Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Шеcтой день.

Преподобный Варлаамъ хутынскій.

(Уроки изъ его жизни: а) нужно любить ближнихъ и б) жить такъ, какъ будто мы готовимся умереть каждый день).

I. Св. преподобный Варлаамъ хутынскій, нынѣ ублажаемый, происходилъ отъ богатыхъ новгородцевъ. Еще въ юныхъ лѣтахъ онъ почувствовалъ влеченіе къ иноческой жизни, чуждался дѣтскихъ игръ, много постился и молился. Родители хотѣли удержать его отъ такой жизни. Но онъ говорилъ имъ: «я читалъ много святыхъ книгъ, и нигдѣ не находилъ, чтобы родители отсовѣтовали что доброе дѣтямъ своимъ. Царство небесное, которое я ищу, не дороже ли всего?» Тогда родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. Послѣ нихъ св. Варлаамъ роздалъ почти все свое имѣніе и отправился въ пустыню; затѣмъ, для большаго уединенія, поселился въ лѣсу, на берегу Волхова, въ 10-ти верстахъ отъ Новгорода, на холму называемомъ Хутынь. Недолго продолжалось уединеніе святого: скоро узнали о немъ и стали приходить къ нему для бесѣды и князья, и бояре, и иноки, и простолюдины, и онъ давалъ всякому должное наставленіе; а многіе желали вести жизнь подъ его руководствомъ и селились вокругъ него. Тогда построенъ былъ храмъ и вокругъ него келліи. Явилась обитель. Святой отдалъ въ пользу обители остальное свое имѣніе. Онъ далъ обители свой уставъ. Въ уставѣ предписывалось раздавать милостыню бѣднымъ, кормить и поить всѣхъ странниковъ, и вообще питать къ нимъ христіанскую любовь.

Св. Варлаамъ за свою жизнь удостоился дара чудотворенія и прозорливости. Однажды, видя, какъ народъ хотѣлъ бросить въ Волховъ преступника, святой просилъ объ освобожденіи его отъ казни; въ другой же разъ родственники осужденнаго на потопленіе просили его походатайствовать за сего осужденнаго, но онъ не сдѣлалъ этого, и послѣ объяснилъ, что перваго онъ спасъ, какъ подававшаго надежду на исправленіе, а второго не спасъ, какъ погибавшаго невинно и имѣвшаго получить за это мученическій вѣнецъ. Однажды, Петровымъ постомъ, когда св. Варлаамъ былъ у архіепископа новгородскаго, и архіепископъ приказалъ ему побывать черезъ недѣлю, онъ отвѣчалъ: «я пріѣду къ святынѣ твоей на саняхъ». И дѣйствительно, въ іюнѣ мѣсяцѣ, ко всеобщему изумленію и великому смятенію, выпалъ такой снѣгъ, что нужно было ѣхать на саняхъ. Всѣ боялись вреда отъ этого снѣга, оказалось же, что снѣгъ погубилъ червей на поляхъ и былъ такимъ образ. великимъ благодѣяніемъ Божіимъ. Св. Варлаамъ скончался въ 1192 г. Въ предсмертномъ своемъ наставленіи ученикамъ онъ сказалъ: «живите такъ, какъ будто готовитесь умирать каждый день». Мощи св. Варлаама почиваютъ въ Хутынскомъ монастырѣ. Святой творилъ много чудесъ и послѣ кончины — исцѣлялъ больныхъ, въ видѣніи видѣли его молящимся за Россію во время нападенія и Махмета-Гирея, въ 1521 г., и поляковъ, въ 1610 г., и пр.

II. Два урока представляетъ намъ жизнь препод. Варлаама хутынскаго.

а) Первый тотъ, что по примѣру преподобнаго нужно имѣть живую и дѣятельную любовь къ ближнимъ.

«Любовью все строится, любовью все скрѣпляется, любовью все стоитъ», говорилъ часто преподобный Варлаамъ. И предъ смертію своею онъ твердилъ братіи, что обитель ихъ никогда и ничѣмъ не будетъ оскудѣвать, если только они будутъ имѣть любовь между собою. По своей рѣдкой любви къ обители и братіи ея, онъ передалъ ей всѣ свои богатыя вотчины, какими владѣлъ въ мірѣ, по его крѣпкой любви ко всѣмъ братьямъ, во время его настоятельства, ворота его обители всегда были открыты для странниковъ, нищихъ и убогихъ. По его завѣту, и донынѣ, особенно въ день памяти препод. Варлаама, 6 го ноября, ежегодно устрояется въ Хутынской обители общая трапеза для всѣхъ нищихъ н странныхъ.

Да, любовь, по слову св. писанія, какъ союзъ всякаго совершенства (Кол. III. 14), какъ законъ царскій (Іак. 11, 8), какъ исполненіе закона (Рим. XIII, 8), несомнѣнно имѣетъ въ себѣ обѣтованіе живота и нынѣшняго и грядущаго. Кто пребываетъ въ любви, тотъ въ Богѣ пребываетъ и Богъ въ немъ пребываетъ, говоритъ св. Іоаннъ Богословъ (1 Іоан. 4. 12).

б) Второй урокъ, получаемый отъ жизни препод. Варлаама, состоитъ въ томъ, что мы, по словамъ его, должны жить такъ, какъ будто готовимся умирать каждый день.

Весьма поучительно говоритъ объ этомъ святитель Тихонъ задонскій. «Видишь, говоритъ этотъ великій святитель, что часы заведенные непрестанно идутъ, и хотя спимъ или бодрствуемъ, дѣлаемъ или не дѣлаемъ, непрестанное движеніе имѣютъ, и приближаются къ предѣлу своему. Такова и наша жизнь — отъ рожденія до смерти непрестанно течетъ и убавляется; упокоеваемся или трудимся, бодрствуемъ, или спимъ, бесѣдуемъ съ кѣмъ или молчимъ, непрестанно теченіе свое совершаетъ и къ концу своему приближается; и уже къ концу ближе стала нынѣ, чѣмъ вчера и третьяго дня, — сего часа, нежели прошедшаго. Такъ нечувствительно наше житіе сокращается! такъ проходятъ часы и минуты! А когда окончится цѣпочка, и перестанетъ ударять маятникъ, не знаемъ того. Промыслъ Божій скрылъ отъ насъ это, да всегда готовы будемъ ко исходу, когда ни позоветъ насъ къ себѣ Владыка нашъ Богъ. Блаженъ тотъ, его же Господь обрящетъ бдяща (Лук. XII, 37). Окаяненъ тотъ, кого Онъ въ грѣховномъ снѣ погруженнымъ обрящетъ!

Этотъ случай и разсужденіе научаетъ тебя, христіанинъ: 1) что время жизни нашей безпрестанно уходитъ, 2) что прошедшаго времени возвратить невозможно, 3) что прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имѣемъ, 4) что кончина наша намъ неизвѣстна, 5) слѣдовательно всегда, на всякій часъ, на всякую минуту, быть намъ готовыми къ исходу должно, если хочешь блаженно умереть, 6) отсюда заключается, что христіанинъ въ непрестанномъ покаяніи, подвигѣ вѣры и благочестія находиться долженъ, 7) какимъ кто хочетъ быть при исходѣ, такимъ долженъ стараться быть на всякое время своей жизни, потому что никто не знаетъ, отъ утра дождется ли вечера, и отъ вечера дождется ли утра. Мы видимъ, что тѣ, которые съ утра ходили здоровы, къ вечеру лежатъ на одрѣ смертномъ бездыханными: и тѣ, которые съ вечера засыпаютъ, по утру не встаютъ и будутъ спа,ть до трубы архангельской. А что случается съ другими, то же самое тебѣ и мнѣ случиться можетъ, ибо всѣ подлежатъ всякимъ случаямъ». (Изъ твореній св. Тихона задонскаго», изд. 2, т. 2, стр. 48).

III. Молитвами препод. Варлаама хутынскаго да поможетъ намъ Богъ напечатлѣть въ своемъ сердцѣ эти св. правила христіанской жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 518-519.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0