Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Пятый день.

Поуч. 3-ье. Св. Ерма, мужъ апостольскій.

(Изложеніе заповѣдей, соблюденіемъ которыхъ можно спасти свою душу).

I. Въ день св. Ермы, мужа апостольскаго, котораго весьма хвалитъ св. ап. Павелъ (Рим. 16. 14), извѣстнаго своей книгой подъ названіемъ «Пастырь», которая въ первые вѣка читалась даже въ церквахъ на ряду съ апостольскими посланіями, думается намъ, будетъ полезно ознакомиться съ тѣми душеспасительными заповѣдями, которыя изложены въ этой книгѣ, исполняя которыя можно спасти свою душу. Думаемъ, что слово апостольскаго мужа будетъ убѣдительнѣе для васъ нашего немощнаго разглагольствія. Къ изложенію ихъ онъ приступаетъ такъ:

II. «Молился я, говоритъ онъ, у себя дома и сѣлъ потомъ на ложе свое. — Вотъ вижу, входитъ мужъ, видомъ своимъ внушавшій уваженіе, въ одеждѣ пастушеской. На немъ накинутъ былъ бѣлый плащъ, котомка висѣла за плечами его и палка была въ рукахъ у него. Онъ привѣтствовалъ меня, привѣтствовалъ и я его. За тѣмъ онъ сѣлъ подлѣ меня и сказалъ: я посланъ къ тебѣ, чтобъ пребыть съ тобою все остальное время жизни твоей. — Когда онъ сказалъ это, мнѣ подумалось, что онъ искушаетъ меня, и я спросилъ его: кто же ты? — ибо того, кому я ввѣренъ, я хорошо знаю. Такъ ты меня не узнаешь? спросилъ онъ. Нѣтъ, отвѣчалъ я. Я и есть тотъ пастырь, которому ты ввѣренъ, сказалъ онъ. Съ этимъ словомъ онъ измѣнился въ лицѣ и я узналъ въ немъ моего ангела-хранителя. Мнѣ стало стыдно, страхъ и скорбь начали тревожить меня; — но онъ успокоилъ меня, говоря: «не бойся. Я посланъ указать тебѣ все, чѣмъ можешь ты спасти душу свою. Выслушай внимательно и запиши все для памяти, чтобъ, перечитывая то время отъ времени, ты освѣжалъ мысли свои тѣмъ и укрѣплялъ шаткую волю твою. Если отъ чистаго сердца будешь сохранять все, открываемое тебѣ, то получишь отъ Господа всѣ блага, какія обѣтовалъ Онъ вѣрнымъ Своимъ. Если же, выслушавъ мои наставленія, ты не только не исправишься, а напротивъ станешь прилагать грѣхи ко грѣхамъ, то бѣду за бѣдою пошлетъ на тебя Господь, пока не сокрушитъ или сердца твоего, илн костей твоихъ».

Сказавъ это, пастырь мой, ангелъ покаянія, предложилъ мнѣ двѣнадцать заповѣдей, въ слѣдующемъ порядкѣ:

1) Вѣруй во единаго Бога, въ Троицѣ покланяемаго, Творца неба и земли, видимымъ же всѣмъ и невидимымъ, Который изъ ничего воззвалъ къ бытію всѣ твари и даровалъ имъ столько совершенствъ, сколько каждая изъ нихъ вмѣстить можетъ

2) Живи въ простотѣ и непорочности, не вреди ближнему даже словомъ, напротивъ — помогай всѣмъ въ нуждахъ ихъ, не разбирая, кто проситъ и кому даешь

3) Слово гнило да не исходитъ изъ устъ твоихъ: люби истину и убѣгай лжи.

4) Какъ зѣницу ока, храни супружескую вѣрность, ибо это непреложный законъ Творца, быть чистымъ и непорочнымъ предъ лицемъ Его или въ дѣвствѣ или въ честно-хранимомъ супружествѣ. Женился, не ищи разрѣшенія, или другой жены; положилъ быть въ дѣвствѣ, не ищи жены. Тоже когда умретъ мужъ или жена, пережившая половина не грѣшитъ, когда вступаетъ во второй бракъ; но большей сподобляется чести отъ Бога, когда рѣшается хранить вдовство, въ чистотѣ и непорочности.

«При этихъ словахъ, говоритъ Ерма, я спросилъ его: что же дѣлать тому, кто согрѣшитъ?» — Каяться, отвѣчалъ мнѣ ангелъ — пастырь. «Говорю ему: я слышалъ, что кромѣ крещенія нѣтъ другого покаянія, что, погружаясь въ воды пакибытія, мы получаемъ отпущеніе всѣхъ грѣховъ, и никакъ не должны уже послѣ того грѣшить». Ангелъ отвѣчалъ мнѣ: крещеніе не называется покаяніемъ. Покаяніе Богъ установилъ для тѣхъ, кои, будучи чрезъ крещеніе призваны въ число вѣрующихъ, падаютъ потомъ въ грѣхи, по кознямъ діавола. — Богъ милостивый пріемлетъ покаяніе таковыхъ; но надо знать, что частое паденіе въ грѣхъ, исправляемое даже частымъ покаяніемъ, дѣлаетъ подозрительнымъ самое покаяніе; — и можно наконецъ упасть такъ, что послѣ того паденія не будетъ возможности встать снова и начать жить для Бога. Сего да страшится всякій, легкомысленно смотрящій на грѣхи. Сказавъ сіе, пастырь началъ снова продолжать указаніе спасительныхъ для насъ заповѣдей Божіихъ:

5) Идя путемъ заповѣдей не можешь миновать препятствій и трудовъ Мужайся; и да крѣпится сердце твое: терпи въ дѣланіи добрыхъ дѣлъ и перенесеніи всѣхъ на пути семъ непріятностей.

6) Помни, что при каждомъ человѣкѣ есть два ангела — добрый и злой. Одинъ влечетъ его къ дѣламъ добрымъ, а другой къ грѣхамъ и порокамъ. Внимай же себѣ, и къ первому склоняйся, а второго отрѣвай, по внутреннимъ помысламъ сердца догадываясь, какой изъ нихъ даетъ тебѣ въ ту пору уроки и хочетъ властвовать надъ тобою.

7) Единаго Бога — Творца и Промыслителя и Спасителя твоего бойся, и пустою страшливостію темныхъ силъ не унижай своей дѣтской Ему преданности и своего крѣпкаго на Него упованія.

8) Попекись явить себя ревностнымъ исполнителемъ всѣхъ безъ исключенія заповѣдей Божіихъ и тщательнымъ творцемъ всѣхъ дѣлъ, какія ангелъ внушитъ сердцу твоему, или укажетъ сочетаніе обстоятельствъ жизни твоей, — и будешь сынъ въ дому Божіемъ, а не рабъ.

9) Молись, преутруждай себя въ молитвѣ, непрестанно молись, чтобы всякій разъ, какъ нужно, свыше сходила на тебя сила — творить добро, и помощь — уклоняться отъ зла. Молитва дѣлаетъ земнороднаго небожителемъ и одѣваетъ его небесною чистотою и святостію.

10) Бѣгай ложныхъ пророковъ — гадателей и волхвовъ, (спиритовъ, т.-е. вызывателей духовъ, кои тогда въ большомъ являлись количествѣ. Изъ числа ихъ былъ и Симонъ волхвъ съ своими учениками), чрезъ коихъ врагъ губитъ рабовъ Божіихъ. Слабые въ вѣрѣ обращаются къ этимъ обманщикамъ, а они, отвѣчая имъ по желанію сердца ихъ, наполняютъ головы ихъ мечтательными надеждами. Тутъ же, къ каплѣ истины примѣшивая море лжи, они обольщаютъ ихъ и снова увлекаютъ къ язычеству. Кто искренно вѣруетъ и предалъ себя Богу, тотъ не пойдетъ къ нимъ. Таковый неба ищетъ; а гадаютъ обычно бъ одномъ земномъ.

11) Учительницею, единственною учительницею да будетъ тебѣ церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины. Въ ней свѣтъ непреложно-истиннаго вѣдѣнія. — Внѣ ея мракъ и тьма. Тамъ князь міра поставилъ учительскую каѳедру свою и ослѣпляетъ разумы внимающихъ ему и не хотящихъ слушать голоса церкви ради того, что они свѣтскіе.

Вотъ тебѣ проба: что разногласитъ съ ученіемъ церкви, то есть голосъ отца лжи! — Внимай и блюди себя чистымъ отъ сего паденія. — Вотъ и еще признакъ! слово истины водворяетъ глубокій миръ, покой и сладость въ вѣрующемъ сердцѣ; слово же лживыхъ воздымаетъ мечты и сомнѣнія, и какъ соленая вода разжигаетъ жажду знанія, запирая умъ какъ плѣнника въ неопредѣленной мрачной пустынѣ.

12) Безъ ближайшихъ руководителей нельзя прожить свято на землѣ. Ты найдешь ихъ въ церкви, гдѣ Духъ Святый поставляетъ ихъ пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебѣ благопотребнаго. Въ часъ нужный, и безъ спроса твоего, онъ изречетъ тебѣ утѣшительное слово. Духъ Божій научитъ его, что подобаетъ сказать тебѣ, и ты услышишь отъ него, что хочетъ отъ тебя Богъ. Берегись, однакожъ, и здѣсь духовъ лестчихъ. Смиреніе и тихость украшаютъ истиннаго руководителя. Гдѣ же помпа, т.-е. внѣшній блескъ въ словѣ и жизни, тамъ лесть. Внимай сему и спасешься.

«Вотъ всѣ двѣнадцать заповѣдей, которыя далъ мнѣ ангелъ-пастырь», заключаетъ Ерма. — «Выслушавъ ихъ, я сказалъ ему: прекрасныя правила, но есть ли человѣкъ, который могъ бы исполнить ихъ, какъ слѣдуетъ? На это ангелъ отвѣчалъ мнѣ: прими ихъ сердцемъ въ простотѣ, безъ размышленія, и не встрѣтишь въ исполненіи ихъ никакого затрудненія. Но коль скоро станешь разлагать въ умѣ своемъ, можно ли и какъ можно выполнить то и другое, и нелъзя ли какъ-нибудь высвободиться изъ-подъ сего ига, подкрадется врагъ, вложитъ разслабленіе въ сердце твое и сдѣлаетъ тебя неспособнымъ ни къ какому добру. — Но что много говорить!.. Знай, что если не исполнишь чего, нѣтъ тебѣ спасенія, нѣтъ спасенія ни тебѣ, ни дѣтямъ твоимъ, ни семейству твоему. Сказавъ сіе, ангелъ измѣнился въ лицѣ своемъ и сдѣлался столь страшнымъ, что я не знаю, есть ли кто, кто бы въ состояніи былъ снести взоръ его въ сію минуту. Я испугался. — Ангелъ, видя мое смущеніе, началъ говорить кротко ко мнѣ, съ лицемъ способнымъ разлить отраду въ сердцѣ: — «какъ это думаешь и говоришь ты? — Забылъ развѣ ты всемогущество Божіе! — Возможно ли, чтобъ Тотъ, Кто все покорилъ подъ ноги твои, не далъ тебѣ силъ исполнять заповѣди Его? — Знай же, что кто имѣетъ всегда Бога въ сердцѣ своемъ, тотъ легко исполнитъ заповѣди сіи. Кто же имѣетъ Его только на концѣ языка своего, тотъ падетъ подъ тяжестію ихъ, считая ихъ невыполнимыми». Я замѣтилъ на это: кто не проситъ у Бога силъ, чтобъ исполнять св. заповѣди Его? — Но врагъ силенъ: онъ искушаетъ рабовъ Божіихъ и держитъ ихъ въ своей власти. — «Нѣтъ, отвѣчалъ на это мнѣ ангелъ, врагъ не имѣетъ никакой власти надъ рабами Божіими. Тѣхъ, кои вѣруютъ въ Бога отъ всего сердца своего, онъ можетъ искушать, но не властвовать надъ ними. Противостань ему съ мужествомъ, и онъ убѣжитъ отъ тебя». Тѣмъ кончились наставленія ангельскія, изложенныя во второй книтѣ св. Ермы подъ названіемъ: «Пастырь».

III. Съ своей стороны не осмѣливаемся прибавить что либо ко всему сему! — говоритъ ученикъ апостоловъ, мужъ апостольскій. И въ самомъ дѣлѣ, къ чему тутъ вялое слово наше? — Одно только скажемъ: какъ утѣшительно знать, что и въ наше время говорятъ то же, что говорили при апостолахъ, непосредственно послѣ апостоловъ и что, слѣдовательно, въ продолженіе восьмнадцати съ половиною вѣковъ въ церкви Божіей слышалось неизмѣннымъ одно и то же слово истины.

Если теперь при двоихъ и трехъ свидѣтеляхъ станетъ всякъ глаголъ; то какъ крѣпко долженъ стоять глаголъ истины, въ церкви Божіей проповѣдуемый, когда за него стоитъ такой необъятный сонмъ свидѣтелей? Братіе! Будемъ молить Господа, да даруетъ Онъ благодатную помощь исполнить эти спасительныя наставленія, преподанныя чрезъ св. мужа апостольскаго. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д—ко по Словамъ къ тамбовской паствѣ епископа Ѳеофана).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 515-518.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0