Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцать первый день.

Поуч. 1-ое. Праздникъ въ честь иконы Владимірской Божіей Матери.

(Кто хочетъ быть подъ покровомъ Божіей Матери, тотъ долженъ удаляться отъ всякаго грѣха).

Но не столько это обязательство, уничтоженное почти въ то же самое время успѣхами нашего оружія, сколько сверхъестественное содѣйствіе Промысла спасло тогда Москву, а съ нею и всю Россію. Лѣтописцы повѣствуютъ, что татары хотѣли выжечь московскіе посады, но увидѣли вокругъ города безчисленное войско россійское и съ ужасомъ извѣстили о томъ хана, который, не повѣривъ имъ, послалъ другихъ удостовѣриться въ справедливости сего донесенія. «И видѣша того сугубѣйшее воинство русское, сказаша ему; — и третіе посла нѣкоего отъ ближнихъ увидати истину, — и трепеща прибѣже и вопія: о царю, что косниши? Побѣгнемъ; грядутъ на насъ безмѣрное множество войска отъ Москвы, и побѣгоша». Это чудное видѣніе, устрашившее враговъ, по вѣрѣ современниковъ, было сдѣдствіемъ заступленія Божіей Матери, двукратно уже въ прежнія времена спасшей столицу православнаго царства русскаго отъ непріятельскихъ нападеній. И потому новый опытъ милосердія и покровительства Ея сопровождался изъявленіемъ новыхъ знаковъ благодарности со стороны русскихъ: установленъ въ Москвѣ особенный крестный ходъ въ монастырь Срѣтенія и положено праздновать ежегодно 21 мая въ честь Владимірской иконы Богоматери. Во дни троекратнаго избавленія столицы россійской отъ Тамерлана, Ахмата и Махметъ-Гирея, церковь радостно вопіетъ: «днесь свѣтло красуется славнѣйшій градъ Москва, яко зарею солнечную воспріемши, Владычице, чудотворную Твою икону. Молися изъ Тебѣ воплощенному Христу Богу нашему, да избавитъ градъ сей и вся грады и страны христіанскія невредимы отъ всѣхъ навѣтъ вражіихъ, и спасетъ души наша, яко милосердъ.»

II. Такъ благотворно было заступленіе Божіей Матери за наше отечество; такъ могущественно было Ея ходатайство въ отвѣтъ на обращенныя къ Ней мольбы православнаго русскаго народа.

а) И можетъ ли Преблагословенная Дѣва не внимать мольбамъ тѣхъ, кои прибѣгаютъ къ Ней съ истинною вѣрою и любовію? — Дерзнемъ сказать отъ имени Ея: не можетъ! И невозможность эта составляетъ Ея славу. Небесные покровители между прочимъ тѣмъ и отличаются отъ покровителей земныхъ, что земные могутъ покровительствовать, могутъ и не покровительствовать, хотя бы просящій былъ достоинъ покровительства; а небесные покровители не могутъ не покровительствовать достойнымъ: гдѣ искренняя мольба, тамъ и ихъ помощь, гдѣ вѣра и любовь къ нимъ, тамъ и они; это для нихъ — святая необходимость. Тѣмъ паче не можетъ не слышать чистыхъ молитвъ, не можетъ не оказывать благовременной помощи Матерь Божія, Коей, какъ бы въ особенную награду за величайшее и безпримѣрное служеніе Ея спасенію человѣческому, предоставлено право быть первою Ходатаицею о всѣхъ нуждающихся, радостію и покровомъ всѣхъ скорбящихъ.

б) Что же должна производить въ насъ эта драгоцѣнная увѣренность въ покровительствѣ намъ Матери Божіей?. — Безпечность въ дѣлѣ нашего спасенія? — Безстрашіе въ преступленіи закона Божія? — Отлаганіе со дня на день покаянія? — Нѣтъ, братіе, это значило бы злоупотреблять милосердіемъ небеснымъ и оскорблять нашу святѣйшую Покровительницу. Чистѣйшая изъ Дѣвъ не можетъ покровительствовать грѣхамъ; Она покровительствуетъ грѣшникамъ, но только кающимся. Кто хочетъ постоянно быть подъ Ея благодатнымъ покровомъ, тотъ долженъ постоянно удаляться отъ всякаго грѣха; ибо всякій грѣхъ расторгаетъ союзъ съ Нею. Она молится о тебѣ горѣ, а ты молись о себѣ долу; Она покрываетъ тебя заслугами Сына Своего, а ты облекайся въ нихъ вѣрою и любовію. Иначе, если будемъ предаваться грѣху, выйдетъ то же, что было нѣкогда съ израильтянами. Моисей принималъ для нихъ отъ Бога законъ на горѣ Синайской, а они, соскучивъ его отсутствіемъ, слили подъ горою златого тельца, и начинали ему поклоняться и безчинствовать. Увидѣвъ сіе, Господь тотчасъ прекратилъ бесѣду Свою съ Моисеемъ, и сказалъ: сниди отсюду, беззаконоваша бо людіе твои, и нынѣ остави Мя и возъярився гнѣвомъ на ня, потреблю ихъ (Исх. 32, 7—10). Не скажетъ ли подобнаго и нашей святѣйшей Ходатаицѣ достопокланяемый Сынъ Ея и Богъ, если мы, подобно израильтянамъ, начнемъ предаваться беззаконію? «Ты молишься и ходатайствуешь о нихъ, и Я готовъ оказать все милосердіе тѣмъ, за коихъ претерпѣлъ смерть. Но виждь, что дѣлаютъ они! Когда Ты молишься, они поклоняются тельцу златому, приносятъ жертвы идоламъ своихъ страстей и попираютъ Мои законы. Гдѣ тутъ мѣсто для милости? Они сами на себя возжигаютъ гнѣвъ. Имъ нужна казнь пробуждающая и вразумляющая, а не милость утѣшающая. Остави Мя и возъярився гнѣвомъ, ими же самими возженнымъ, потреблю ихъ».

III. Зная сіе, будемъ, братіе, несомнѣнно прибѣгать подъ кровъ Преблагословенныя Дѣвы; но не будемъ приносить подъ сей покровъ грѣховъ нашихъ, не омывъ ихъ слезами покаянія. Матерь Божія врачуетъ всѣ немощи, утоляетъ всякія скорби, покрываетъ самые грѣхи, коль скоро они соединены съ сокрушеніемъ о нихъ сердца; — но не покрываетъ и не можетъ покрыть ожесточенія въ грѣхахъ! Аминь. (Сост. Г. Д—ко по Воскр. чт. за 1840 г. № 21 и проп. Иннок. арх. херс. т. II, стр. 89—90).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 383-385.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0