Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Восьмой день.

Поуч. 3-ье. Св. архистратигъ Михаилъ.

(Все можно и должно дѣлать во славу Божію).

I. Въ день св. архистратига Михаила, который отличается необыкновенною ревностію ко славѣ Божіей, почему изображается въ воинственномъ видѣ какъ ратоборецъ за славу Творца и Вседержителя, какъ побѣдитель сатаны, который за свое сопротивленіе волѣ Господа низверженъ св. архистратигомъ Михаиломъ и прочими св. ангелами съ неба, умѣстно будетъ предложить вамъ, братія, поученіе св. Іоанна Златоустаго о томъ, что все можно и должно дѣлать во славу Божію.

II. а) Скажешь: какъ можно ѣсть и пить во славу Божію? спрашиваетъ этотъ св. отецъ церкви. — Призови бѣднаго, сдѣлай Христа участникомъ твоей трапезы, и вотъ — ты ѣлъ и пилъ во славу Божію! Но апостолъ учитъ не только ѣсть и пить во славу Божію, но такъ же поступать и во всемъ прочемъ.

б) Выходишь ли изъ дома или остаешься дома? То и другое дѣлай во славу Божію. А какимъ образомъ дѣлать это для Бога? — Когда ты приходишь въ церковь, когда участвуешь въ молитвѣ и въ духовномъ поученіи, то этотъ выходъ изъ дома совершился во славу Божію. Также и дома можно оставаться для Бога. Какъ и въ какомъ случаѣ? — Когда слышимъ шумъ, безчиніе, бѣсовскія игрища, когда слышимъ, что площадь наполнена невоздержными людьми: останься дома, удались отъ этого шума, и ты останешься дома во славу Божію.

в) Можно во славу Божію хвалить и обличать. Скажешь: какъ можно хвалить и обличать во славу Божію? Вы иногда сидите въ своихъ мастерскихъ, — видите, какъ проходитъ мимо дурной и негодный человѣкъ съ великою пышностію; тогда, если кто скажетъ: какъ онъ счастливъ! — спроси у того, кто скажетъ это: почему ты называешь его счастливымъ? Потому ли, что у него хорошій конь съ позолоченною уздою, что у него много слугъ, что онъ нарядно одѣтъ и пируетъ каждый день? Но поэтому онъ только бѣденъ и жалокъ; ручьи слезъ о немъ проливать должно. Можетъ ли быть что-либо горестнѣе, когда чудятся коню, уздѣ, красотѣ одежды, а въ самомъ человѣкѣ не находятъ ничего похвальнаго? Что бѣднѣе человѣка, у котораго нѣтъ никакого собственнаго добра, что онъ могъ бы взять съ собою отсюда? Вѣдь собственное наше богатство и украшеніе составляютъ не кони, не одежды, но душевная добродѣтель, обиліе добрыхъ дѣлъ и дерзновеніе предъ Богомъ.

Напротивъ, когда увидишь нищаго всѣми презираемаго, живущаго въ бѣдности, но добродѣтельнаго, и когда сидящіе съ тобою скажутъ: какъ онъ несчастенъ и жалокъ! — ты скажи: напротивъ, онъ благополучнѣе всѣхъ, потому что онъ живетъ добродѣтельно, пріобрѣлъ богатство неистощимое, имѣетъ чистую совѣсть. Что за потеря, что нѣтъ у него денегъ, когда онъ получитъ въ наслѣдіе небо и небесныя блага? — Если ты будешьтакъ мудрствовать, то получишь и за обличеніе и за похвалу великую награду, ибо то и другое дѣлаешь во славу Божію.

г) Позволительно и укорять во славу Божію. Какъ? А вотъ мы часто досадуемъ на слугъ нашихъ: въ какомъ же случаѣ позволительно укорять ихъ для Бога? — Ежели ты видишь, что слуга или другъ, или кто иной изъ близкихъ тебѣ пьянствуетъ, крадетъ, ходитъ на зрѣлища, клянется, преступаетъ клятвы, лжетъ: огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сдѣлаешь для Бога. Ежели ты видишь, что онъ виновенъ противъ тебя, нерадивъ въ служеніи тебѣ: прости его и ты простишь для Бога. Нынѣ многіе поступаютъ совсѣмъ напротивъ: когда противъ нихъ кто согрѣшитъ, тогда они дѣлаются жестокими и неумолимыми судьями; а когда кто раздражаетъ Бога, погубляетъ свою душу, имъ до того и дѣла нѣтъ.

д) Потомъ: хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будемъ имѣть друзей во славу Божію, если будемъ искать дружбы не съ тѣмъ, чтобы достать себѣ денегъ, или найти покровительство человѣческое; но съ тѣмъ, чтобы друзья могли давать намъ надлежащіе совѣты, дѣлать выговоры, когда погрѣшаемъ, обличать насъ въ преступленіяхъ и при помощи совѣтовъ и молитвъ приводить насъ къ Богу.

е) Можно и враговъ имѣть для Бога. Если видишь человѣка распутнаго, порочнаго, зараженнаго вредными мнѣніями: отойди отъ него, отбѣги. Такъ повелѣлъ Христосъ, когда сказалъ: если правое око твое соблазняетъ тебя, вырви его и брось отъ себя (Мѳ. 5, 29). Онъ повелѣлъ, чтобы мы самыхъ друзей, которые дороги для насъ, какъ око, и необходимо нужны въ дѣлахъ жизни, отсѣкали отъ себя и отвергали, коль скоро они вредятъ спасенію души нашей.

ж) Если приходишь въ какое-либо собраніе и много говоришь тамъ, дѣлай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А какъ можно быть въ собраніи для Бога? Если, сидя тамъ, ты разговариваешь не о дѣлахъ житейскихъ, не по пустому, не о безполезномъ, но о нашей вѣрѣ христіанской, о гееннѣ, о царствѣ небесномъ, если говоришь не о томъ, кто повышенъ чиномъ, кто оставленъ, за что такой-то наказанъ, отъ чего такой то разжился и разбогатѣлъ, а о томъ, какими дѣлами или словами можно угодить Богу.

Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижаютъ, поносятъ и причиняютъ тебѣ тысячи огорченій, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова въ укоризну того, кто такъ съ тобою поступаетъ. И плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божію. Когда ты видишь, что или братъ твой грѣшитъ, или самъ ты впалъ въ грѣхъ, и о семъ вздыхаешь и скорбишь, то ты скорбію своей пріобрѣлъ спасеніе, о которомъ говоритъ апостолъ Павелъ: печаль ради Бога производитъ неизмѣнное покаяніе ко спасенію (2 Кор. 7,10). Ежели видишь, что другой счастливъ, и не позавидуешь сему, но, какъ за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Онъ даровалъ брату твоему такую славу: то за эту радость ты получигаь великую награду.

з) Но что говорить о всемъ этомъ когда и отъ самыхъ маловажныхъ и ничтожныхъ вещей можно получать великіе плоды, если мы дѣлаемъ ихъ во славу Божію? Если ты не будешь нарядно убиратъ волосъ, не будешь украшать лица, не будешъ одѣваться для соблазна и прельщенія другихъ, а одѣнешься просто, какъ требуетъ нужда: то ты дѣлаешь это во славу Божію, и безъ сомнѣнія получишь за то воздаяніе, потому что ты пресѣкъ путь злой похоти и укротилъ неумѣстное тщеславіе.

и) Можно и ходить для Бога, и смотрѣть для Бога. А какъ можно смотрѣть и ходитъ для Бога? Когда ты не идешь къ беззаконію, не занимаешься чужою красотою; когда, видя идущую на встрѣчу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхомъ Божіимъ: то ты дѣлаешь это для Бога. Послушай, что говоритъ мудрый: одѣяніе мужа и смѣхъ зубовъ и поступь человѣка даютъ знать, каковъ онъ (Сир. 19. 27).

і) Если мы вступаемъ въ бракъ, то и это должны дѣлать для Бога. Не съ тѣмъ должны мы брать жену, чтобы отъ нея получить богатое имѣніе, но чтобъ найти въ ней благородство души; мы не должны имѣть въ виду большія деньги, знаменитость предковъ, но добродѣтель и кротость нравовъ; мы должны брать сопутницу въ жизни, а не участницу въ пиршествахъ.

к) Но къ чему исчислять все? Каждый самъ можетъ перебрать порознь все, что бываетъ и дѣлается, и дѣлать то во славу Божію. Какъ купцы, плавающіе по морю и пристающіе съ кораблями у городовъ, выходятъ изъ пристани на торжище не прежде, какъ узнавши, что можно продать съ прибылью свои товары, такъ и ты ничего не дѣлай и ничего не говори, отъ чего нѣтъ прибыли во славу Божію. Не говори мнѣ, что невозможно все дѣлать для Бога Если стриженіе волосъ, одежда, взглядъ, поступь, слово, бесѣда, входъ и выходъ, шутки, похвалы, укоризна, одобреніе, дружба и вражда могутъ быть для Бога: то что еще осталось, что не можетъ быть дѣлано для Бога, если только захотимъ?

III. Но къ чему говорить о всемъ порознь? Довольно представить все въ одномъ примѣрѣ. Какъ строющіе домъ, выкладывая стѣну, проводятъ для вѣрности размѣра снурокъ: такъ и мы, вмѣсто снурка, будемъ употреблятъ апостольское слово: и такъ, ѣдите ли, пьете ли, или иное что дѣлаете, все дѣлайте во славу Божію. Молимся ли или постимся, обвиняемъ ли или прощаемъ, хвалимъ ли или укоряемъ, входимъ ли или выходимъ, продаемъ ли или покупаемъ, молчимъ ли или разговариваемъ, или другое что дѣлаемъ, все будемъ дѣлать во славу Божію. А что не служитъ къ славѣ Божіей, того ни дѣлать, ни говорить не станемъ, будемъ носить съ собою вмѣсто оружія, щита и безчисленнаго сокровища это слово апостола, дабы, дѣлая и говоря все во славу Божію, мы получилии сами отъ Него славу какъ здѣсь, такъ и по отшествіи отсюда. Ибо Онъ говоритъ: прославляющихъ Меня прославлю (1 Ц. 2, 30). Итакъ, не словами только, но и дѣлами будемъ прославлять Его непрестанно со Христомъ Богомъ нашимъ, потому что Ему принадлежитъ всякая слава, честь и поклоненіе, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по бесѣдамъ св. Іоанна Златоустаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 526-528.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0