Божій, въ день страшнаго суда, отвергнетъ многихъ почитателей Своихъ: Господи, Господи, скажутъ многіе тогда, не въ Твое ли имя пророчествовахомъ и Твоимъ именемъ бѣсы изгонихомъ и Твоимъ именемъ силы многи сотворихомъ? (Матѳ. 7, 22). І. Христосъ отвѣтитъ имъ: николиже знахъ васъ: отъидите отъ Мене дѣлающіе беззаконіе (ст. 23). Почему такъ? Потому что эти чтители, призывая всуе имя Божіе, только злоупотребляли имъ. (См. Проп. прилож. къ Рук. для с. паст. 1885 г. дек.).

III. Брат. христіане! Страшенъ будетъ судъ Христовъ для грѣшниковъ. На этомъ судѣ предъ ангелами и святыми обнажатся всѣ наши лукавыя дѣянія. Укрыться некуда, защиты нѣтъ! А потому не будемъ теперь противиться Христу, не будемъ унижать Его св. таинства. Удалимъ отъ себя пагубное суемудріе и гордость и всѣ едиными усты и единымъ сердцемъ будемъ славословить Бога во св. храмѣ. Подумайте, ужели Спаситель установилъ богослуженіе и св. таинства для того, чтобы люди безнаказанно глумились надъ ними? Не льстите себѣ: нѣтъ спасенія этимъ противникамъ Христу. Аминь. (Сост. по укаъ. источн).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 528-529.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0