Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-ое. Св. муч. Ѳеодосія.

(Христіанское утѣшеніе при смерти любезныхъ намъ).

Въ ночь послѣ мученической своей кончины, Ѳеодосія явилась въ сновидѣніи своимъ родителямъ, въ сіяніи славы, и утѣшала ихъ, уговаривая не скорбѣть о ней, ликующей въ царствіи Божіемъ.

Мощи св. Ѳеодосіи были перенесены впослѣдствіи въ Константинополь, и частицы ихъ находятся на западѣ въ разныхъ мѣстахъ.

II. Св. Ѳеодосія, явившаяся послѣ своей смерти въ сіяніи славы для утѣшенія скорбѣвшихъ о ней родителей, которыхъ она безъ сомнѣнія и утѣшила, напоминаетъ намъ о той истинѣ, что христіанинъ, теряя близкихъ и дорогихъ своему сердцу людей, можетъ имѣть духовное утѣшеніе въ своей скорби.

Это утѣшеніе мы получаемъ отъ христіанской вѣры.

а) Наша вѣра ясно говоритъ, что Самъ Богъ даетъ всѣмъ животъ, что о Немъ живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 25, 28), что Онъ мертвитъ и живитъ (1 Царст. 2, 6), и что ни едина отъ птицъ падетъ на земли безъ воли Отца нашего; намъ же и власи главніи вси изочтени суть (Матѳ. 10, 29, 30). А изъ этихъ словъ ясно видимъ, что именно Богъ даетъ любезныхъ нашему сердцу, когда они рождаются; что Богъ же и беретъ ихъ отъ насъ, когда они умираютъ, и что безъ Божіей воли или безъ Божія попущенія никто изъ людей ни рождается, ни умираетъ.

Но ежели дорогихъ нашему сердцу беретъ у насъ, какъ должно намъ твердо вѣровать, Самъ Богъ; то ихъ взиманіе, какъ бы они ни казались нужными — для насъ ли, для своего ли семейства, или для занимаемаго ими въ обществѣ мѣста и званія, всегда должно быть слѣдствіемъ величайшей Божіей любви къ намъ и къ нимъ, — ибо можемъ ли думать, что Богъ не продлилъ бы ихъ жизни, если бы она была необходима для насъ или для нихъ? Неужели Онъ взялъ ихъ для того, чтобы, напримѣръ, не дать имъ времени для покаянія и исправленія своей жизни? Неужели Онъ взялъ ихъ для того, чтобъ изранить наше сердце и тѣшиться нашими слезами? — Безумно было бы такъ думать о Господѣ Богѣ! Господь, милосердіе Коего безпредѣльно, есть Отецъ человѣковъ.

б) Въ самомъ дѣлѣ, человѣкъ, смерть котораго оплакиваемъ, оставшись въ живыхъ, могъ подвергнуться какой-нибудь весьма несчастной участи, напримѣръ, весьма продолжительной тяжкой болѣзни, при которой смерть была бы и для него и для насъ величайшимъ благодѣяніемъ. И Богъ, Который видитъ въ будущемъ все такъ же ясно, какъ въ настоящемъ, не оказываетъ ли намъ величайшую любовь, если заблаговременно отнимаетъ у насъ любезнаго намъ, избавляя его отъ несчастія, которое можетъ быть ввело бы его и насъ въ какіе-либо грѣхи, и лишило бы вѣчнаго блаженства.

Также, не могло ли случиться, что человѣкъ, смерть котораго оплакиваемъ потому, что онъ былъ для насъ весьма любезенъ или нуженъ, впалъ бы, продолжая жить, въ нечестивую жизнь и сдѣлался бы для насъ и для своего семейства соблазномъ и стыдомъ, а себѣ самому приготовилъ бы вѣчную погибель? Безчисленные примѣры вполнѣ доказываютъ, что это, къ несчастію, весьма возможно. Царь Соломонъ восшелъ на престолъ отца своего Давида съ прекраснѣйшимъ сердцемъ. Онъ живо чувствовалъ нужду въ непрестанной помощи всемогущаго Міроправителя Бога, и дабы управлять народомъ своего царства по Его святой волѣ, онъ отъ всего сердца молился Ему о мудрости и силѣ. Богъ съ особеннымъ благоволеніемъ призрѣлъ на его молитву, и даровалъ ему такой разумъ, какого не далъ ни одному изъ людей ни прежде, ни послѣ него. Но этотъ Соломонъ, который въ цвѣтущихъ лѣтахъ своей жизни былъ такъ уменъ, такъ любилъ Господа, и такъ вѣрно ходилъ правыми стезями Давида свят. отца своего, въ преклонныхъ лѣтахъ впалъ сперва въ гнусное сладострастіе, а потомъ въ самое постыдное идолопоклонство. Такъ глубоко могутъ падать даже лучшіе и умные люди!

Но что произошло съ Соломономъ, то, или нѣчто подобное, могло произойти съ тѣми или другими дорогими или нужными намъ людьми, если бы Господь Богъ заранѣе не взялъ ихъ изъ сей жизни въ жизнь другую. Посему весьма благодѣтельно, что Господь взялъ ихъ къ Себѣ, прежде чѣмъ они могли потерять свою душу и погибнуть. Намъ должно благодарить Бога за то, что Онъ воззвалъ ихъ къ Себѣ, а не грѣшить своими жалобами на Его премудрое о насъ попеченіе.

в) Кромѣ сказанныхъ утѣшеній касательно смерти любезныхъ намъ людей, наша св. вѣра доставляетъ намъ новое утѣшеніе, а именно то, что мы разстаемся съ ними не навсегда, что по смерти увидимся съ ними снова, и что тогда будемъ уже неразлучны. І. Христосъ ясно сказалъ: грядетъ часъ, егда вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ (Іоан. 5, 25). Настоящая жизнь вообще весьма коротка, она пройдетъ весьма скоро, — а потомъ Господь воскреситъ, въ Свое второе пришествіе, и всѣхъ насъ, въ какое бы кто время ни умеръ, такъ что и всѣ мы, какъ говоритъ св. апостолъ, мертвіи о Христѣ и живущіи оставшіи, купно восхищени будемъ на облацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (Солун. 4, 16, 17). Въ то время всѣ снова увидимъ другъ друга, и чѣмъ больше была наша любовь, чѣмъ горестнѣе чувствовали мы временную разлуку, тѣмъ больше, при новомъ свиданіи, будемъ чувствовать радости.

III. Итакъ, вѣчное благодареніе небесному Отцу за приведеніе насъ во свѣтъ нашей вѣры, которая вполнѣ насъ удостовѣряетъ, что любезныхъ нашему сердцу беретъ у насъ Самъ Онъ; что Онъ беретъ ихъ у насъ не по чему иному, какъ по Своей любви и премудрости, въ истинное благо имъ и намъ, и что по прошествіи нѣкотораго, во всякомъ случаѣ очень не длиннаго времени, мы увидимся снова, и уже не будемъ бояться никакой разлуки! Вѣчное благодареніе небесному Отцу за такія для насъ весьма утѣшительныя истины! Аминъ. (Сост. по кн. «Слова или бесѣды на всѣ воскр. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казан. и свіяж., т. I, стр. 225—232).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 405-407.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0