Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-е. Святитель Леонтій, Ростовскій чудотворецъ.

(Большій долженъ быть слугою всѣхъ).

Трудное дѣло предстояло ему. Жители Ростова, изгнавшіе двухъ епископовъ, не съ радостію встрѣтили и третьяго. Сильно приверженные къ язычеству, они стали всячески оскорблять святого проповѣдника слова Божія и, наконецъ, изгнали и его; но Леонтій рѣшился не отступать отъ благаго дѣла. Несмотря на грозившую ему опасность, онъ сталъ жить вблизи отъ города, около потока. На этомъ мѣстѣ впослѣдствіи онъ соорудилъ церковь во имя архангела Михаила. Тутъ онъ варилъ кутью и раздавалъ ее маленькимъ дѣтямъ, стараясь такимъ образомъ привлечь ихъ къ себѣ силою любви и кротости христіанской. Онъ разсказывалъ имъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ, и дѣти стали охотно приходить къ нему и слушали его. Потомъ пришли и нѣсколько взрослыхъ.

Наставленія и слова святого проповѣдника проникли въ ихъ души, и они приняли святое крещеніе. Но когда объ этомъ узнали въ городѣ, то самые закоснѣлые язычники пришли съ палками и дрекольями, чтобы умертвить святого епископа. Онъ безстрашно встрѣтилъ ихъ угрозы, и язычники, пораженные необычайнымъ свѣтомъ, озарившимъ его лицо, пали ницъ передъ нимъ. Они всѣ внезапно ослѣпли, но Господь, по молитвѣ святого епископа, исцѣлилъ ихъ, они увѣровали и просисили крещенія. Съ этихъ поръ утвердилось вліяніе святого Леонтія на жителей Ростова; онъ сильно дѣйствовалъ на нихъ словомъ, чудесами, примѣромъ святой благочестивой жизни, и очень многихъ обратилъ къ Господу Богу. Онъ преставился около 1073-го года.

Спустя много лѣтъ, мощи его были обрѣтены нетлѣнными, и онъ былъ причисленъ церковію къ лику святыхъ. Много чудесныхъ исцѣленій совершалось при гробѣ его, и память его дорога жителямъ Ростова.

II. Св. Леонтій, отдавшій всю свою жизнь на служеніе ближнимъ, на просвѣщеніе язычниковъ свѣтомъ Христова ученія, научаетъ насъ, братіе, той истинѣ, что большій долженъ быть слугою всѣхъ, первый — рабомъ всѣхъ.

Иже аще хощетъ въ васъ вящшій быти, да будетъ вамъ слуга: и иже аще хощетъ въ васъ быти старѣй, да будетъ всѣмъ рабъ (Марк. 10, 44), — вотъ что сказалъ І. Христосъ въ евангеліи. Мы стремимся выситься, а намъ заповѣдуется смиряться, мы желаемъ подчинять себѣ другихъ, управлять и господствовать, а намъ повелѣвается служить всѣмъ и каждому. Можетъ ли мірское своекорыстіе и самолюбіе примириться съ такимъ правиломъ? Нѣтъ оно говоритъ: служить всякому, быть рабомъ для всѣхъ — развѣ это осуществимо? Люди способнѣйшіе должны занимать господствующее, по отношенію къ другимъ, положеніе, и каждый долженъ заботиться объ устройствѣ своего положенія. Но такія видимыя несообразности — только воображаемыя, мнимыя. Господь не можетъ возлагать на насъ обязанности невыполнимыя, которыхъ мы не въ силахъ исполнить.

а) Большій, по слову Спасителя, долженъ быть слуга всѣхъ, первый долженъ быть для всѣхъ рабомъ. Что же тутъ недоумѣннаго? Что естественнѣе — то-ли, чтобы сильное и могущественное подавало помощь слабому, высшее поддерживало низшее, или, наоборотъ, слабое и низшее укрѣпляло высшее и сильное? Если мы занимаемъ какое-либо высшее положеніе, то ужели служеніе общему благу и служеніе низшимъ себя можетъ унижать это положеніе, а не возвышать? Отнюдь нѣтъ. Посмотрите — кого изъ своихъ предковъ чтитъ потомство благодарною памятію? Тѣхъ ли, которые искали собственной пользы, или тѣхъ, которые стремились къ пользѣ общественной? Оно чтитъ доблестныхъ воиновъ, павшихъ славною смертію за вѣру, царя и отечество, чтитъ государственныхъ мужей, отдавшихъ всѣ свои силы благу народа, чтитъ людей науки, пожертвовавшихъ всѣми утѣхами міра ради того, чтобы обогатить отечество полезными открытіями, изобрѣтеніями, или внести свѣтъ правды и добра въ жизненную среду современнаго имъ общества, чтитъ милостивыхъ, устроителей храмовъ, учредителей школъ для юношества, больницъ для недужныхъ, богадѣленъ для старыхъ, пріютовъ для сиротъ и убогихъ; — чтитъ всякаго, безкорыстно и самоотверженно послужившаго общему, а не своему только личному благу.

б) Правда, трудно преодолѣть свое самолюбіе, трудно заглушить въ себѣ своекорыстныя стремленія, трудно заставить себя быть слугою и рабомъ для всѣхъ, но эта трудность не должна устрашать христіанина. Онъ долженъ помнить, что только язычникамъ, по слову Господа, свойственно господствовать и властвовать надъ своими ближними (Мр. 10, 42), т.-е. угнетать и порабощать ихъ для своей пользы. Мы же христіане — при всемъ различіи званій нашихъ и состояній, — едино тѣло есмы о Христѣ, а по единому другъ другу уди (Рим. 12, 5). Какъ уды, или члены одного тѣла мы должны не враждовать другъ съ другомъ, не порабощать одинъ другого, а служить другъ другу со всею готовностію и любовію. О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою, сказалъ Спаситель (Іоан. 13, 35). Отъ любви можетъ проистекать единственно одно добро, ибо любы искреннему зла не творитъ (Рим. 13, 10). Любы, по богодухновеннымъ словамъ апостола, долготерпитъ, милосердствуетъ, не завидитъ, не превозносится, не гордится, не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется неправдѣ, сорадуется же о истинѣ. Все покрываетъ, все переноситъ (1 Кор. 13, 4—7).

III. Если мы желаемъ быть христіанами на дѣлѣ, а не по имени только, то должны возгрѣвать въ себѣ любовь къ ближнимъ — эту необходимѣйшую принадлежность всякаго христіанина; должны есмы, по ученію апостола, мы сильніи немощи немощныхъ носити и не себѣ угождати: кійждо же васъ ближнему да угождаетъ въ благое къ созиданію. Ибо и Христосъ не Себѣ угоди, но якоже есть писано: поношенія поносящихъ тебе нападоша на мя (Римл. 15, 1—3). Что, какъ не любовь неизреченная къ намъ грѣшнымъ, побудило и Сына Божія прійти на землю, воспринять зракъ раба, перенести позоръ и поношенія, испить до дна всю чашу страданій? Вотъ высочайшій образъ любви, вотъ совершеннѣйшій примѣръ служенія всѣмъ! Царь славы терпитъ униженіе, Господь всѣхъ служитъ Своимъ рабамъ. Мы ли не должны смиряться другъ предъ другомъ, мы ли въ правѣ отказаться отъ того, чтобы быть слугами нашихъ ближнихъ?!

Молитвами св. Леонтія, отдавшаго всю свою жизнь на служеніе ближнимъ, на избавленіе ихъ отъ тьмы язычества и вѣчной гибели, да вразумитъ и наставитъ насъ Господь. (Сост. съ дополн. по М. Ц. Вѣд. 1888 г. № 18).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 391-393.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0