Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Тридцатый день.

Препод. Исаакій Далматскій.

(Внѣ союза съ церковью спастись невозможно).

II. Братія христіане! Это грозное проявленіе суда Божія надъ еретикомъ да устрашитъ насъ и да утвердитъ въ той благой мысли, что безъ православія, безъ союза съ православною церковью спастись невозможно.

О томъ, какая судьба постигаетъ за гробомъ людей, не имѣющихъ единомыслія съ вселенскою церковью, приведемъ разсказъ изъ святоотеческой жизни. Однажды къ пустынножителю преподобн. Киріаку (память 29 сентября) пришелъ издалека нѣкоторый старецъ по имени Ѳеофанъ, чтобы научиться строжайшимъ подвигамъ иночества. Восхищенный боговдохновеніемъ старца, Ѳеофанъ сказалъ: «отче! не разстался бы съ тобою до смерти; но какъ сочленъ и единомышленникъ несторіанцевъ я долженъ возвратиться къ моей братіи». А Несторій, по имени котораго назывались его послѣдователи, былъ еретикъ, осужденный на третьемъ вселенскомъ соборѣ за неправильное ученіе о Сынѣ Божіемъ и Богоматери. Услышавъ имя Несторія, Киріакъ затрепеталъ и, сокрушаясь о погибели гостя, началъ умолять его, чтобы онъ присоединился къ православной апостольской церкви. «Единъ путъ къ вашему спасенію, говорилъ Киріакъ, есть тотъ, чтобы мыслить и вѣровать, какъ мыслили и вѣровали святые отцы». Но Ѳеофанъ отвѣчалъ: «и всѣ еретики также утверждаютъ, что человѣкъ можетъ спастись только въ ихъ вѣроисповѣданіи... Что же послѣ сего дѣлать мнѣ окаянному? всѣ называютъ свое ученіе боговдохновеннымъ, а мой разумъ такъ слабъ, что не можетъ постигнуть истины и различить ее отъ заблужденія». Киріакъ съ согласія Ѳеофана въ уединеніи началъ молиться за своего погибающаго собрата, чтобы Господь вразумилъ его. И вотъ на слѣдующій день Ѳеофанъ увидѣлъ предъ собого боголѣпнаго, но грознаго юношу, который привелъ его въ смрадное мѣсто, въ которомъ по указанію таинственнаго спутника Ѳеофанъ увидѣлъ разныхъ еретиковъ, испускающихъ стенаніе и скрежетъ нестерпимой муки. «Се обиталище тѣхъ, сказалъ таинственный юноша, которые нечестиво умствуютъ, и вкупѣ тѣхъ, кои слѣдуютъ ихъ ученію». (Учил. благоч. ч. 4, стр. 70—71).

Изъ сего примѣра видите, братія, что безъ единенія съ святою православною церковію въ ученіи вѣры и любви для человѣка нѣтъ спасенія, хотя бы онъ былъ добръ и благочестивъ, хотя бы старался быть добродѣтельнымъ, хотя-бы налагалъ на себя подвиги иночества. Упоминаемый въ разсказѣ старецъ Ѳеофанъ былъ благочестивъ и хотѣлъ угождать Богу подвигами иночества; иначе онъ не пришелъ бы издалека къ пустынножителю учиться подвижничеству. И что же? Достаточно ли было сего для спасенія? Нѣтъ! Видѣніе показало, что человѣку первѣе всего необходимо для спасенія право вѣровать и пребывать въ единомысліи съ православною церковію и покоряться ей; иначе ничто не спасетъ человѣка отъ вѣчной погибели. Пусть еретики и наши раскольники хвалятся своими добродѣтелями, пусть надѣются въ полученіи спасенія на свои дѣла; пусть сколько угодно увѣряютъ они и себя и другихъ, что они служатъ Богу, что и молитва ихъ пріятна Богу и дѣла ихъ пріемлются Богомъ: безъ единенія съ церковію ни своею вѣрою, ни жизнію, ни дѣлами они не достигнутъ вѣчнаго спасенія, ибо ихъ благочестіе, дѣла и даже подвиги, какъ не имѣющіе основанія въ православіи, исповѣдуемомъ единою, святою, соборною, апостольскою и вселенскою церковію, суть не что иное, какъ искуственные цвѣты, привѣшенные къ сухому дереву. Сухое дерево не можетъ имѣть цвѣтовъ, потому что въ немъ нѣтъ соковъ, оно лишено жизни, оно мертвое, хотя до времени и стоитъ на своемъ корнѣ; такъ точно и человѣкъ, чрезъ неправомысліе въ вѣрѣ отдѣлившійся отъ православной церкви, не можетъ стяжать истинныхъ, угодныхъ Богу добродѣтелей, не можетъ украситься цвѣтами богоугодной жизни, потому-что онъ лишенъ внутренней благодатной силы Духа Святаго, производящей въ насъ добрыя хотѣнія и дѣйствія и совершающей въ нась богоугодные плоды христіанской жизни. Если въ немъ, повидимому, и бываетъ нѣчто доброе, если и являются какія либо видимыя добродѣтели въ его жизни, то это все есть не что иное, какъ искуственные цвѣты, привѣшенные къ сухому дереву — порожденіе человѣческаго самолюбія, гордости и фарисейскаго тщеславія; и этими искуственными цвѣтами, въ силу своего самолюбія, люди часто хвалятся не только предъ людьми, но и предъ Богомъ. Хвалился предъ Богомъ фарисей своими добродѣтелями; но что-же? Богъ осудилъ его (Лук. 18, 14), потому что дѣла его сдѣланы были по самолюбію; а что сдѣлано по самолюбію, то не угодно Богу; ибо что между людьми считается великимъ и высокимъ, то для Бога — мерзость.

III. Не увлекайтесь посему, братія, суемудріемъ разныхъ сектантовъ и раскольниковъ, а равно сладкогласными словесами и внѣшне-обрядовыми дѣлами разныхъ бродягъ — странниковъ, которые, по слову Спасителя, приходятъ въ овечьей одеждѣ, а внутри суть волки хищные (Матѳ. 7,16). Они нерѣдко сѣютъ плевелы среди пшеницы, и увлекаютъ неопытныхъ и не утвержденныхъ въ вѣрѣ людей въ свои сѣти на погибель себѣ и внимающихъ имъ. Безпрекословно и истинное спасительное ученіе, приводящее къ Богу, и благодатная сила, необходимая намъ для богоугодной жизни, находятся исключительно въ православной церкви, утвержденной на основаніи апостоловъ и пророковъ и имѣющей главою и краеугольнымъ камнемъ Самого І. Христа, поставившаго въ церкви Своей, однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ пастырями и учителями, къ совершенію святыхъ, на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова; доколѣ всѣ пріидемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершеннаго, въ мѣру полнаго возраста Христова; дабы мы не были болѣе младенцами, колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія. (Ефѳс 4, 11—14).

Поставленныхъ въ церкви пастырей слушайте, отъ нихъ и поучайтесь, съ ними живите въ мирѣ, любви и единомысліи.

Скрѣпляйте союзъ свой и единеніе съ церковію чрезъ постоянное посѣщеніе храма Божія, въ которомъ совершаются молитвы, моленія, прошенія, благодаренія за вся человѣки, и приносится безкровная жертва за живыхъ и умершихъ, во спасеніе всѣхъ человѣковъ.

Возможно чаще исполняйте христіанскій долгъ исповѣди и святаго причастія, чтобы не коснѣть во грѣхахъ и чрезъ то не удаляться отъ общенія съ церковію; чтобы чрезъ единеніе со Христомъ въ таинствѣ причащенія обновлять свои духовно-нравственныя силыи получать силы благодатныя для богоугодной жизни благочестія. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст.» 1891 г. іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 409-411.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0