Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ ноябрь.
Четвертый день.

Преподобн. Іоанникій Великій.

(Грѣхъ зависти).

I. Преподобный Іоанникій, память коего совершается нынѣ, жилъ во 2-й половинѣ IX вѣка по Р. Христовѣ въ Греціи и первое время провелъ на царской службѣ въ воинскомъ званіи. Онъ былъ сначала зараженъ ересію иконоборческою, но обличенный однимъ прозорливымъ инокомъ, жившимъ на Олимпійской горѣ, оставилъ ересь и всю суету міра, удалился на эту гору и здѣсь неослабною борьбою съ своими страстями, неусыпными трудами, бдѣніемъ и молитвою достигъ святости и прославился какъ великій подвижникъ и чудотворецъ. Много народу приходило къ святому подвижнику для назиданія и испрошенія у него святыхъ его молитвъ и ходатайства предъ Богомъ, — много духовныхъ щедротъ и благодѣяній изливалось отъ преподобнаго. Еще въ самомъ началѣ своего подвижничества, встрѣтивъ двухъ пустынныхъ иноковъ, преподобный Іоанникій получилъ отъ нихъ, вмѣстѣ съ молитвеннымъ благословеніемъ на подвигъ, и пророческое предостереженіе, что къ концу житія ему будетъ учинено искушеніе отъ завистливыхъ людей. Это дѣйствительно и случилось. На той же Олимпійской горѣ пребывалъ въ иноческихъ подвигахъ другой подвижникъ, по имени Епифаній. Слыша о возрастающей славѣ препод. Іоанникія, Епифаній позавидовалъ ему и умыслилъ погубить его. Однажды во время бездождія, когда вся растительность на горѣ высохла и вокругъ келліи Іоанннкія было много сухихъ деревьевъ, Епифаній поджогъ сухую траву внизу горы и вся горя быстро воспламенилась. Одному только Богу былъ обязанъ препод. Іоанникій своимъ спасеніемъ: не только онъ самъ не пострадалъ, но и его келлія чудеснымъ образомъ осталась невредима среди пламени. Кроткій и незлобивый Іоанникій, желая узнать причину гнѣва Епифаніева и чтобы испросить у него прощеніе, если въ чемъ нибудь онъ согрѣшилъ предъ нимъ, отправился къ своему зложелателю. Какова же сила злобы, пораждаемой завистію! Увидавъ препод. Іоанникія, Епифаній ударилъ его жезломъ своимъ, имѣвшимъ острый наконечникъ, желая убить его, но опять былъ посрамленъ Богомъ, спасающимъ праведныхъ отъ озлобленія злыхъ человѣковъ.

II. Видите, братіе, до какого ожесточенія можетъ довести человѣка зависть! По истинѣ эта страсть есть самая богопротивная:

а) Она есть прямая вражда на Бога, источника и подателя всякаго блага. Завидуя благополучію ближняго, человѣкъ ничего себѣ отъ этого не пріобрѣтаетъ: ему не пріятно самое добро, или счастіе ближняго, — ему не желательно распространеніе въ мірѣ царствія Божія, которое и состоитъ въ утвержденіи между людьми добра, слѣдовательно завистливый человѣкъ — противникъ Самого Бога.

б) Зависть есть грѣхъ по преимуществу сатанинскій. Завистію діавола вошелъ въ міръ грѣхъ, а съ нимъ и смерть (Прем. 2, 24). Діаволъ человѣкоубійца искони — и нынѣ содѣлываетъ чадами своими тѣхъ, которые въ зависти добру ближняго являются на сторонѣ враговъ Божіихъ, такъ какъ, по слову св. апостола Іоанна, «всякій ненавидящій брата своего есть человѣкоубійца» (1 Іоан. 3, 15) и онъ подобенъ Каину, который былъ отъ лукаваго и убилъ брата своего: а за что убилъ его? за то, что «дѣла его были злы, а дѣла брата его праведны» (ст. 12). Врагами Божіими и Богоубійцами сдѣдались іудейскіе старѣйшины такъ же по зависти къ І. Христу, Котораго ученіе, чудеса и вся жизнь располагала весь народъ уважать Его болѣе, нежели ихъ. И сколько зла всегда дѣлала зависть въ мірѣ! сколько погибло отъ нея людей благородныхъ, славныхъ своими великими дѣяніями на пользу человѣчества!

в) Зависть есть гибельная язва для общества. Только тамъ, гдѣ въ общественныхъ отношеніяхъ царствуетъ любовь, которая «есть союзъ совершенства» (Кол. 3, 14), гдѣ дарованія и труды на пользу общую поддерживаются общимъ уваженіемъ и не дается зависти людской возможности злодѣйствовать, только тамъ возможно счастіе и процвѣтаніе общества. «Гдѣ зависть и сварливость, тамъ неустройство и все худое» (Іак. 3, 16), говоритъ св. апостолъ Іаковъ. (См. № 42 «Моск. Епарх. Вѣд.» 1879 г.).

г) Приведемъ здѣсь одинъ весьма назидательный разсказъ о гибельности этого порока.

Три путешественника нашли однажды на дорогѣ драгоцѣнную находку. Надлежало раздѣлить ее поровну между всѣми троими; находка была такъ велика, что часть каждаго была бы весьма значительна. Но діаволъ тотчасъ явился съ своими спутниками — духомъ зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своею находкою, путешественники сѣли отдохнуть, чтобы подкрѣпить себя пищею, но каждый думалъ не о пищѣ, а о томъ, какъ бы одному завладѣть сокровищемъ. Нужно было кому-нибудь изъ нихъ сходить въ ближайшій городъ, чтобы купить припасовъ для ихъ обѣда. Одинъ отправился. Двое, оставшіеся на мѣстѣ, согласились убить третьяго, когда онъ возвратится, чтобы раздѣлить между собою часть его. Между тѣмъ отправившійся за припасами отравилъ ихъ ядомъ, чтобы, по смерти обоихъ товарищей, богатства остались ему одному. Когда онъ возвратился, то немедленно убитъ былъ своими спутниками, которые, поѣвъ принесенной имъ пищи, оба умерли. А драгоцѣнная находка осталась на мѣстѣ ждать другихъ подобныхъ безумцевъ, или руки болѣе достойной.

Подобнымъ образомъ діаволъ губитъ даже такихъ людей, которые устрашались бы одной мысли объ убійствѣ ближняго. Всѣмъ открыто поприще служенія обществу, всѣмъ доступно пріобрѣтеніе средствъ къ содержанію себя честнымъ трудомъ. Но діаволъ воздвигаетъ въ людяхъ страсть властолюбія, славолюбія и жадности къ богатству. И вотъ несчастные, въ какомъ то ослѣпленіи, стремятся къ своей цѣли, не разбирая средствъ, толкаютъ другъ друга, роняютъ другихъ и сами падаютъ, губятъ и гибнутъ. А цѣль, къ которой стремятся безумцы, уходитъ отъ нихъ дальше и дальше, иногда какъ будто приближается къ нимъ, дается имъ въ руки, — но вдругъ, одно мгновеніе, — и она исчезла изъ виду, оставивъ искателей своихъ на краю пропасти, или на самомъ днѣ ея. Составляется иногда какое нибудь общество, задумываетъ хорошее предпріятіе, обѣщающее вѣрную пользу всѣмъ и каждому. Но между дѣятелями общества возникаетъ зависть, желаніе обогатиться одному на счетъ другихъ; и вотъ — предпріятіе не удается, или удается на время и вполовину, общество разстроивается и польза его улетаетъ на вѣтеръ, достается другому, о которомъ прежде и не думали, или котораго именно обмануть и обидѣть хотѣли. («Духовн. бесѣда», т. XVI, стр. 559-560).

III. Будемъ же, возлюбленные братіе, оберегать свою душу отъ зависти, какъ отъ гибельной заразы, мучительной для насъ самихъ, богопротивной и вредной для общаго блага! Болѣе всего да держимся любви (1 Кор. 14, 1), которая можетъ быть единственно вѣрнымъ противоядіемъ зависти, потому что «любы не завидитъ... не ищетъ своихъ си, не мыслитъ зла» (1 Кор. 13, 4), слѣдовательно любовь во всемъ противоположна зависти и рѣшительно изгоняетъ ее изъ сердца человѣческаго. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 509-511.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0