Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Тридцать первый день.

Св. муч. Ермій.

(О силѣ крестнаго знаменія).

II. Случай изъ исторіи страданій св. муч. Ермія, только что разсказанный, да напомнитъ намъ братія, о силѣ крестнаго знаменія, которымъ мы должны ограждаться съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ во всѣхъ случаяхъ нашей жизни.

а) Крестное знаменіе дѣлаетъ насъ недоступными для исконнаго человѣкоубійцы — діавола. Діаволъ, завидя творимое нами изображеніе креста, отскакиваетъ отъ насъ, какъ напряженная стрѣла. Бѣсы Кипріану волхву, который имѣлъ съ ними сообщеніе, невольно сознались сами, говоря: «мы не можемъ зрѣти на крестное знаменіе, но бѣжимъ отъ него; ибо оно, какъ огнь, опаляетъ насъ и далече прогоняетъ».

Признаніе бѣсовъ въ безсиліи противъ крестнаго знаменія вскорѣ доказалось на самомъ дѣлѣ, когда Кипріанъ волхвъ вздумалъ отречься сатаны и обратиться ко Христу. Діаволъ, замѣтя Кипріанову измѣну ему, съ лютостію напалъ на него и началъ терзать его; но, лишь только Кипріанъ, поднявъ руку, перекрестился, діаволъ тотчасъ отбѣжалъ отъ него и, не смотря на ярость свою, не могъ болѣе вредить ему.

Симеонъ столпникъ, положась на слова діавола, явившагося къ нему въ образѣ ангела свѣтла съ колесницею огненною и конями огненными, будто посланнаго отъ Бога взять его, какъ Илію, на небо за святость жизни, хотѣлъ правою ногою ступить на колесницу огненную, но прежде чѣмъ простеръ ее, оградилъ себя крестнымъ знаменіемъ: діаволъ съ колесницею и конями тутъ же исчезъ какъ прахъ, возметаемый вѣтромъ.

б) Прогоняя отъ насъ врага невидимаго, крестное знаменіе также содѣйствуетъ къ одолѣнію и пораженію враговъ видимыхъ. Равноапостольный царь Константинъ чѣмъ побѣдилъ царя Максентія, выступившаго противъ него съ несравненно многочисленнѣйшимъ и отборнѣйшимъ войскомъ? Не силою ли креста? Ему небесное явленіе ясно указало на крестъ, какъ на побѣдное знамя, словами, составленными изъ звѣздовидныхъ буквъ: «симъ побѣдиши». Святый Никонъ, сынъ идолопоклонника и христіанки, прежде обращенія своего въ христіанство служилъ офицеромъ въ римскомъ полку въ Неаполѣ. Однажды во время битвы римлянъ съ варварами, онъ, въ жару битвы за отечество, зашелъ въ средину непріятелей. Увидя, что долженъ пасть отъ стрѣлъ вражескихъ, безтрепетный воинъ вспомнилъ увѣщаніе матери и, устремивъ очи на небо, вооружился знаменіемъ креста. «Іисусе всесильный! воскликнулъ онъ, яви въ сей часъ силу Твою, да буду я рабъ Твой!» Этотъ голосъ вѣры какъ громомъ поразилъ сонмы сопротивныхъ: восемьдесятъ непріятельскихъ воиновъ пали подъ ударами Никона и онъ вышелъ безвреденъ.

в) Наконецъ, крестное знаменіе есть охраненіе нашего тѣла, нашей тѣлесной жизни, есть оборона нашего достоянія, есть сила, укрощающая страсти, погашающая плотскія похотѣнія. Святый Златоустъ пишетъ: «крестное знаменіе ядоносныя чарованія угаси, губительную силу былія отъя; звѣрей ядовитыхъ угрызенія исцѣли». Григорій Синаитъ говоритъ: «крестъ души и тѣлу хранитель, страстей пагуба, помысловъ отгнаніе, плоти пригвожденіе».

Святаго Іуліана, возведеннаго на епископскій престолъ въ Бострѣ, нѣкоторые изъ гражданъ, ненавистники имени Христова, вознамѣрились умертвить. Они подкупили его слугу и тотъ подалъ святителю питіе съ ядомъ, но св. Іуліанъ, принялъ смертоносное питіе въ руки, трижды перекрестилъ его и, сказавъ: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», выпилъ и пребылъ невредимъ. Подобное случилось и съ первомученицею Ѳеклою: оградивъ себя крестнымъ знаменіемъ, она осталась невредимою среди пламени, возженнаго по приказанію мучителя, пребыла нерастерзанною голодными и разъяренными львами и медвѣдями, вышла изъ рва, наполненнаго различными гадами, змѣями и ехиднами, невредимою отъ нихъ.

Крестнымъ знаменіемъ соблюдается въ цѣлости и наше достояніе. Преподобный Іоанникій въ юности пасъ домашній скотъ родителей, и по любви къ богомыслію, часто отходилъ отъ стада на молитву въ мѣсто уединенное, но отходя всегда осѣнялъ свое стадо крестнымъ знаменіемъ, и стадо до возврата его не расходилось, звѣрями и ворами не расхищалось.

Жителямъ приморскаго города Епидавра угрожала явная погибель: море однажды до того разбушевалось, что волны поднимались на немъ, какъ горы, и были готовы затопить всю окрестность: но, по молитвамъ преподобнаго Иларіона, ставшаго между городомъ и моремъ, онѣ не могли итти далѣе того мѣста, гдѣ начерталъ онъ на пескѣ три креста. Такъ крестнымъ знаменіемъ охраняется жизнь наша тѣлесная и наше внѣшнее достояніе отъ всего пагубнаго.

Но не меньшею защитою служитъ крестное знаменіе и для души нашей. Святая мученица Іустина — дѣвица, когда по дѣйствію бѣса блудодѣянія рождались въ ней любострастные помыслы, возгоралась въ ней похоть плотская, тотчасъ ограждала себя крестнымъ знаменіемъ, вопія въ сердцѣ о помощи къ Господу Іисусу, и въ тѣлѣ и въ сердцѣ Іустины опять возстановлялся миръ, похоть плотская угасала, кровь успокоивалась. Такъ-то важно и благотворно крестное знаменіе, совершаемое не какъ нибудь, но съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ.

По вѣрѣ знаменующихся истиннымъ и правильнымъ крестомъ и нынѣ содѣвается то же, что совершалось въ первенствующія времена христіанства. І. Христосъ вчера и днесь, той же и во вѣки. Вѣрующему вся возможна. Только нынѣшніе лжеумствователи ни въ чемъ не хотятъ видѣть дѣйствій благодати, а все приписываютъ либо естественнымъ силамъ, либо стеченію обстоятельствъ, либо слѣпому случаю.

III. Да не забудемъ же, братія, творить на себѣ съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ знаменіе честнаго креста и творить по установленію православной церкви во всѣхъ случаяхъ нашей жизни! (Сост. по проп. прилож. къ «Руков. для сел. паст.» за 1887 г., мѣс. сентябрь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 411-413.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0