Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать шестой день.

Поуч. 2-е. Преподобный Ѳерапонтъ Бѣлозерскій.

(Наше главное дѣло — забота о спасеніи души).

Преподобный Ѳерапонтъ скончался 27 мая 1426 года, 90 лѣтъ отъ роду. Мощи его покоятся въ соборномъ храмѣ Лужецкой обители подъ спудомъ. Московскій соборъ 1547 года причислилъ его къ лику святыхъ.

II. Преподобный Ѳерапонтъ своею строго-подвижническою жизнью даетъ намъ, братіе, назиданіе, что самая главная забота наша должна быть о вѣчномъ спасеніи своемъ.

а) Дѣйствительно, что всего нужнѣе намъ, какъ не спасеніе души? Для чего живемъ мы на землѣ? Избра насъ Богъ прежде сложенія міра быти намъ святымъ и непорочнымъ предъ Нимъ (Еф. I, 4.). Мы созданы для того, чтобы представить душу Владыкѣ ея въ видѣ достойномъ Его святой любви. О томъ прежде всего и болѣе всего и должны мы заботиться. Каждое существо въ мірѣ прежде всего обязано быть тѣмъ, чѣмъ быть создано. И каждый человѣкъ прежде всего обязанъ быть человѣкомъ, разумнымъ и вѣрнымъ слугою Бога своего. Грѣхъ испортилъ въ немъ душу, богоподобный духъ его долженъ, при помощи высшей, исправлять испорченную жизнь и вести ее къ совершенству. Ищите прежде царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Мат. ѴІ, 33.). Вотъ какъ важно устроеніе царствія Божія въ душѣ! Все другое, что нужно намъ только на время, для земного пути нашего, подается намъ Господомъ прежде прошеній нашихъ, если только заботимся о спасеніи души. И тѣло и окружающіе насъ предметы назначены служить спасенію безсмертной души. И такъ первая забота наша не о нихъ, а о душѣ; на нихъ остается смотрѣть только, какъ на средства для души. Спасеніе души — существенная потребность каждаго: не удовлетворять этой потребности значитъ не жить и даже хуже, чѣмъ не жить. Добро было бы, аще бы не родился человѣкъ той, сказалъ Спаситель объ Іудѣ предателѣ, погубившемъ себя (Мат. XXVI, 24.). Вотъ въ какой связи находится существованіе души съ ея спасеніемъ.

б) Душа наша такъ высока по своимъ свойствамъ, что все земное въ сравненіи съ нею очень бѣдно. Христосъ Іисусъ, вѣчная истина, противоположивъ человѣческую душу видимому нами міру, съ его красотами и разнообразіемъ, изрекъ, что весь міръ не можетъ вознаградить собою человѣку потерю души его: кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ? (Мат. ХѴІ, 26). Въ самомъ дѣлѣ, какъ не быть высокою душѣ нашей, когда она носитъ на себѣ образъ Божій, образъ ума всесовершеннаго и воли съ высшею свободою и мощію? Она крѣпка и сильна въ сравненіи со всѣмъ видимымъ уже и потому, что безсмертна.

А ея разумъ какъ много можетъ обнимать собою! Ея свободная воля чего достигнуть не можетъ? Душа можетъ умомъ своимъ обнимать не только міръ созданный, но и познавать Бога своего, Бога міровъ и вѣчности. Она сердцемъ своимъ можетъ бесѣдовать въ молитвѣ съ Господомъ и вносить въ міръ чудодѣйственную силу молитвы. Любовію своею она можетъ приближаться къ Господу своему и низводить благословеніе Божіе на тварь видимую. Силою Искупителя своего она можетъ быть могущественною какъ и Онъ. Вѣруяй въ Мя, сказалъ Господь, дѣла яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. XIV, 12.). Грѣхъ испортилъ въ душѣ многое: но за то какъ возвысила ее благодать Духа Св.! Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій живетъ въ васъ? (1 Кор. III, 16). Какъ же намъ не заботиться всего болѣе о нашей душѣ, когда она такъ высока по дарамъ небеснымъ? Какъ не беречь, какъ не охранять въ себѣ храма Божія? Какъ ставить заботу о тѣлѣ и о земныхъ вещахъ наравнѣ съ заботою о спасеніи души? Обладаніе цѣлымъ міромъ не можетъ вознаградить потери души.

в) Вѣчность, — вѣчность! И забывчивый язычникъ не всегда забывалъ о тебѣ; и его по временамъ тревожила ты собою. — Какъ же намъ, христіанамъ, забывать о тебѣ, — намъ, которымъ описана ты такъ ясно, такъ живо, такъ убѣдительно? Какъ же мы вступимъ въ твой кругъ, беззаботные о спасеніи души своей? Каково будетъ жить намъ въ безконечномъ теченіи твоемъ? Ничего нельзя сказать противъ справедливости приговора: «что сѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ» (Гал. VI, 8). Святъ Богъ, святы и Его слова: «каждый получитъ плату по своему труду» (I Кор. III, 8). Настанетъ время жатвы, когда посѣянное тобою выростетъ, и ты увидишь, какъ и что сѣялъ ты. Если на почвѣ души твоей сѣялъ ты только грѣхи и беззаконія: о какіе горькіе плоды придется тебѣ вкушать тамъ! Настанетъ время наградъ. Чего же ждать тебѣ, если жизнь твоя была сонъ безпечный? Богъ — правда вѣчная: за каждый подвигъ для добра заплатитъ радостію, но и не оставитъ безъ воздаянія ни одной мысли преступной, ни одного слова празднаго, тѣмъ болѣе гордости, тщеславія, нѣги, роскоши. Будь остороженъ здѣсь. И добрые подвиги, совершенные по намѣреніямъ нечистымъ или не въ свое время, не дадутъ тебѣ вѣнца. Будь на стражѣ при при твоемъ сердцѣ. — Не давай ему обольщатъся грѣхомъ, за который тяжела отвѣтственность за гробомъ. Чтобы оживить въ себѣ мысли о твоей вѣчности, представь себѣ состояніе умершихъ. Почести, богатство, пышность, роскошь нужны ли имъ теперь? Ахъ! Онѣ для иныхъ болѣе, чѣмъ безполезны: за то, что ими не умѣли пользоваться здѣсь, за то, что ими воспитали въ себѣ страсти и испортили душу, грѣхолюбивые владѣльцы ихъ страждутъ въ пламени (Лук. ХѴІ, 24). И тебя ждетъ или вѣчность блаженная, или вѣчность мукъ, смотря по тому, къ чему готовишь ты здѣсь душу свою.

III. Братіе! Нѣтъ тѣхъ трудовъ, тѣхъ подвиговъ, которыхъ бы не стоило спасеніе души отъ вѣчныхъ мукъ. Аминь. (Сост. по «Слов., бесѣд. и рѣч.» Филарета, архіеп. черниговск., изд. 3-е, 1883 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 402-404.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0