Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Восьмой день.

Поуч. 1-ое. Соборъ св. архистратига Михаила и проч. безплотныхъ силъ.

(Св. ангелы посылаются Богомъ въ помощь намъ и содѣйствуютъ намъ во спасеніи).

I. Бесѣдуя съ христіанами въ день, посвященный церковію въ честь безплотныхъ силъ, мы считаемъ излишнимъ доказывать, что такія безплотныя силы, которыхъ мы обыкновенно именуемъ ангелами, дѣйствительно существуютъ. Сомнѣваться въ бытіи ихъ можетъ только человѣкъ плотяный, который, подобно животнымъ, руководится одними чувствами, а посему не допускаетъ того, чего не видитъ тѣлесными очами. Но кто живетъ не по плоти, а по духу, какъ долженъ жить каждый христіанинъ, — кто не ограничиваетъ взора своего чувственнымъ и возносится духомъ выше земного, тотъ необходимо предполагаетъ и охотно вѣритъ тому, что между Богомъ и человѣкомъ долженъ быть безпредѣльный рядъ существъ, которыя по природѣ и силамъ гораздо превосходятъ насъ, которыя тѣмъ духовнѣе и совершеннѣе, чѣмъ ближе стоятъ къ Богу, а по ближайшему общенію съ Нимъ суть таинники Его совѣтовъ, первые исполнители Его воли. Таковы ангелы Божіи, которыхъ апостолъ именуетъ служебными духами, посылаемыми въ служеніе для хотящихъ наслѣдовати спасеніе.

II. а) Слово Божіе свидѣтельствуетъ, что св. небожители, какъ други, пріемлютъ въ насъ самое искреннее участіе: они радуются о каждомъ грѣшникѣ кающемся и слѣдственно скорбятъ о нераскаянномъ (Лук. 15,16), они внемлютъ нашимъ молитвамъ, возносятъ ихъ къ престолу Божію и усиливаютъ своимъ ходатайствомъ (Апок. 8, 3—4), они невидимо присутствуютъ намъ, назираютъ всѣ наши дѣйствія, располагаютъ насъ къ добру и отклоняютъ отъ зла, они ополчаются противъ враговъ нашего спасенія, хранятъ насъ во всѣхъ путяхъ нашихъ и въ нужномъ случаѣ оказываютъ благовременную намъ помощь (Псал. 90, 11). Исчислить всѣ благодатныя дѣйствія ихъ, о коихъ говоритъ писаніе, не достанетъ намъ ни времени, ни силъ; поэтому укажемъ для примѣра только нѣкоторыя.

Вотъ Агарь, раба Саррина, удаленная изъ дома Авраамова, вмѣстѣ съ малолѣтнимъ сыномъ ея Измаиломъ, заблудилась въ пустынѣ и запасъ воды ея истощился. Жаждавшему дѣтищу ея угрожала смерть. Несчастнаа матерь, не зная что дѣлать, положила его подъ деревомъ, а сама удалилась, чтобы не видѣть смерти сына своего. Измаилъ заплакалъ, и вдругъ явился ангелъ Божій и сказалъ Агари: не бойся; ибо услышалъ Богъ гласъ отрочища твоего. Тогда же отверзе Богъ очи ея и она узрѣла ключъ живой воды, которою спасла жизнь Измаилу (Быт. 21, 14–19).

Вотъ Господь осудилъ Содомъ на сожженіе и являются ангелы Божіи, чтобы спасти праведнаго Лота и дщерей его изъ беззаконнаго града (Быт. 19, 11, 12—16). Иродъ царь умышляетъ погубить Богомладенца Іисуса и праведному Іосифу опять является ангелъ съ повелѣніемъ бѣжать съ Отрочатію и Матерію во Египетъ.

Однажды Иродъ царь, желая угодить іудеямъ, заключилъ въ темницу ап. Петра и приказалъ строго стеречь его, дабы потомъ торжествеино судить и, вѣроятно, также умертвить его, какъ убилъ Іакова, брата Іоаннова. Но и это намѣреніе не сбылось: ибо въ одну ночь, когда Петръ спалъ между двумя воинами, скованный двумя цѣпями, а стражи стояли у дверей темницы, вдругъ явился въ темницѣ ангелъ Господень, и, пробудивъ Петра, велѣлъ ему итти за собою. Тогда цѣпи упали съ рукъ апостола, и онъ, послѣдуя ангелу, безопасно миновалъ двойную стражу и благополучно вышелъ за врата темничныя, которыя сами собою отворились. Такъ Господь чудесно спасъ апостола чрезъ Своего ангела.

б) Такую же дивную помощь оказываетъ Господь чрезъ небесныхъ слугъ Своихъ и нынѣ, въ разныхъ случаяхъ. Если же мы не замѣчаемъ сего: то это происходитъ или отъ легкомыслія нашего, по коему не обращаемъ мы вниманія на благодатныя дѣйствія Божіи, или отъ неразумія нашего, по которому не можемъ отличить ихъ отъ обыкновенныхъ дѣйствій природы, или отъ гордости нашей, по которой мы нерѣдко приписываемъ собственнымъ своимъ силамъ то, что происходитъ по особенному дѣйствію Божію и горнихъ исполнителей Его воли. Но то несомнѣнно, что Богъ нашъ вчера и днесь той же и во вѣки, а посему и нынѣ, какъ древле, посылаетъ Онъ Своихъ ангеловъ въ служеніе за хотящихъ наслѣдовати спасеніе; несомнѣнно и то, что св. ангелы всегда суть вѣрные Его слуги и добрые духи, а посему они и нынѣ, какъ древле, пекутся о всѣхъ людяхъ, тѣмъ паче о христіанахъ, предназначенныхъ ко спасенію, охраняютъ ихъ отъ зла, руководятъ къ добру и въ разныхъ случаяхъ являютъ имъ свою помощь.

III. Какое же назиданіе изъ сего извлечемъ мы для себя, братія? Очень великое и разнообразное. Если Богъ, скажемъ словами апостола, всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися (1 Тим. 2, 4), и поэтому посылаетъ Своихъ ангеловъ въ служеніе за хотящихъ наслѣдовати спасеніе: то изъ сего мы должны заключать, что

а) Спасеніе очень важно и необходимо для насъ. Если Богъ и св. ангелы Его такъ пекутся о нашемъ спасеніи; то тѣмъ паче мы сами должны заботиться о немъ: ибо съ нимъ соединяется вѣчная участь наша.

б) Если безплотныя силы, по повелѣнію Божію, содѣйствуютъ нашему спасенію, охраняютъ насъ отъ зла, укрѣпляютъ въ добрѣ, наставляютъ на путь истины и во всѣхъ случаяхъ готовы оказать намъ нужную помощь: то мы никогда не должны отчаяваться во спасеніи своемъ, не должны унывать въ злоключеніяхъ и ослабѣвать въ добрыхъ подвигахъ, но должны всегда благодушествовать и мужественно подвизаться противъ грѣха ради вѣчнаго спасенія нашего, уповая на помощь Спасителя Бога и святыхъ ангеловъ Его, невидимо присущихъ намъ. Вотъ какое назиданіе, братія, должны мы извлечь для себя изъ того, что ангелы Божіи суть служебніи дуси, въ служеніе посылаеми за хотящихъ наслѣдовати спасеніе! Не забудемъ же сего назиданія и постараемся обратить его въ духовную пользу нашу. Аминъ. (Сост. по кн. «Избранныя слова и бесѣды», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 522-523.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0