Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ Ноябрь.
Второй день.

День памяти святыхъ мучениковъ Акиндина, Пигасія, Анемподиста и другихъ.

(Общее церковное пѣніе).

I. Св. угодники Божіи, жившіе въ пустыняхъ, какъ упоминается иногда въ ихъ жизнеописаніяхъ, любили по временамъ услаждаться священными пѣснопѣніями; и въ сказаніяхъ о святыхъ мученикахъ нерѣдко говорится, что они, особенно въ трудныя минуты своей жизни, когда, напримѣръ, содержались въ темницахъ, даже когда подвергались пыткамъ, укрѣпляли свой духъ священными пѣснями. Такъ и о воспоминаемыхъ въ нынѣшній день святыхъ персидскихъ мученикахъ, Акиндинѣ, Пигасіи и Анемподистѣ, говорится, что они славили Господа святою пѣснію даже и въ то время, когда ихъ мучители возгнетали подъ ними огонь, повѣсивши ихъ на мучилищномъ древѣ. Подкрѣпляли они себя священною пѣснію и тогда, когда ихъ мучили на разженныхъ желѣзныхъ одрахъ. Богъ намъ прибѣжище и сила, помощникъ въ скорбѣхъ, обрѣтшихъ ны зѣло; сего ради не убоимся, внегда смущается земля... Воскресни, Господи, помози намъ, и избави насъ имене Твоего ради, пѣли они псаломскими словами. Такъ переполнялась душа праведниковъ святыми, благоговѣйными чувствами ко Господу, — они и пѣли, пѣли и въ радости и скорбяхъ. Святая пѣсня, какъ выраженіе святыхъ чувствъ восторженной души, — святое дѣло, — это наша святая обязанность.

II. а) Слово Божіе учитъ также. Апостолъ Павелъ въ свое время заповѣдывалъ христіанамъ: исполняйтеся духомъ, глаголюще себѣ во псалмѣхъ и пѣніихъ и пѣснехъ духовныхъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви (Ефес. 5, 19). Благодушествуетъ ли кто изъ васъ, да поетъ (Іак. 5, 13), учитъ и св. апостолъ Іаковъ.

б) Свв. отцы и учители Церкви весьма восхваляютъ общее церковное пѣніе.

Св. Игнатій Богоносецъ († 107 г.), ученикъ св. апостола Іоанна Богослова, говоритъ: «въ общемъ собраніи должна быть у васъ одна общая молитва; въ согласной и стройной любви вашей воспѣвайте вы Христа Іисуса и всѣ составляйте одинъ хоръ, чтобы, исполняясь въ единомысліи веселіемъ Божіимъ, пѣть единомысленное единымъ гласомъ. Убѣждаю васъ, старайтесь дѣлать все въ единомысліи Божіемъ. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у васъ, если будете дѣлать сами по себѣ; но въ общемъ собраніи да будетъ у васъ одна молитва, одно прошеніе, одинъ умъ, одна надежда въ любви и радости непорочной. Одинъ І. Христосъ и лучше Его нѣтъ ничего. Поэтому всѣ вы составляйте изъ себя какъ бы одинъ храмъ Божій, какъ бы одинъ жертвенникъ, какъ бы одного Іисуса Христа. Никто да не обольщается: кто не внутри жертвенника, тотъ лишаетъ себя хлѣба Божія. Если молитва двоихъ (Матѳ. 18, 19) имѣетъ великую силу, то сколько сильнѣе молитва цѣлой церкви? Потому кто не ходитъ въ общее собраніе, тотъ уже возгордился и самъ осудилъ себя, ибо написано: Богъ гордымъ противится (Прит. 3, 34; Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Составляйте же изъ себя всѣ до одного хоръ, чтобы, согласно настроенные въ единомысліи, дружно начавши пѣснь Богу, вы единогласно пѣли ее Отцу чрезъ Іисуса Христа, дабы Онъ услышалъ васъ и по добрымъ дѣламъ вашимъ призналъ васъ членами Своего Сына. Ибо если вы — вмѣстѣ, то низлагаются силы сатаны и единомысліемъ вашей вѣры разрушаются гибельныя его дѣла». (Св. Игнатій Богоносецъ. Посл. къ магнез. глава III, VI и VII; къ римлян. глава II; смирн. гл. VIII; къ ефессянамъ гл. IV, V и XIII).

Св. Іустинъ Философъ († 166 г.), разсказывая въ апологіяхъ своихъ, или защитительныхъ рѣчахъ, о христіанахъ, такъ выражается о молитвѣ Церкви Христовой: «мы ведемъ просвѣщеннаго (крещеніемъ) къ такъ называемымъ братьямъ въ общее собраніе для того, чтобы со всѣмъ усердіемъ совершить общія молитвы о всѣхъ, дабы удостоиться намъ, познавши истину, явиться исполнителями заповѣди для полученія вѣчнаго спасенія. Тутъ мы привѣтствуемъ другъ друга лобзаніемъ любви. Тутъ пѣсни свои поютъ христіане въ торжествѣ души и не имѣютъ нужды увеличивать торжества сего звукомъ орудій мертвыхъ; языкъ ихъ — цитра благозвучная и жертва ихъ — жертва духа, который поетъ и славитъ Господа и молитъ Его одними чувствами сердца». (Іуст. Фил. «1 аполог. гл. LXVII и 2 апол.»).

Св. Аѳанасій Великій († 373 году), ревнитель общаго единогласнаго пѣнія въ церкви, на вопросъ — «почему псалмы поются въ церкви мѣрнымъ тактомъ и на распѣвъ?» отвѣчаетъ: «Господь желая, чтобы мелодія словъ была символомъ духовной гармоніи душъ (молящихся), назначилъ пѣть псалмы мѣрно и читать ихъ на распѣвъ; сопровождать псалмы пѣніемъ означаетъ не заботливость о благозвучіи, а знакъ гармоническаго состоянія (молящихся)». — (Филар. черниг. «Историч. обзоръ пѣсноп.» Черниговъ, 1864 г., ч. I, стр. 83).

в) Какъ же желалось бы послѣ этого, чтобъ святыя пѣсни распѣвались и у насъ, вездѣ и какъ можно чаще; какъ бы желалось, чтобы въ нашихъ святыхъ храмахъ онѣ распѣвались не одними только голосами скромныхъ церковно-служителей, но и общими хорами всѣхъ присутствующихъ. Какъ бы желалось, чтобы наши священныя пѣсни раздавались не только въ нашихъ храмахъ, но и въ нашихъ домахъ и внѣ ихъ: на поляхъ, лугахъ, въ мастерскихъ, и вообще за работой и во время нашего досуга.

Къ сожалѣнію, раздаются у насъ пѣсни повсюду, да не тѣ... Пусть бы еще распѣвались у насъ пѣсни про родину святую, про край родной, про его славу и прошедшее горе; пусть бы воспѣвались въ нихъ бытовыя стороны нашей жизни; пусть бы воспѣвалась въ нихъ любовь, но любовь чистая, святая, любовь семейная, любовь супружеская, любовь братская и тому подобное. Но всѣ ли таковы у насъ такъ называемыя народныя пѣсни наши? Вотъ, возлѣ дома, гдѣ продаются опьяняющіе напитки, раздаются дикіе, безобразные голоса пьяныхъ, или полупьяныхъ; и сколько въ этихъ пѣсняхъ безстыдства, сквернословія, срамоты! Тамъ, въ дали раздаются голоса молодежи...; и въ этихъ пѣсняхъ всегда ли услышишь что-нибудь серьезное, задушевное, высоконравственное? А въ пѣсняхъ нашихъ, такъ называемыхъ разгульныхъ, плясовыхъ и не ищи чего-нибудь путнаго. И отъ чего бы нашимъ возвышеннымъ, высоконравственнымъ священнымъ пѣснямъ не найти себѣ мѣста среди нашей поющей молодежи и вообще въ нашемъ народѣ, вмѣсто разныхъ грѣховныхъ, срамословныхъ пѣсенъ. Не такъ водится на этотъ счетъ у другихъ инославныхъ христіанскихъ народовъ. Общая единодушная религіозная пѣсня у нихъ очень часто слышится въ храмахъ; нерѣдко она слышится и въ ихъ семействахъ, и въ рабочихъ артеляхъ, въ мастерскихъ.

г) Какимъ бы путемъ и у насъ завести и распространить общее религіозное пѣніе и въ храмахъ, и внѣ храмовъ, по домамъ? Отвѣтъ на этотъ вопросъ, по нашему, простой: нужно съ малыхъ лѣтъ учить дѣтей церковнымъ пѣснямъ. Пусть измала въ школѣ дѣти пріучаются къ пѣнію церковныхъ пѣсней, и эти священныя пѣсни мало-по-малу затвердятся ими, войдутъ въ привычку и сдѣлаются впослѣдствіи для нихъ потребностію. (См. проп. прилож. къ Рук. для сельск. паст. за 1886 г. окт.).

III. Вотъ вамъ надежный путь ввести въ общее употребленіе и распространить общее хоровое пѣніе священныхъ пѣсней по домамъ и въ храмахъ, Слава Богу, теперь заботится объ этомъ наша церковно-приходская школа. А намъ, значитъ, остается только содѣйствовать въ этомъ дѣлѣ школѣ нѣкоторыми матеріальными пожертвованіями, а главное тѣмъ, чтобы мы непремѣнно посылали нашихъ дѣтей и въ школу и въ церковь. Аминь. (Сост. по указ. источн. свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 504-506.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0