Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Семнадцатый день.

Св. апостолъ Андроникъ и Юнія, помощница его.

(О родственной любви).

II. Поучительна для всѣхъ родственная любовь, которая существовала между прославляемымъ нынѣ св. ап. Андроникомъ и ап. Павломъ. Напротивъ, что можетъ быть возмутительнѣе, когда родственники живутъ между собою хуже враговъ, избѣгаютъ встрѣчи, ссорятся при всякомъ свиданіи, а тѣмъ болѣе когда завязываютъ какія нибудь тяжебныя дѣла изъ-за имущественныхъ интересовъ. Это уже не по-христіански, а хуже чѣмъ по язычески.

а) Во-первыхъ; родственная любовь служитъ для насъ богатымъ источникомъ услажденія, отрады и утѣшенія; а въ услажденіи и утѣшеніи бѣдствующій на землѣ человѣкъ нуждается весьма часто. Послана ли намъ какая-нибудь радость, приключилось ли какое-нибудь горе — какъ пріятно и утѣшительно для насъ, когда есть съ кѣмъ раздѣлить эту радость и это горе, когда есть у насъ близкій человѣкъ, который приметъ эту радость и это горе къ своему сердцу, какъ свою собственную радость и свое собственное горе; и какъ, напротивъ, тяжело бываетъ, когда не съ кѣмъ подѣлиться душою. Вотъ, напр., наступилъ великій праздникъ: что это за праздникъ былъ бы, если бы въ этотъ день намъ не съ кѣмъ было раздѣлить трапезы, не съ кѣмъ было дружелюбно побесѣдовать, не съ кѣмъ было поразвлечься, не кого было съ сердцемъ обнять.

Или вотъ напр. васъ постигла тяжкая болѣзнь, или смерть похитила кого нибудь изъ ближиихъ вамъ лицъ: не удвоится ли ваша скорбь, когда ни одна человѣческая душа не обнаружитъ теплаго сочувствія къ вамъ, когда вы — больные никого не видите при постели своей, когда никто не прольетъ съ вами слезы на могилѣ дорогого вамъ человѣка. Да и въ обыкновенное время, при вседневныхъ своихъ занятіяхъ, не нуждаемся ли мы ежедневно въ отдыхѣ и развлеченіи въ кругу домашнихъ? И что за жизнь была бы въ четырехъ стѣнахъ безъ жены, дѣтей, друзей, братьевъ, сестеръ и другихъ родственниковъ, ожавляющихъ и ободряющихъ насъ своимъ присутствіемъ и своими рѣчами?

Или кому неизвѣстна горькая доля сироты?.. Потому-то и Христосъ Спаситель цѣнилъ родственную любовь и считалъ ее необходимою для людей. Напримѣръ, во время страданій на крестѣ Онъ не оставилъ одинокою скорбѣвшую Мать Свою, но усыновилъ Ей любимаго ученика Своего Іоанна.

б) Но кромѣ отрады и утѣшенія родные доставляютъ намъ помощь. Не всѣ изъ людей и не всегда настолько богаты, чтобы самимъ содержать себя. Много также бываетъ разныхъ несчастныхъ случаевъ (напр. пожары, потеря мужа, содержавшаго семью), воторые лишаютъ человѣка даже куска насущнаго хлѣба. А кромѣ матеріальной поддержки, намъ нерѣдко необходима бываетъ и иная поддержка, напр. совѣтъ въ затруднительномъ дѣлѣ, какое-нибудь одолженіе, какое-нибудь участіе въ дѣлѣ и т. д. Къ кому же намъ обращаться въ этихъ случаяхъ и отъ кого ожидать вѣрной помощи, если не отъ родныхъ? Или у кого, напр., преклонить голову немощнымъ и престарѣлымъ родителямъ, если не у родныхъ своихъ дѣтей? Или кто помянетъ въ молитвѣ умершихъ, если не родственники ихъ?

в) Наконецъ, родственная любовь служитъ для насъ образцомъ для любви ко всѣмъ людямъ, для любви къ чужимъ. Научившись искренней любви къ роднымъ, и даже имѣя ее отъ природы, мы должны мало по малу переносить ее и на всѣхъ людей, — насколько возможно любить и чужихъ искреннею родственною любовью. Если бы не было у насъ родныхъ, то мы не знали бы этой искренней любви; а теперь они есть у насъ, и потому мы по личному опыту знаемъ эту искренню любовь и должны пользоваться ею по отношенію ко всѣмъ людямъ. И не замѣчали ли вы, что когда сердце ваше бываетъ охвачено искреннею любовью къ какому-нибудь весьма близкому и дорогому вамъ человѣку, напр. къ отцу или матери, тогда оно, такъ сказать, расширяется и готово въ восторгѣ обнять собою всѣхъ людей; любовь къ близкому человѣку изливается, такъ сказать, на всѣхъ и все, на весь міръ. У кого нѣтъ любви къ близкимъ родственникамъ, тотъ, по словамъ св. ап. Павла, хуже невѣрнаго, хуже язычника, не знающаго ученія Христовой вѣры.

III. Благодарите же Творца за этотъ великій и драгоцѣнный даръ — родственную любовь. Дорожите этимъ даромъ и свято сохраняйте его, т.-е. берегитесь раздоровъ съ родными своими и пребывайте съ ними въ искренней любви. Возгрѣвайте, наконецъ, родственную любовь и къ чужимъ, въ особенности къ сиротамъ, вдовамъ, одинокимъ, такъ сказать заброшеннымъ въ мірѣ. За гробомъ всѣ мы будемъ составлять одно семейство, всѣ будемъ любить другъ друга такою любовью, какою теперь любимъ родныхъ; старайтесь же на землѣ хоть сколько нибудь приблизиться и приготовиться къ тому, что ожидаетъ васъ на небѣ. «Что можетъ быть прекраснѣе», говоритъ св. прор. Давидъ, «какъ если братіе (т.-е. люди) живутъ между собою согласно». Аминь. (Сост. по «Проп. листку» за 1882 г., № 2).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 374-376.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0