Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ Ноябрь.
Первый день.

Поученіе 2-е. Св. чудотворцы и безсребренники Коcма и Даміанъ.

(О грѣхѣ сребролюбія).

Сегодня празднуется память двухъ безмездныхъ врачей, именуемыхъ Космою и Даміаномъ. Два брата Косма и Даміанъ были дѣти одной благочестивой вдовы. Воспитанные въ благочестіи, они получили отъ Бога даръ исцѣлять болѣзни, и помогали не только людямъ, но и животнымъ. И помогали безмездно, помня заповѣдь Господню: «туне пріясте, туне и дадите».

II. Св. безсребренники Косма и Даміанъ, безмездно врачевавшіе больныхъ, научаютъ насъ избѣгать страсти сребролюбія, которая, овладѣвъ нашею душею, можетъ окончательно погасить у насъ любовь къ Богу и ближнимъ и лишить насъ вѣчнойжизни.

а) Св. отцы сильно обличаютъ порокъ сребролюбія. Такъ св. I. Златоустъ говоритъ: «сребролюбіе — ужасный звѣрь, великое зло! Оно сдѣлало Іуду и святотатцемъ и предателемъ, не смотря на то, что онъ творилъ чудеса, находился со Христомъ, Который не имѣлъ, гдѣ главы приклонить; не смотря на то, что ежедневно былъ научаемъ дѣлами и словами тому, что не должно имѣть ни золота, ни серебра, ни двухъ одеждъ» («Сборн. бесѣдъ, стр. 255). И еще тотъ же святитель говоритъ: «сребролюбіе есть страсть, ужаснѣйшая всѣхъ страстей. Отселѣ гробокопатели (раскапывающіе могилы, чтобы обобрать покойника); отселѣ убійцы; отселѣ войны и битвы; отселѣ всякое зло» (стр. 256). «Медвѣди и волки, насытившись, отступаютъ отъ пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды къ ближнимъ; ни страха геенны, ни стыда предъ людьми, ни милосердія, ни состраданія; но безстыдство, наглость и презрѣніе ко всему будущему. Корыстолюбцы внутри демоны, а извнѣ — звѣри и даже хуже звѣрей. Демонъ враждуетъ противъ человѣка, а не противъ подобныхъ ему демоновъ, а корыстолюбецъ старается всячески причинить зло и ближнему и родному, не стыдясь самой природы» (стр. 571).

Вотъ какими мрачными красками описалъ св. Златоустъ жажду къ богатству, или корыстолюбіе!..

б) Послушайте, какое сказаніе помѣщено въ житіи св. Андрея, Христа ради юродиваго. Одинъ подвижникъ наставлялъ людей въ благочестіи и собиралъ отъ нихъ сокровища. Св. Андрей подошелъ къ нему. Инокъ, думая, что это какой-нибудь изъ нищихъ, сказалъ: «Богъ, брате, да помилуетъ тя, не имѣю бо, что ти дати». Андрей отошелъ отъ него и увидѣлъ на шеѣ у него обвившагося страшнаго змія, съ надписью: «змій сребролюбія, корень всякому беззаконію». Осмотрѣвшись, Андрей увидѣлъ двухъ юношей, между собою спорящихъ. Одинъ черный, съ темными очами, другой бѣлый, какъ свѣтъ небесный. Первый говоритъ: «мой чернецъ, потому волю мою творитъ: онъ и не милостивъ и сребролюбецъ, и съ Богомъ части не имѣетъ, но какъ второй идолослужитель, мнѣ работаетъ». Свѣтлый же юноша говоритъ: «нѣтъ, онъ мой, потому что постится и молится, смиренъ и кротокъ». При семъ послышался голосъ съ неба къ свѣтлому ангелу: «нѣтъ тебѣ части въ этомъ чернецѣ, — оставь его, ибо онъ работаетъ мамонѣ, а не Богу». И тотчасъ отступилъ отъ него ангелъ, и овладѣлъ имъ діаволъ, хотя по неизреченной благости Божіей сребролюбивый старецъ скоро по молитвамъ и наставленіямъ св. Андрея и освободился отъ своей пагубной страсти и пересталъ работать діаволу сребролюбія. (Ч.-М.).

III. Помните это, братіе, и не желайте богатства, не давайте овладѣть собою змію сребролюбія. Мы наги явились на этотъ свѣтъ, наги явимся и на тотъ свѣтъ; ничего съ собою не возьмемъ туда; одни дѣла пойдутъ съ нами. Помните, что сказалъ Спаситель во св. евангеліи: удобѣе вельбуду свозѣ иглины уши проити, нежели богату во царствіе Божіе внити. Наконецъ не тотъ счастливъ, кто богатъ, а тотъ, кто малымъ доволенъ. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 503-504.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0