Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Пятый день.

Поуч. 2-ое. Св. мужъ апостольскій Ерма.

(Видѣніе св. Ермою церкви подъ видомъ строющейся башни и нравственные уроки отсюда для вѣрующихъ).

I. Св. Ерма, память коего совершается нынѣ, жилъ во времена апостоловъ въ Римѣ. Онъ былъ извѣстенъ апостолу Павлу и похваляется имъ въ посланіи къ римлянамъ (гл. 16, 14) въ числѣ лучшихъ христіанъ римскихъ. Отличительное свойство его души составляли преискренняя простота вѣры и безпрекословная покорность внушеніямъ Божіимъ. Эти качества сердца привлекли на него особенное Божіе благоволеніе, и Господь удостоилъ его особенныхъ видѣній и откровеній, изъ которыхъ слагается вся жизнь его. Такъ какъ эти дивныя знаменія Божіи, назидательныя сами по себѣ, сопровождались и назидательными толкованіями, то Ерма получилъ повелѣніе описать все, что ему было открыто, на пользу всей святой церкви Божіей. Ерма исполнилъ повелѣніе и составилъ книгу, которую наименовалъ «Пастыремъ» и которая, въ первыя времена, читалась въ церквахъ на ряду съ апостольскими писаніями.

II. Мы намѣрены разсказать вамъ, возлюбл. бр., одно видѣніе св. Ермы.

Явившаяся въ сновидѣніи Ермѣ старица, подъ которой нужно разумѣть церковь, показала ему великую башню, которую строили надъ водами изъ блестящихъ четвероугольныхъ камней. — Прошу васъ, братіе, обратить вниманіе на построеніе этой башни, въ немъ сущность сего видѣнія.— Планъ башни былъ четвероугольный. Строили ее шесть юношей, многія тысячи другихъ людей носили камни. Кто извлекалъ эти камни изъ глубины водъ, кто бралъ на землѣ, и принося, подавалъ тѣмъ шести юношамъ. Камни, извлекаемые изъ глубины водъ, были совершенно отесаны, такъ что ихъ оставалось только класть. Они такъ хорошо соединялись съ другими, что въ мѣстѣ соединенія не видно было и рубцевъ, и башня казалась составленною изъ одного камня. Что касается до камней, приносимыхъ съ земли, то между ними были такіе, которые юноши употребляли на строеніе, и были такіе, которые они отбрасывали и разбивали. Вокругъ башни виднѣлось много негодныхъ камней, потому что одни были неровны, другіе съ трещинами, третьи бѣлы, но круглы, такъ что не было возможности приладить ихъ къ постройкѣ. Нѣкоторые изъ негодныхъ камней были бросаемы далеко отъ башни и падали къ дорогѣ, гдѣ однакожъ не останавливались, но катились далѣе въ пустыню, другіе падали въ огонь и горѣли, третьи падали близъ воды, но не могли скатиться въ нее, какія усилія, по-видимому, ни употребляли на то. Вокругъ зданія стояли семь женъ.

Изумляясь всему происходившему, Ерма просилъ старицу объяснить ему, что значитъ все имъ видѣнное.

а) Старица сказала: «башня, которую ты видишь устрояемую, это я сама, т. е. церковь. Ее строятъ надъ водою потому, что вы спасаетесь водою съ призываніемъ имени Преславныя Троицы. (Этимъ она указывала на крещеніе). Шесть юношей, строящихъ башню, суть шесть ангеловъ Божіихъ, коимъ Онъ далъ власть надъ всѣми тварями. И тѣ, что приносятъ камни, суть тоже ангелы Божіи, но первые выше ихъ. Когда зданіе будетъ окончено, они всѣ вмѣстѣ составятъ празднество предъ Богомъ и прославятъ Бога».

б) Послушай теперь, что значатъ камни!

Камни бѣлые четвероугольные, которые хорошо укладаются при постройкѣ, суть апостолы, епископы, учители, священники и діаконы, живые ли то, или умершіе уже, которые исполняли и исполняютъ свой долгъ со всею святостію и съ неусыпною попечительностію объ избранныхъ Божіихъ, тщательно сохраняя и согласіе между собою.

Камни, извлекаемые изъ глубины водъ и какъ бы сливающіеся съ зданіемъ при кладкѣ, суть тѣ изъ умершихъ, кои страдали за имя Господне.

Камни, приносимые съ земли и употребляемые въ зданіе, суть новообращенные вѣрные.

Изъ отбрасываемыхъ камней, тѣ, кои падаютъ подлѣ башни, означаютъ согрѣшающихъ по крещеніи, чувствующихъ однакожъ сокрушеніе и готовыхъ принести покаяніе. Если они покаются, пока строеніе продолжается, они могутъ быть употреблены на постройку; но когда построеніе завершится однажды навсегда, они уже не найдутъ тамъ себѣ мѣста.

Затѣмъ камни, кои, разбивши, далеко бросаютъ отъ башни, суть люди злые, принявшіе вѣру притворно, не измѣнивши ничего изъ прежнихъ нравовъ своихъ. Такіе не могутъ быть употреблены на постройку, и имъ нѣтъ спасенія.

Что касается до другихъ негодныхъ камней, то неровные означаютъ тѣхъ, кои познали истину, но не пребыли ей вѣрными и не заботились войти въ единъ духъ со всѣми святыми.

Растреснутые — означаютъ тѣхъ, кои питаютъ раздоръ въ сердцѣ своемъ и миръ имѣютъ съ другими только по видимости.

Камни, слишкомъ малые, суть тѣ, кои приняли вѣру, но удержали большую часть своихъ прежнихъ пороковъ.

Камни бѣлые и круглые суть богачи, оставшіеся пристрастными къ богатству и по принятіи вѣры. — Когда настанетъ гоненіе, они, изъ-за своего богатства, отрекутся отъ Господа. Они могутъ годиться въ постройку не иначе, какъ когда будутъ отсѣчены ихъ пристрастія, подобно тому, какъ у круглыхъ камней надо обсѣчь бока, чтобъ они годились въ зданіе. По себѣ самому посуди, Ерма, прибавила старица; — когда ты былъ богатъ, ты былъ негожъ, а теперь ты способенъ къ жизни. — Ты вѣдь изъ числа этихъ камней.

Послушайте, что значатъ и остальные камни. — Камни, отбрасываемые далеко отъ башни, катящіеся къ дорогѣ и оттуда въ пустыню, суть тѣ, кои увѣровали, но, по своему суемудрію, уклонились отъ перваго пути и устремились неизвѣство куда, мечтая тамъ найти путь лучшій: они блуждаютъ, бѣдные, не находя себѣ покоя.

Камни, падающіе въ огонь, суть тѣ, кои навсегда отпали отъ присноживаго Бога. Они такъ преданы порокамъ и страстямъ, что имъ и на мысль не приходитъ принесть когда-либо покаяніе. Это готовая уже пища огня геенскаго.

Камни, падающіе близъ воды и немогущіе скатиться въ нее, суть тѣ, кои, слыша слово Божіе, желаютъ крещенія; но когда потомъ подумаютъ о святости, требуемой вѣрою, тотчасъ возвращаются вспять и падаютъ въ прежнія страсти. Такъ церковь объяснила Ермѣ видѣніе башни.

в) Потомъ она показала ему еще семь женъ, окружавшихъ сіе зданіе. Первая была вѣра, за нею ея дщерь — воздержаніе, далѣе слѣдовали однѣ за другими — простота, невинность, кротость, строгая во всемъ исправность и любовь. Изъ нихъ каждая есть дщерь предъидущей: простота — дщерь воздержанія, невинность — дщерь простоты, — и такъ далѣе. Они поддерживали башню и открывали въ нее входъ тѣмъ, кои служили имъ самимъ, т. е. тѣмъ, кои отличались сими добродѣтелями.

III. Всмотритесь, братіе, внимательнѣе въ видѣніе башни — церкви; оно весьма назидательно! — Всѣ мы христіане предназначены войти въ составъ тѣла церкви. Войдемъ ли?! Даруй Господи!.. Но для сего позаботимся явить себя похожими на камни бѣлые и четвероугольные — полированные, то есть позаботимся хранить святую вѣру, убѣляющую, внѣдрить въ сердце стройное сочетаніе добродѣтелей чистыхъ и совершенныхъ, и да не будетъ между нами камней необтесанныхъ, ни расколотыхъ, ни круглыхъ и никакихъ другихъ, негодныхъ въ постройку Аминь. (Сост. Г. Д—ко по кн. «Слова къ тамб. паствѣ» преосвященнаго Ѳеофана-затворника).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 513-515.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0