Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Седьмой день.

Преподоб. Лазарь [Галасійскій].

(Грѣхъ — самое ужасное зло въ мірѣ).

I. Преп. Лазарь, память коего совершается нынѣ, съ дѣтства отличался незлобіемъ, кротостію, состраданіемъ и любовію къ бѣднымъ. Въ теченіе же всей своей жизни ознаменовалъ себя великимъ подвижничествомъ. Совершивъ путешествіе ради поклоненія іерусалимской святынѣ, онъ 10 лѣтъ провелъ въ монастырѣ св. Саввы въ Палестинѣ; за высокую свою жизнь былъ возведенъ въ санъ священства іерусалимскимъ патріархомъ. По особому откровенію, во время дальнѣйшаго своего подвижничества уже въ совершенно безлюдной пустынѣ, Лазарь возвратился на родину — въ селеніе въ Магнезіи; былъ узнанъ своею матерью, но не остался съ нею, а снова уединился на необитаемой горѣ галисійской, близъ г. Ефеса, въ трехъ дняхъ пути отъ Смирны къ югу. Здѣсь однажды ночью во время молитвы Лазарь былъ пораженъ видѣніемъ огненнаго столпа, восходящаго до небесъ и окруженнаго множествомъ ангеловъ, пѣвшихъ: «да воскреснетъ Богъ и расточатся врази Его!» и, принявъ это за указаніе свыше, построилъ на этомъ мѣстѣ храмъ во имя воскресенія Христова при содѣйствіи императора Константина Мономаха, имѣвшаго къ нему большое уваженіе. При храмѣ же построилъ преп. Лазарь столпъ, на которомъ и предалъ себя на перенесеніе зноя и холода, такъ какъ столпъ не имѣлъ покрова.

Поправъ свою плоть, возрастая все болѣе и болѣе въ силѣ духовной и одерживая все большую и большую побѣду надъ грѣхомъ, Лазарь достигъ дара прозорливости и дара чудотвореній. Къ нему стали собираться благочестивые люди, желавшіе укрѣпиться въ созерцаніи такого образца.

Такимъ образомъ подвизался преп. Лазарь до конца своей жизни въ неусыпномъ бодрствованіи. Онъ скончался 72-хъ лѣтъ и былъ погребенъ въ столпѣ и прославленъ по смерти многими чудесными исцѣленіями, совершившимися отъ мощей его.

II. Мы видѣли, братія, какъ преподобный Лазарь всю жизнь боролся съ грѣхомъ и какъ онъ постоянно при помощи благодати Божіей препобѣждалъ его. Вотъ онъ совершаетъ путешествіе для поклоненія іерусалимской святынѣ, проводитъ 10 лѣтъ въ строгой подвижнической жизни въ монастырѣ св. Саввы, потомъ время дальнѣйшаго своего подвижничества проводитъ въ совершенно безлюдной пустынѣ; затѣмъ по указанію свыше строитъ храмъ близъ мѣста своихъ подвиговъ и возлѣ него столпъ, на которомъ и заключается, перенося зной и холодъ и распиная плоть свою со страстями и похотями.

Только такими подвигами преподобный Лазарь поборолъ грѣхъ и удостоился отъ Бога дара прозорливости и чудотвореній. Мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что преподобный Лазарь ясно сознавалъ, что грѣхъ, съ которымъ онъ боролся всю жизнь, есть самое ужасное зло въ мірѣ, для борьбы съ которымъ не нужно щадить силъ, здоровья, и даже самой жизни.

а) Въ самомъ дѣлѣ, откуда всѣ бѣдствія въ мірѣ? Откуда болѣзни? Откуда нищета и недостатки? Отъ грѣха: до грѣха во всемъ было довольство. Откуда стыдъ безчестія? Отъ грѣха: согрѣшили и стали стыдиться, стыдиться собственно грѣха же, котораго ничего нѣтъ безчестнѣе. Каковъ былъ человѣкъ, прежде чѣмъ согрѣшилъ? Онъ былъ покоенъ, здоровъ, веселъ, счастливъ, безъ всякихъ нуждъ, безъ всякаго горя. Согрѣшилъ, и земля стала приносить ему колючую траву, тварь начала воздыхать вздохами землетрясеній, громовъ и бурь, въ мукахъ стали рождать дѣтей, встрѣтились съ болѣзнями, дряхлостію, смертію. Отвсюду окружили и стали тѣснить человѣка бѣды — бѣды на морѣ и на сушѣ, въ пустынѣ и въ городѣ, бѣды отъ своихъ и отъ чужихъ.

б) Что приноситъ намъ грѣхъ каждый день? Откуда разстройства семейной жизни? Откуда разстройства гражданской жизни? Не отъ страстей ли, воюющихъ въ сердцахъ нашихъ? Не указываемъ на тѣ страсти, которыя такъ очевидно лишаютъ людей и здоровья, и имущества, и добраго имени, каковы напр. пьянство, объяденіе, любостяжаніе, воровство, клевета и т. п.

в) Стало быть, не будь грѣха, не было бы и бѣдъ въ мірѣ. Пусть не будетъ неправды въ пріобрѣтеніи богатства: сколько умолкнетъ жалобъ и стоновъ! Тысячи будутъ одѣты и сыты, отъ того что жадность немногихъ не будетъ у множества отнимать хлѣбъ и покой. Пусть прекратится раздоръ: вмѣсто безпокойствъ и тревогъ водворится въ домѣ довольство. Сколько предотвратите вы золъ, удержавъ одно неудержимое зло — языкъ вашъ?! О, грѣхъ — самое ужасное зло въ мірѣ. Бѣгите грѣха по крайней мѣрѣ для того, чтобы какъ можно менѣе тяготѣли надъ нами бѣдствія земныя. Молитесь всего болѣе не о томъ, чтобы вы были богаты, здоровы, въ чести и уваженіи, — молитесь о томъ, чтобы Господь помогалъ вамъ избавляться отъ страстей, отъ привычекъ худыхъ, отъ грѣха.

г) Правда, въ жизни временной намъ не всегда бываетъ примѣтно, какъ грѣхъ собираетъ намъ бѣдствія, какъ оброкъ свой. Даже случается видѣть, что страдаетъ на землѣ и праведникъ, тогда какъ неправедные успѣваютъ въ предпріятіяхъ. Но не тревожьтесь, — не завидуйте творящимъ беззаконіе. Если не здѣсь, то тамъ придетъ къ нимъ доля ихъ. Не смущайтесъ страданіемъ праведнаго: временныя лишенія, потеря здоровья, потеря богатства, неизвѣстность для людей служатъ тому, кто умѣетъ ими пользоваться, только средствомъ къ пріобрѣтенію лучшихъ благъ, къ преуспѣянію въ совершенствѣ духовномъ, безъ котораго все прочее — ничто. Что жъ откроется за гробомъ? Чѣмъ явится тамъ грѣхъ? Тамъ адъ и геенна покажутъ, что плата за грѣхъ не такъ мала и легка, какъ казалось легкомыслію до гроба. О! тогда скажутъ люди: лучше бы бы терпѣть тысячи смертей, чѣмъ горѣть въ гееннѣ огненной, лучше бы кишѣть въ червяхъ цѣлую жизнь на землѣ, чѣмъ сносить, какъ точитъ червь неусыпающій: лучшебы гнить въ ранахъ смрадныхъ отъ колыбели до гроба, чѣмъ терзаться во тьмѣ безотрадной цѣлую вѣчность.

д) Скажутъ: «не каждый же грѣхъ такъ ужасенъ: есть грѣхи малые; они, конечно, могутъ уступать тяжестію грѣхамъ тяжкимъ». Но каждый грѣхъ, если повторяемъ его не разъ и не два, и не очищаемъ ни разу покаяніемъ, никакъ не можетъ быть признанъ малымъ. Нѣтъ, въ такомъ видѣ онъ такъ нелегокъ, что можетъ увлечь насъ въ геенну, какъ нераскаянныхъ грѣшниковъ. Считая то и другое малымъ, не доходятъ ли до того, что никакого грѣха не считаютъ великимъ? Бросьте съ вершины горы камешекъ, — онъ ударами своими увлечетъ два другіе, и три, соединясь, сталкиваютъ и немалый камень; чѣмъ далѣе покатится камешекъ, тѣмъ болѣе наберется число спутниковъ, въ томъ числѣ и очень великихъ: точно то же бываетъ въ душѣ нашей отъ такъ называемыхъ малыхъ грѣховъ. Осмотрись, бѣдная душа моя, сколько у тебя такихъ грѣховъ, которые включены тобою въ число малыхъ, и сколько грѣховъ вызвано тѣми малыми грѣхами! Сочти потомъ, сколько у тебя великихъ добрыхъ дѣлъ, которыхъ тяжесть могла бы удержать тебя отъ паденія въ геенну!

е) Отъ чего же такъ мало чувствуемъ мы тяжесть грѣха, тогда какъ временныя бѣдствія бываютъ невыносимы? Привыкая къ крѣпкимъ напиткамъ, замѣчаютъ ли разрушительное дѣйствіе ихъ на организмъ тѣлесный?А между тѣмъ — чѣмъ далѣе, тѣмъ болѣе приближаютъ они его къ разрушенію, къ смерти. Привычка къ грѣху точно то же производитъ въ душѣ нашей. Привыкая къ грѣху, мы начинаемъ пренебрегать дѣйствіями его на насъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ начинаемъ любить то, чего бы не должно любить. Такимъ образомъ мысли тупѣютъ, чувства развращаются; великое становится малымъ и малое великимъ; временныя блага, временный покой, временная честь, временное богатство становятся такъ важны, что за ними не видятъ ничего важнаго. Вотъ почему боятся потерей временныхъ и не думаютъ о грѣхѣ, поражаются, волнуются, выходятъ изъ себя, если лишаются дѣтской забавы, а нимало не озабочены тѣмъ, что не съ чѣмъ явиться въ вѣчность, на судъ Божій...

III. Братія! пока есть время, пока въ нашей власти способы спасаться отъ грѣха: будемъ спасать себя, при помощи благодати Божіей, отъ самаго грознаго для насъ бѣдствія — отъ грѣха. Прежде всего и болѣе всего будемъ молить Господа, чтобы далъ вамъ силы спасаться отъ грѣха, въ славу святаго имени Его — Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по проп. Филарета, архіеп. черниговск. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 519-521.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0