Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двадцатый день.

Обрѣтеніе честныхъ мощей иже во святыхъ отца нашего Алексія, митрополита Московскаго и всея Россіи чудотворца.

(Уроки изъ его жизни: а) должно быть внимательнымъ къ голосу совѣсти и б) ходить достойно своего званія).

Двѣнадцати лѣтній отрокъ Елевѳерій, будущій святитель Алексій, сынъ богатыхъ и знатныхъ родителей, изучившійся грамотѣ и пребывавшій всегда въ благочестіи, по особенному смотрѣнію Божію, поставилъ однажды сѣть для ловли птицъ. Лова не было, и отрокъ Елевѳерій, отъ глубокой тишины, долгаго ожиданія и скуки, заснулъ. Вдругъ во снѣ слышитъ онъ голосъ: «Алексій! что всуе труждаешися? Се! отселѣ будеши человѣки ловя». Въ удивленіи и ужасѣ отрокъ Елевѳерій просыпается и не видитъ около себя никого. Первою мыслію его было, что значитъ это новое имя — Алексій, что значитъ все это видѣніе. Сѣмя доброе пало на добрую землю: услышавъ горній голосъ, зовущій къ подвигамъ благочестія, Елевѳерій всею душею послѣдовалъ своему призванію. Съ того часа началъ онъ быти «во многомъ умиленіи и размышленіи». Напрасны были прискорбныя замѣчанія родителей: «что ты такъ предаешься печали, всегда молчишь, всегда книги въ рукахъ имѣешь, а для насъ у тебя и слова нѣтъ? Кто научилъ тебя иноческимъ житіемъ жити? Для чего ты такъ изсушилъ себя постомъ и жаждою? Полно, не сокрушай себя, а то въ недугъ впадешь и насъ повергнешь въ скорбь и печаль». Елевѳерій, сколько могъ, утѣшалъ ихъ, просилъ не безпокоиться, но, не смотря на это, продолжалъ держаться своего воздержанія: на позорища не ходилъ, съ отроками не игралъ, всякихъ кощунствъ и глумленій убѣгалъ, но въ молчаніи прилежалъ чтенію божественныхъ писаній и ходилъ въ своемъ умиленіи всегда. А достигши девятнадцатилѣтняго возраста и возлюбивъ Бога всею душею, онъ оставилъ отца и матерь и братію и сестры, ближнихъ и друзей, и возненавидѣвъ всякое мірское пристрастіе, отошелъ въ монастырь, говоря самому себѣ, отъ полнаго божественной любви сердца: изволихъ паче приметатися въ дому Божіи, неже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ.

Въ монастырѣ инокъ Алексій началъ жить «житіемъ жестокимъ», изнуряя себя постомъ и бдѣніемъ, молитвами и слезами, изучая ветхое и новое писаніе. Скоро всѣ, отъ князя и митрополита и до простолюдина, возлюбили его, добраго ради житія его и смиренія. И митрополитъ Ѳеогностъ сначала перевелъ его во дворъ свой къ себѣ намѣстникомъ, потомъ поставилъ его епископомъ владимірскимъ. А по смерти Ѳеогноста св. Алексій, общимъ избраніемъ и совѣтомъ великаго князя, бояръ и вельможъ и всѣхъ людей, нареченъ былъ митрополитомъ. Во время плаванія его въ Царь-градъ для поставленія, поднялась одинъ разъ буря; корабль сокрушался волнами; всѣ начали отчаяваться въ жизни, всѣ обратились къ Богу съ молитвою. Обратился и епископъ Алексій и молитву подкрѣпилъ обѣтомъ — создать церковь во имя того святого, въ день памяти котораго Господь сподобитъ ихъ достигнуть тихаго пристанища. Буря вскорѣ утихла. Не нужно говорить о томъ, что святитель, возвратившись въ отечество, совершилъ обѣтъ свой. Но замѣчательно то, что онъ исполнилъ больше, чѣмъ обѣщалъ: создалъ не церковь только, но и монастырь около церкви. На первосвятительскомъ столѣ св. Алексій постоянно напоминалъ себѣ слова: емуже много дано, много и взыщется отъ него... Рабъ, вѣдѣвый волю господина своего и не сотворивъ по воли его, біенъ будетъ много (Лук. 12, 4). И потому онъ подвергъ себя еще большимъ подвигамъ, и труды къ трудамъ прилагалъ, и былъ образомъ и свѣтомъ для всѣхъ, по слову Господню: тако да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца вашего, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16).

И за премногую добродѣтель святого, слава о немъ прошла не только въ христіанскихъ, но и въ невѣрныхъ татарскихъ странахъ. Въ это время супруга татарскаго хана Чанибека разболѣлась глазами и потребовала къ себѣ человѣка Божія — Алексія, съ надеждою получить отъ него исцѣленіе. Искушеніе для русскаго святителя было великое, но онъ и робостію не постыдилъ себя и самонадѣянностію не унизилъ. Онъ рѣшился итти; но предъ отшествіемъ, со всѣмъ соборомъ клира и мірянъ въ церкви пресвятыя Богородицы, сталъ пѣть молебенъ и освящать воду. И вотъ, въ знаменіе содѣйствія Божія въ предпринятомъ опасномъ пути святителя Алексія, загорѣлась сама собою свѣча надъ гробомъ почившаго его предмѣстника св. Петра. Святитель, взявъ воду освященную и часть отъ самозагорѣвшейся свѣчи, отправился въ орду. Сами татары невѣрные, самъ повелитель ихъ Чанибекъ, съ сыновьями своими, съ князьями и вельможами вышли навстрѣчу, съ великимъ почтеніемъ, къ человѣку Божію. Уповая на милость Божію и совершивъ молебное пѣніе, святитель возжегъ принесенную свѣчу, а принесенною водою окропилъ болящую царицу, и та прозрѣла.

Приблизившись къ блаженной кончинѣ своей, и заблаговременно сдѣлавъ всѣ, нужныя къ этой великой перемѣнѣ въ нашей жизни, приготовленія, святитель Алексій, чувствуя наступленіе послѣдняго часа, самъ совершилъ священную литургію, причастился святыхъ Таинъ, помолился о великомъ князѣ и боярахъ, о воинствѣ и всѣхъ людяхъ, далъ всѣмъ присутствугощимъ послѣднее цѣлованіе, и затѣмъ отошелъ ко Господу въ безконечный вѣкъ.

И при такой чисто-подвижнической жизни, онъ заповѣдалъ положить тѣло свое не въ церкви, но внѣ церкви за алтаремъ, на указанномъ имъ мѣстѣ, «великаго и конечнаго ради смиренія».

II. Вотъ сколько душеспасительныхъ уроковъ предлагаетъ намъ своею жизнію святитель Алексій!

а) Хорошо было бы, если бы въ юности нашей, подобно святителю Алексію, мы были глубоко внимательны ко внутреннему голосу нашей совѣсти и Господа Бога, — голосу, который каждаго изъ насъ зоветъ къ Богу, покаянію и доброй жизни во Христѣ, зоветъ всегда, а въ нѣкоторыхъ обстоятельствахъ нашей жизни особенно.

б) Прекрасно было бы, если бы мы по достиженіи зрѣлаго возраста, сознательно и свободно принявъ на себя званіе или монашества, или священства, или гражданскаго, военнаго и всякаго другого служенія престолу цареву и Божію, подобно святителю Алексію, ходили достойно нашего званія, по христіански, не предъ очима точію работающе, яко человѣкоугодницы, но яко раби Христовы, — не для себя, но для Бога и ближнихъ; если бы, взявшись за рало, не зрѣли вспятъ и тако управляли себя ко спасенію; если бы за всякое благодѣяніе Божіе благодарили Господа Бога тѣмъ или другимъ добрымъ дѣломъ; если бы всякое доброе дѣло начинали молитвою къ Богу и святымъ Его; если бы къ смерти готовились также внимательно, какъ готовился святитель Алексій; если бы о царѣ и августѣйшемъ домѣ его и всѣхъ людяхъ молились всегда и пламенно также, какъ молился святитель Алексій; если бы, однимъ словомъ, жили и умирали также, какъ жилъ и почилъ святитель, чтобы другіе, видя наши добрыя дѣла и мирную христіанскую кончину, прославляли небеснаго нашего Отца. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ «Поученій» Никанора, архіеписк. херсон. и одес., т. II, стр. 491-6).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 381-383.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0