Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Восьмой день.

Поуч. 2-ое. Соборъ архистратига Михаила и проч. небесныхъ силъ.

(Седмь архангеловъ Божіихъ).

I. Въ день архангела Михаила и прочихъ небесныхъ безплотныхъ силъ да будетъ наше слово о седми высшихъ архангелахъ Божіихъ.

II. И на небѣ, братіе, не смотря на взаимную любовь, радость и блаженство всѣхъ и каждаго, нѣтъ однакоже того равенства, коего нѣкоторые, по крайнему неразумію, ищутъ на землѣ; и тамъ одни начальствуютъ и предстоятъ, другіе повинуются и послѣдуютъ. Существенное и полное равенство находится только между тремя Лицами Пресвятыя Троицы: Богомъ Отцемъ, Богомъ Сыномъ и Богомъ Духомъ Святымъ.

Хотя число ангеловъ безмѣрно велико, тьмы темъ, по выраженію св. писанія; но архангеловъ только седмь. Азъ есмь единъ отъ седми, святыхъ ангеловъ, — такъ говорилъ архангелъ Рафаилъ праведному Товиту, — иже приносятъ молитвы святыхъ и входятъ предъ славу Святаго (Тов. 12, 15). Отчего главныхъ ангеловъ только седмь — не менѣе и не болѣе? — Это— тайна творенія, довѣдомая Господу и Творцу ангеловъ. Мы съ благоговѣніемъ можемъ примѣтить только, что седмеричное число — число священное: ибо воззримъ ли на царство благодати? — обрѣтаемъ седмь даровъ Духа Святаго, седмь таинствъ. Посмотримъ-ли на царство природы? находимъ седмь лучей свѣта, седмь тоновъ звука, седмь дней творенія и проч.

а) Изъ числа сихъ седми верховныхъ духовъ св. церковь первымъ признаетъ Михаила. Кто яко Богъ? означаетъ имя его: кто яко Богъ, — выражаютъ собою и всѣ дела его. Онъ первый возсталъ противъ Люцифера (сатаны), когда сей возсталъ противъ Вседержителя. Извѣстно, чѣмъ кончилась эта первая ужасная война, — низверженіемъ Денницы съ неба. Съ тѣхъ поръ архангелъ Михаилъ не перестаетъ ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческихъ, за дѣло спасенія рода человѣческаго, за церковь и чадъ ея. Посему и изображается въ воинственномъ видѣ, съ копіемъ, или мечемъ въ рукѣ, имѣя подъ ногами дракона, то есть, духа злобы. Бѣлая хоругвь, украшающая верхъ копія его, означаетъ неизмѣнную чистоту и непоколебимую вѣрность ангеловъ Царю небесному; а крестъ, коимъ оканчивается копіе, даетъ знать, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія. Посему, для тѣхъ, кои украшаются именемъ перваго изъ архангеловъ, всего приличнѣе отличаться ревностію къ славѣ Божіей, вѣрностію Царю небесному и царямъ земнымъ, всегдашнею войной противъ порока и нечестія, постояннымъ смиреніемъ и самоотверженіемъ.

б) Второе мѣсто въ ряду ангеловъ принадлежитъ Гавріилу: имя означающее силу Божію. Архангелъ сей въ дѣлѣ служенія спасенію человѣческому является особенно провозвѣстникомъ и служителемъ всемогущества Божія. Такъ — имѣетъ ли открыться сила Божія въ чудесномъ зачатіи Предтечи отъ престарѣлыхъ родителей, вѣсть о семъ зачатіи возлагается на Гавріила. Имѣетъ ли произойти безсѣменное зачатіе Самого Сына Божія, — честь благовѣстія о семъ достается паки Гавріилу. Сей же архангелъ, по мнѣнію Богомудрыхъ мужей, посланъ былъ для подкрѣпленія Спасителя въ саду Геѳсиманскомъ и для возвѣщенія Богоматери Ея всечестнаго Успенія. Посему церковь именуетъ его служителемъ чудесъ. Но, служа чудесамъ, онъ по тому самому есть особенный служитель и таинъ Божіихъ. Святая церковь изображаетъ его иногда съ райскою въ рукѣ вѣтвію, которая принесена имъ была Богоматери, а иногда въ правой рукѣ съ фонаремъ, внутрь коего горитъ свѣща, а въ лѣвой — съ зерцаломъ (т. е. зеркаломъ) изъ ясписа. Изображаетъ съ зерцаломъ, такъ какъ Гавріилъ вѣстникъ судебъ Божіихъ о спасеніи рода человѣческаго; изображаетъ съ свѣщею въ фонарѣ, потому что судьбы Божіи бываютъ сокрыты до времени исполненія ихъ, и, по самомъ исполненіи, постигаются только тѣми, кои неуклонно смотрятъ въ зерцало слова Божія и своей совѣсти. Такимъ образомъ если кому, то носящимъ имя Гавріила прилична та вѣра Божія (Марк. 2, 23), для коей, по слову Самого Спасителя, нѣтъ ничего невозможнаго.

в) Рафаилъ, или помощь и исцѣленіе Божіе, есть имя третьяго архангела; имя по тому самому любезное всѣмъ страждущимъ. Въ святомъ писаніи есть цѣлая книга, въ коей описывается, какъ сей архангелъ, въ видѣ человѣка, сопутствовалъ Товіи, освободилъ отъ злого духа его невѣсту, возвратилъ зрѣніе его престарѣлому отцу, Товиту, и потомъ вознесся отъ нихъ на небо. Потому сей архангелъ и изображается съ сосудомъ врачебнымъ въ лѣвой рукѣ, правою рукою ведущій Товію. Весьма поучительны слова, сказанныя симъ архангеломъ при разлученіи съ семействомъ Товита: благо молитва съ постомъ и милостынею и правдою, вѣщалъ Рафаилъ, милостыня бо отъ смерти избавляетъ, и тая очищаетъ всякъ грѣхъ; не утаился еси мене благотворяй, но съ тобою бѣхъ (Тов. 12, 8. 9. 13) — Посему, кто желаетъ сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первѣе всего надобно самому быть милостиву къ бѣдствующимъ. Тѣмъ болѣе добродѣтель милосердія и сердоболія должна отличать носящихъ имя Рафаила: иначе у нихъ не будетъ духовнаго союза съ архангеломъ.

г) Четвертаго архангела изображаютъ съ мечемъ въ десницѣ, а въ лѣвой рукѣ съ пламенемъ, ниспускающимся долу; имя его — Уріилъ, то есть, свѣтъ или огнь Божій. Какъ ангелъ свѣта, онъ просвѣщаетъ умы людей откровеніемъ истинъ, для нихъ полезныхъ; какъ ангелъ огня божественнаго, онъ воспламеняетъ сердца любовію къ Богу и истребляетъ въ нихъ нечистыя привязанности земныя. И такъ это — вашъ архангелъ, люди преданные наукамъ! Не забывайте, по примѣру его, быть служителями не одного свѣта истины, а и огня божественной любви. Разумъ кичитъ, одна любы созидаетъ (1 Кор. 8, 1).

д) Пятый архангелъ есть верховный служитель молитвы, и называется Салафіиломъ. Чистая и пламенная молитва сама можетъ служить вмѣсто херувима для души, охраняя ее отъ всѣхъ враждебныхъ силъ. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вотъ, Господь даровалъ намъ цѣлый ликъ ангеловъ молитвенныхъ, съ ихъ вождемъ Салафіиломъ, чтобы они чистымъ дохновеніемъ устъ своихъ согрѣвали наши холодныя сердца къ молитвѣ, чтобы вразумляли насъ, о чемъ, когда и какъ молиться, чтобы возносили самыя приношенія наши къ престолу благодати. Когда увидите, братіе, на иконѣ, архангела, стоящаго въ молитвенномъ положеніи, съ очами потупленными долу, съ руками приложенными съ благоговѣніемъ къ персямъ: то знайте, что это Салафіилъ. А видя въ такомъ положеніи самого архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда въ положеніи, приличномъ молящемуся. Приличномъ – говорю; — ибо у многихъ нѣтъ и этого. Смотря на то, какъ иные изъ насъ молятся, подумаешь, что они не просятъ, а повелѣваютъ и угрожаютъ Тому, у Кого просятъ. Это ли молитва?..

е) У шестого архангела въ правой рукѣ златой вѣнецъ, а въ лѣвой бичъ изъ трехъ красныхъ вервій. Это потому, что обязанность сего архангела съ ликомъ ангеловъ, ему ввѣренныхъ, есть поощрять наградою благъ вѣчныхъ и защищать именемъ Святыя Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся во славу Божію; почему онъ и называется Эгудіилъ или хвала Божія. Всякій изъ насъ, отъ мала до велика, обязанъ жить и трудиться для славы Божіей. Но на нашей грѣшной землѣ, среди насъ, грѣшныхъ людей, всякое благое дѣло иначе не совершается, какъ съ трудомъ, а многія — съ великимъ и тяжкимъ. Что нужды? Господь и Владыка нашъ не забудетъ никакого дѣла нашего и никакого труда любве (Евр. 6, 10) во имя Его. Чѣмъ больше подвигъ, тѣмъ выше и свѣтлѣе награда. Въ десницѣ архангела не напрасно вѣнецъ: это награда для всякаго христіанина,трудящагося въ славу Божію.

ж) Послѣднему архангелу, — послѣднему по порядку, а не по достоинству и силѣ, — богомудрые учители церкви даютъ названіе Варахіила. Это ангелъ благословеній Божіихъ, какъ то означаетъ его имя; его изображаютъ со множествомъ цвѣтовъ розовыхъ въ нѣдрахъ его одежды. Такъ какъ благословенія Божія различны, то и служеніе сего архангела — многообразно: чрезъ него посылается благословеніе Божіе на всякое доброе дѣло, на всякое доброе житейское занятіе. Но только тогда, безъ сомнѣнія, когда земное благословеніе люди хотятъ принимать для стяжанія благословеній небесныхъ и вѣчныхъ: когда, напримѣръ, желаютъ имѣть чадъ, дабы воспитать ихъ въ страхѣ Божіемъ; ожидаютъ обилія плодовъ земныхъ, дабы подѣлиться ими съ бѣдностію, истаявающею отъ глада, украсить храмъ Божій, призрѣть сираго, искупить должника невиннаго, и тому подобное. Въ противномъ случаѣ Господь не пошлетъ, и архангелъ не принесетъ благословенія.

III. Празднуя соборъ архангеловъ и ангеловъ, мы должны, братіе, помышлять, что и намъ надобно, непремѣнно надобно, быть или въ соборѣ ангеловъ, или среди скопища духовъ отверженныхъ. Кто можетъ рѣшиться на послѣднее? — Но желая перваго, надобно заблаговременно приготовлять себя къ сожитію съ ангелами чрезъ стяжаніе мыслей и чувствъ ангельскихъ.

Будемъ же, братіе, имѣть ревность ко славѣ Божіей подобную Михаиловой, и будемъ страшиться совершатъ нечестіе, такъ какъ этотъ архангелъ готовъ невидимо погубить всякаго нечестивца.

Будемъ просвѣщать умъ свой свѣтомъ познанія, посылаемаго арх. Уріиломъ, но въ тоже время будемъ чистосердечно и простодушно довѣрять тайнамъ царства Божія, открываемымъ чрезъ Гавріила, и не слишкомъ допытываться до того, чего человѣкъ въ настоящее время не можетъ вполнѣ узнать.

Будемъ сострадательны и милостивы къ бѣдствующимъ подобно Рафаилу, тогда и сами будемъ помилованы чрезъ этого архангела.

Будемъ возносить Богу пламенную молитву съ архангеломъ молитвы Салафіиломъ и подъ его осѣненіемъ, и будемъ взирать среди трудовъ и лишеній на златой вѣнецъ въ рукѣ арх. Эгудіила, которымъ увѣнчается въ будущей жизни каждый «труждающійся и обремененный».

Будемъ, наконецъ, съ благодарностію принимать земныя благословенія и земное счастіе, посылаемыя Богомъ чрезъ арх. Варахіила, но не будемъ забываться въ счастіи и будемъ пользоваться имъ такъ, чтобы чрезъ него получить благословеніе и блага небесныя.

Будемъ также помнить, что если даже ангелы не всѣ равны, но есть младшіе между ними и старшіе, высшіе и низшіе, то тѣмъ болѣе не могутъ быть равны люди на землѣ, но необходимо одни должны стоять выше, а другіе ниже, одни господствовать, а другіе подчиняться. Будемъ наконецъ твердо помнить, что въ будущей жизни мы должны будемъ вступить или въ міръ ангельскій, или въ міръ злыхъ духовъ. — Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по проп. Иннокентія, архіеп. херс, съ дополн. заключенія изъ др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 523-526.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0