Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать девятый день.

Поуч. 2-е. Блаженный Іоаннъ Устюжскій.

(Для чего святые мужи иногда избирали новые, необычайные пути ко спасенію?)

II. Труденъ, братіе, и для многихъ соблазнителенъ подвигъ юродства, который несъ блаженный Іоаннъ. Многіе готовы подумать и спросить: для чего оставлять обыкновенные, общіе для всѣхъ пути ко спасенію и избирать новые, нерѣдко странные, необычайные?

а) Но можно ли, отвѣтимъ не оставлять этихъ обыкновенныхъ путей, когда глубокое сознаніе свой грѣховности и виновности предъ Богомъ заставляетъ предпринимать болѣе трудный и прискорбный путь покаянія? Можно ли довольствоваться обыкновенными подвигами, когда глубокій не самолюбивый взоръ подвижника проникаетъ во всю глубину паденія человѣческаго, измѣриваетъ страшную бездну, отдѣляющую бѣднаго падшаго человѣка отъ Бога? И если вся правда наша, по писанію, предъ святымъ и всесовершеннымъ Богомъ яко портъ нечистыя (Ис. LХІѴ, 6); если и то, что есть добраго въ человѣкѣ, проникнуто грѣхомъ, злобою, самолюбіемъ, если далѣе назначеніе человѣка — быть святымъ, якоже святъ Отецъ нашъ небесный: то какіе потребны подвиги, сколько нужно самой непрерывной бдительности надъ собою, сколько нужно самыхъ рѣшителъныхъ усилій, чтобы очиститься, чтобы явиться сколько нибудь достойнымъ Того, предъ очима Котораго и небо нечисто! Такъ, никакіе подвиги, не покажутся достаточными для того, кто безпрестанно внимаетъ себѣ и внимательно измѣряетъ бездну грѣха, въ которую погрязнулъ человѣкъ!

б) Но Господь благъ, говоримъ мы, и говоря это думаемъ изыскать защиту, подъ покровомъ которой можно бы спокойно предаваться дремотѣ грѣховной. Св. Божіи человѣки, съ чистымъ сердцемъ взиравшіе на Бога, лучше насъ знали, что Богъ любы есть. Но если глубокое сознаніе своего ничтожества предъ Богомъ можетъ побудить человѣка къ необыкновеннымъ подвигамъ; то мысль о безконечной любви Божіей къ человѣку, о тѣхъ благахъ, которыя Господь содѣлалъ для человѣка — грѣшника, и можетъ побудить и дѣйствительно побуждала избранныхъ Божіихъ еще къ большимъ подвигамъ. Взирая на начальника вѣры и совершителя Іисуса, Иже вмѣсто предлежащія Ему радости претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ (Евр. XII, 2), каждый истинный подвижникъ вопіялъ въ сердцѣ: «вотъ что сдѣлалъ для меня Господь; что же я сдѣлалъ, что же я могу сдѣлать для Него?...» И въ самомъ дѣлѣ, что будутъ значить самыя величайшія наши пожертвованія, наши труды и скорби предъ тяжестію страданій крестныхъ? аще есть болѣзнь яко болѣзнь Моя, взываетъ чрезъ пророка Божественный Страдалецъ. И кто глубоко чувствуетъ силу благости Божіей къ человѣку и въ чувствѣ любви и благодарности къ Богу рѣшается на подвиги, тотъ не можетъ ограничиваться извѣстными, опредѣленными видами подвиговъ, ибо любы вся терпитъ и николиже отпадаетъ. И чѣмъ больше кто любитъ, тѣмъ больше принимаетъ подвиговъ, и тѣмъ легче сіи подвиги для исполненія; ибо любы не ищетъ своихъ си, не помышляетъ о себѣ.

в) Правда, великіе подвиги требуютъ отъ человѣка великихъ силъ. О подвигахъ свв. Божіихъ мы часто можемъ сказать, что они выше силъ человѣческихъ. И такъ предпринимать такіе подвиги не зназначитъ ли искушать Бога? Не вси вмѣщаютъ словесе сего, говоритъ Господь ученикамъ Своимъ, преподавая высокіе евангельскіе совѣты дѣвства и нестяжательности. Не вси вмѣщаютъ, но имъ же дано есть; могій вмѣстити, да вмѣститъ. Кто же можетъ сказать о себѣ: я могу вмѣстить? Подобный почти вопросъ предлагали Іисусу Христу и апостолы (Мѳ. XIX 25). Но Іисусъ Христосъ воззрѣвъ на нихъ рече: у человѣкъ сіе не возможно есть, у Бога же вся возможна (Мѳ. XIX, 26). Сей же божественный Учитель вѣщалъ нѣкогда ученикамъ Своимъ: вѣруяй въ Мя, дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. ХІѴ, 12). Итакъ, никакіе подвиги, никакія искушенія не могутъ быть чрезмѣрными для того, кто возложилъ всецѣло свое упованіе на всеблагаго Бога. Господь Богъ, не вводящій никого во искушеніе паче неже мощи человѣку, не подавалъ ли руку помощи каждому вѣрующему подвижнику во время благопотребно? Что же дивнаго, братія, если св. угодники Божіи, побуждаемые къ избранію особой многотрудной жизни глубокимъ сознаніемъ своего ничтожества предъ Богомъ, безпредѣльною любовію къ Богу благодѣющему, поощряемые упованіемъ на всеблагую и благовременную помощь Его, восходили отъ силы въ силу, являли въ своей жизни чудеса добродѣтелей и подвиговъ, недоступныхъ для обыкновенныхъ людей. Что же дивнаго, если особая жизнь особыхъ избранниковъ Божіихъ сопровождалась особенными явленіями, свидѣтельствующими о ея благоугодности? Что, наконецъ, дивнаго, если мы встрѣчаемъ въ сей жизни много случаевъ, не подходящихъ подъ наши понятія?...

III. Братія! не для празднаго любопытства, но для назиданія и посильнаго подражанія св. церковь предлагаетъ нашему вниманію дивныя житія и подвиги св. Божіихъ человѣковъ. Будемъ же молить Господа даровать намъ ту всецѣлую любовь къ Нему которая заставляла, св. подвижниковъ стремиться къ большему и большему совершенству. Аминь, (Сост. по «Слов. и Рѣч.» Евгенія, еписк. минск. и туровск.)

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 407-408.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0