Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать шестой день.

Св. апостолъ Карпъ.

(Причины, по которымъ наши молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ).

Но Господь сказалъ ему: «бей Меня, снова мучь, распинай, Я все готовъ терпѣть, но не могу терпѣть погибели грѣшниковъ». Такъ Господь умѣрилъ ревность ап. Карпа. Не такъ ли Онъ остановилъ ап. Іакова и Іоанна, которые желали истребить селеніе самарянское за отказъ принять Господа? Онъ сказалъ имъ: Сынъ человѣческій пришелъ не погублять души человѣческія, а спасать (Лук. 9, 52—58).

Истинный христіанинъ долженъ просить Бога не о томъ, чтобы Онъ послалъ бѣдствія грѣшникамъ, а о томъ, чтобы вразумилъ и наставилъ ихъ на путь истины.

II. Этотъ случай въ жизни св. ап. Карпа подаетъ намъ, братіе, поводъ побесѣдовать съ вами о причинахъ, по коимъ наши молитвы не всегда бываютъ услышаны Богомъ, потому что не всегда они угодны Ему, какъ напримѣръ не была угодна предъ Нимъ молитва св. апостола Карпа о погубленіи грѣшниковъ.

Просите и не пріемлете, говоритъ св. апостолъ: зане злѣ просите (Іак. 4, 3).

Когда-жъ и почему это бываетъ?

а) Злѣ просимъ, во первыхъ, когда просимъ не такъ, какъ заповѣдалъ просить Самъ Господь. По Его обѣтованію, только та молитва бываетъ дѣйственна и сопровождается благими плодами, которая оживлена живою, твердою и неотступною вѣрою: еже аще воспросите отъ Отца вѣрующе, пріимете; та молитва, которая споспѣшествуется крѣпкою любовію къ Богу и ближнему, ибо только любящимъ Бога вся споспѣшествуютъ во благое; та молитва, которая исходитъ отъ сердца, вполнѣ и всесовершенно преданнаго Богу, и на Него одного надѣющаюся, когда, то-есть, молясь Отцу небесному, мы, по примѣру Самого Сына Его, предаемъ и себя самихъ и молитвы наши всецѣло и непоколебимо Его всесвятой волѣ, вѣруя отъ всего сердца, что только то намъ истинно полезно и нужно, что находитъ таковымъ Его высочайшая премудрость и благость. Когда же, напротивъ, вѣра наша колеблется; когда сердце наше неправо предъ Богомъ, двоится между Нимъ и міромъ; когда устами своими обращаемся къ Богу, прося Его помощи, а сердцемъ уповаемъ на силу и помощь человѣческую; когда, обращаясь къ Богу съ молитвою, устами говоримъ, что на Него единаго уповаемъ и отъ Него ожидаемъ всего, а сердцемъ своимъ болѣе уповаемъ на земныя сокровища и пріобрѣтенія, на земныя связи и отношенія къ людямъ: то, при такомъ двоедушіи, при такомъ колебаніи ума и сердца нашего, какую можетъ имѣть силу наша молитва? О такихъ слабыхъ въ вѣрѣ и преданности Богу, колеблющихся и храмлющихъ на обѣ плеснѣ людяхъ Самъ Господь говоритъ устами пророка: приближаются Мнѣ людіе сіи усты своими, и устнами чтуть Мя, сердце же ихъ далече отстоитъ отъ Мене; всуе же чтутъ Мя усты своими, и аще умножатъ моленія своя, не услышу ихъ (Ис. 29, 13). Итакъ, да просимъ съ вѣрою, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волненію морскому, вѣтры возметаему и развѣваему, и да не мнитъ человѣкъ онь, яко пріиметъ что отъ Бога (Іак. 1, 6, 7).

б) Злѣ просимъ, во-вторыхъ, когда самый предметъ нашихъ прошеній противенъ волѣ Божіей. Св. вѣра требуетъ, чтобы мы молились только о томъ, о чемъ научилъ насъ молиться Самъ Господь и о чемъ учитъ молиться св. церковь; просили бы у Господа и пречистой Его Матери только того, что согласно съ Его божественною волею, а не того, чего требуетъ наше самолюбіе и самоугодіе. Чисто, свято и богоугодно прошеніе наше только тогда, когда мы просимъ себѣ, что угодно Богу, что служитъ во благо и спасеніе души нашей и для спасенія а не погибели душъ ближнихъ нашихъ, хотя бы то были и враги наши; въ противномъ случаѣ и самая молитва наша будетъ намъ грѣхъ.

Такъ, св. церковь учитъ насъ первѣе всего просить у Господа добрыхъ и полезныхъ душамъ нашимъ; что-жъ, если мы, забывая о душѣ своей, будемъ просить себѣ того, что угодно только прихотямъ плоти, чѣмъ питаются ея страсти, что служитъ явно во вредъ душѣ нашей?

Намъ заповѣдано просить себѣ только хлѣба насущнаю, т.-е. того, что необходимо для поддержанія нашей жизни; что-жъ, если, не довольствуясь тѣмъ, что подаетъ намъ любовь Божія и что достаточно для удовлетворенія насущнымъ потребностямъ нашей жизни, мы стали бы просить удовлетворенія ненасытному стремленію нашему къ роскоши, нашему тщеславію и гордости, безконечнымъ прихотямъ нашего избалованнаго вкуса?

Господь заповѣдалъ намъ, чтобы мы, приступая къ молитвѣ, прощали отъ сердца ближнимъ своимъ всѣ согрѣшенія ихъ предъ нами, старались бы примириться и съ тѣми, кого сами оскорбили словомъ или дѣломъ; что-жъ, если будемъ молиться, не изгнавъ изъ своего сердца злобы на ближняго, зависти и ненависти къ нему, не примирившись съ собратіями своими, не умиротворивши своего духа? Часто люди простые ставятъ свѣчу предъ иконой и совершаютъ моленія въ церкви, чтобы Господь послалъ несчастіе врагу, а нѣкоторые такъ жестоки, что въ молитвахъ просятъ Бога о смерти человѣка, который нанесъ маловажное имъ оскорбленіе. Неразумная и грѣшная молитва эта не можетъ ли обратиться на голову самого просителя!?

Намъ заповѣдано говорить въ молитвѣ къ Отцу небесному: да будетъ воля Твоя! Что же, если бы мы стали молиться и просить, чтобы все совершалось по нашей волѣ и хотѣнію, по нашимъ желаніямъ и видамъ, по нашимъ предположеніямъ и расчетамъ. Всѣ такія молитвы, какъ противныя волѣ Божіей, явно оскорбительны для Господа и пречистой Его Матери, достойны Его гнѣва, а не милости; на такія молитвы Господь скажетъ намъ: отыдите отъ Мене, не вѣмъ васъ!

в) Злѣ просятъ, наконецъ, тѣ преимущественно, которые, утопая во грѣхахъ, небрегутъ о покаяніи и исправленіи своей жизни. Можетъ ли ожидать себѣ знаковъ любви и благоволенія отца и матери своей преступный сынъ, отвергшійся своихъ родителей, пренебрегшій любовь ихъ, не покаряющійся власти ихъ, не повинующійся волѣ ихъ? Такъ и грѣшникъ, забывающій о небесномъ Отцѣ своемъ, презирающій Его величіе и святость, безстрашно преступающій всесвятую волю Его, не исполняющій святыхъ и животворныхъ Его заповѣдей, можетъ ли быть угоденъ предъ лицемъ Его, обращаться къ Нему съ молитвою, ожидать отъ Него даровъ любви и благости? Можетъ ли и Сама пречистая Матерь Господа ходатайствовать и молиться за такого грѣшника нераскаяннаго? Конечно, нѣтъ. Посему то, братіе мои, истинно богопріятная и плодоносная для насъ молитва неразлучна съ истиннымъ покаяніемъ. Покаялись ниневитяне и возопили ко Господу во вретищѣ и пеплѣ, — и Господь умилосердился надъ ними и отвратилъ отъ нихъ гнѣвъ Свой, и обреченная уже на погибель Ниневія пребыла цѣлою и невредимою. Раскаялась упоминаемая въ евангеліи жена-грѣшница и омыла нозѣ Іисусовы слезами, — и Господь сказалъ о ней: оставляются грѣси ея мнози, ят возлюби много. Такъ и каждый истинно кающійся грѣшникъ будетъ услышанъ премилосердымъ Отцемъ небеснымъ. Богъ любитъ праведниковъ и молитву ихъ услышитъ; но Онъ пріемлетъ и грѣшниковъ кающихся и не презритъ моленія ихъ. Аминь. (Сост. съ дополн. по «Полн. собр. проповѣдей Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск.», т. II, изд. 1882 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 398-400.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0