Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать шестой день.

Поуч. 1-е. Обрѣтеніе мощей преп. Нила Столобенскаго.

(О пользѣ св. причастія).

II. Между многими уроками благочестія, которые предлагаетъ намъ жизнь препод. Нила, остановимся на одномъ. Препод. Нилъ, не смотря на свою благочестивую жизнь, молилъ Господа удостоить его причащенія св. Христовыхъ Таинъ. Молитва его, какъ мы знаемъ, была услышана. Если онъ сознавалъ, что св. причастіе бываетъ полезно для христіанина, то во сколько разъ больше мы, грѣшные и недостойные, должны сознавать эту св. и душеспасителъную истину!

Великую пользу получаетъ человѣкъ отъ причащенія Христовыхъ Таинъ.

а) Польза эта начинается еще предъ причастіемъ. Какимъ же образомъ?

Какъ заря предшествуетъ восходу солнца, такъ покаяніе искреннее должно предшествовать приходу Христа въ души наши, или, что то же, принятію святыхъ и страшныхъ Таинъ тѣла и крови Христовой. Въ это время душа грѣшника дѣлается легкою, чистою, свѣтлою отъ слезъ умиленія, а болѣе отъ благодати Божіей, вземлющей и потребляющей грѣховныя скверны кающагося. Аще будутъ грѣси ваши, говоритъ Богъ кающимся грѣшникамъ, яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ, яко червленое, яко волну убѣлю (Исаіи 1, 18), т.-е. какъ бы грѣхи наши ни были велики, но если мы принесемъ въ нихъ чистосердечное покаяніе, то Богъ прощаетъ насъ, и творитъ души наши чистыми: отъ чистоты же душа дѣлается крѣпкою, веселою, склонною и способною ко всякому доброму дѣлу. Вотъ что должно предшествовать принятію святыхъ Таинъ, то есть перемѣна жизни изъ худшей на лучшую, а это, очевидно, весьма полезно человѣку.

б) Неоспоримо, что достойное приготовленіе къ принятію святыхъ Таинъ весьма полезно; но несравненно полезнѣе самое принятіе святыхъ Таинъ, Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56), говоритъ Іисусъ Христосъ. Слѣдовательно, пріемлющій святыя Тайны пріемлетъ въ себя Самого страшнаго и вмѣстѣ всеблагаго Бога. А отъ сего ощутительнаго водворенія Бога въ человѣкѣ таинственная, Божественная сила, разливаясь по тѣлу и душѣ, производитъ многочисленныя духовныя блага: укрощаетъ страсти, просвѣщаетъ и освѣщаетъ душу, успокоиваетъ и веселитъ сердце, возбуждаетъ ревность къ добродѣтели, любовь къ Богу и ближнему содѣлываетъ сильнѣе, живѣе; утверждаетъ надежду на полученіе блаженства въ вѣчности, словомъ, обновляетъ, перерождаетъ человѣка и дѣлаетъ его истинно счастливымъ.

Отъ достойнаго принятія святыхъ Таинъ люди становятся подобными ангеламъ, по чистотѣ мыслей и добротѣ воли.

в) Впрочемъ, святое причастіе полезно не для одной души, но и для тѣла. Случалось, что отъ принятія св. Таинъ выздоравливали больные, которымъ никакое человѣческое лѣкарство не могло подать пособія. Григорій Богословъ упоминаетъ о сестрѣ своей, что она, бывъ больна и не получивъ никакой пользы отъ лѣкарствъ, приняла съ особенною вѣрою святыя Тайны и сдѣлалась здоровою.

г) Кромѣ сего, когда мы пріобщаемся святыхъ Таинъ, тогда злые духи не дерзаютъ вредить намъ своими кознями. Въ одной изъ книгъ церковныхъ упоминается, что одинъ святой спрашивалъ у злыхъ духовъ: чего они болѣе всего боятся въ христіанахъ? Злые духи отвѣчали: «того, что вы ѣдите, т.-е. святого причастія. О, если бы честно соблюдали христіане то, что они вкушаютъ въ причастіи, то они были бы неприступны для козней нашихъ» (Кормч. часть 2-я, гл. 68). Вотъ какова сила святыхъ Таинъ! Посему весьма полезно почасту пріобщаться тѣла и крови Господа нашего І. Христа.

III. Воспользуемся, христіане, безцѣнною драгоцѣнностію, по крайней любви Божіей намъ подаваемою! Будемъ охотно, съ радостію приближаться къ трапезѣ, Господомъ Христомъ намъ предлагаемой. Не говорите, что мы грѣшны, и потому не смѣемъ приступить къ трапезѣ Господней, не смѣемъ пріобщиться святыхъ Таинъ. Потому-то и должны пріобщаться, что мы грѣшны, ибо святыя Тайны суть лѣкарство противъ грѣховъ, а лѣкарства сего не требуютъ здравые, но болящіе: Іисусъ Христосъ не пришелъ призвать праведники, но грѣшники на покаяніе (Мат. 9, 12, 13). Посему, чѣмъ мы грѣшнѣе, тѣмъ чаще должны принимать святыя Тайны, по надлежащемъ приготовленіи. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн.: «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасскаго, ч. 1-я, изд. 4-е).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 400-402.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0