Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Шестнадцатый день.

Преп. Ѳеодоръ Освященный.

(О томъ, какъ постыдно выходить изъ церкви во время проповѣди).

II. Поступокъ нѣкоторыхъ иноковъ, вышедшихъ изъ церкви во время проповѣди, строго осужденный препод. Пахоміемъ великимъ, можетъ служить сильнымъ укоромъ для тѣхъ современныхъ христіанъ, которые безбоязненно дозволяютъ себѣ выходить изъ храма предъ началомъ церковнаго поученія или во время его. Это крайне неразумно, стыдно и грѣшно.

а) Проповѣдь есть неотъемлемая, существенная принадлежность христіанскаго богослуженія, а не есть что-нибудь случайное. Она не есть что-нибудь такое, что можетъ быть и не быть во время богослуженія. Не есть какая нибудь лишняя роскошь, только для однихъ особенныхъ торжественныхъ и праздничныхъ дней. Совсѣмъ нѣтъ!

Проповѣдывалъ слово Божіе Самъ Спаситель во всякое время и на всякомъ мѣстѣ, только были бы слушатели. Онъ проповѣдывалъ не только въ одни праздники, а и въ будни. Проповѣдывалъ какъ въ храмѣ, такъ и въ домахъ, проповѣдывалъ даже и въ полѣ, на берегу озера, при колодцѣ. Апостолъ Павелъ заповѣдалъ ученику своему Тимоѳею: проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли, со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 4, 2).

Послѣ Господа І. Христа и апостоловъ Его, истинными наставниками вѣры суть епископы и пресвитеры Христовой церкви, преемственно отъ апостоловъ получившіе власть и обязанность проповѣдывать слово Божіе. Господь поставилъ однихъ апостолами, другихъ пророками, иныхъ евангелистами, иныхъ же пастырями и учителями, къ совершенію святыхъ, на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова, т. е. церкви Его, доколѣ всѣ придемъ въ единство вѣры и познанія Сына Божія. (Ефѳс. 4, 11—13). Значитъ: проповѣдывать во храмѣ за службой и безъ службы, въ домѣ, въ школѣ, за бесѣдой, и при каждомъ удобномъ случаѣ — это есть высокій долгъ и священная обязанность пастырей церкви. Не угодно есть намъ, говоритъ св. апостолъ, оставлшимъ слово Божіе, служити трапезамъ... Мы же въ молитвѣ и служеніи слова пребудемъ (Дѣян. 6, 2—4).

Мало того: за неисполненіе сей священной обязанности пастыри тяжко отвѣчаютъ предъ Богомъ. Горе мнѣ, говоритъ св. апостолъ, если я не благовѣствую (1 Кор. 9, 16). Не на то только поставленъ пастырь, чтобы служить въ церкви и исправлять приходскія требы, но чтобы и научать своихъ прихожанъ. Если я благовѣствую, говоритъ апостолъ, нечѣмъ мнѣ хвалиться: потому что это необходимая обязанность моя (1 Кор. 9, 16). Крови грѣшника взыщу отъ руки твоея, угрожаетъ Господь пастырямъ за нерадѣніе. 58-е апост. правило говоритъ: «епископъ, или пресвитеръ, не учащій прихожанъ своихъ благочестію, да будетъ отлученъ. Аще же останется въ семъ нерадѣніии лѣности, да будетъ изверженъ». 19-е правило 6-го Вселенскаго собора говоритъ: «предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клиръ и народъ словесамъ благочестія».

б) Слушая церковную проповѣдь, мы, братіе, въ ней слушаемъ слова божественнаго учителя, Господа нашего І. Христа. Посылая учениковъ Своихъ на проповѣдь, Господь І. Христосъ сказалъ имъ: слушаяй васъ, Мене слушаетъ (Лук. 19, 16). Проповѣдь возвѣщаетъ намъ слово Божіе. Поэтому мы должны слушать ее съ полною любовію, вниманіемъ и усердіемъ. Не должны разговаривать, смѣяться, переходить съ мѣста на мѣсто. Должны исполнять то, чему учатъ въ проповѣди. Не для своей славы, не изъ земныхъ похвалъ говоритъ проповѣдникъ. Проповѣдь говорится единственно для прославленія имени Божія — и для спасенія слушателей, чтобы убѣдить, наставить и вразумить ихъ. Проповѣдникъ говоритъ не отъ себя, а отъ имени Божія, почему и начинаетъ проповѣдь такъ: «во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Пастырь церкви уполномоченъ св. церковію говорить предъ членами церкви. Выходя на средину церкви для проповѣди, онъ выходитъ какъ бы на всемірную апостольскую проповѣдь. Онъ есть посланникъ Божій. Пастырь церкви, проповѣдывающій слово Божіе, есть уста Божіи. Аще изведеши честное отъ недостойнаго, яко уста Моя будеши, говоритъ Господь (Іерем. 15, 19). Господь посылаетъ благочестивымъ проповѣдникамъ слова Божія на помощь Своего ангела, вѣрнаго наставника. Такъ, однажды св. Амвросій, епископъ медіоланскій, поучалъ въ церкви народъ. Въ это время вошелъ въ церковь одинъ аріанинъ, и видѣлъ ангела Божія, который шепталъ на ухо св. Амвросію. Казалось, что св. Амвросій и говорилъ ангельскія слова народу. Видя это, аріанинъ сдѣлался православнымъ христіаниномъ (Чет.-Мин. 7 декабря). Въ проповѣди языкъ проповѣдника, а ученіе Самаго Господа І. Христа. Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «не наше-бо есть, что мы говоримъ, ниже отъ своего языка произносимъ, — что бы ни сказали, но Господнимъ человѣколюбіемъ наставляемы пользы вашея ради, и ради созданія церкви Божія; такъ не смотри на меня глаголющаго, ниже на мою худость, но понеже сія отъ Господа приношу вамъ, ты потому трезвеннымъ умомъ пріемли» (Бесѣд. на Быт. ч. 2, л. 92).

в) Слово Божіе, проповѣдуемое въ церкви, для насъ весьма важно, необходимо и спасительно. Все писаніе Богодухновенно и полезно для наученія, для обличенія, для исправленія, для наставленія въ праведности, да будетъ совершенъ Божій человѣкъ, ко всякому доброму дѣлу приготовленъ (2 Тим. 3, 16—17). Оно есть пища для сердца, свѣтъ для ума, руководитель для воли. Оно показуетъ намъ путь къ небу, къ вѣчному блаженству, научаетъ, какъ угодить Богу, какъ получить спасеніе, и какъ избѣгнуть вѣчной геенской муки. Самая вѣра наша, которою мы, въ связи съ добрыми дѣлами, оправдываемся предъ Богомъ, дается чрезъ слово Божіе. Вѣра отъ слуха, слухъ же глаголомъ Божіимъ, говоритъ апостолъ (Римл. 10, 17). Св. Амвросій медіоланскій говоритъ: «слово Божіе для насъ все: и врачевство, и свѣтъ, и вода, омывающая наши скверны, и источникъ всѣхъ нашихъ благъ» (Бесѣд. на Псал. 36, 37). Поэтому мы должны твердо помнить уроки, данные намъ въ проповѣди и навсегда прилагать ихъ къ жизни.

Какой, послѣ этого, слушатели, тяжкій грѣхъ принимаютъ на душу свою тѣ, которые предъ проповѣдію, или во время проповѣди выходятъ изъ церкви! Отметаяйся васъ, говоритъ Господь св. апостоламъ, Мене отметается (Лук. 10, 16). Не желая слушать церковной проповѣди, мы, все-равно, не желаемъ слушать какъ бы Самого І. Христа. Но посмотрите, какое страшное наказаніе Господь произнесъ на тѣхъ, которые не будутъ слушать св. апостоловъ, а въ лицѣ ихъ и всѣхъ проповѣдниковъ. Содомляномъ въ денъ той, то-есть въ день страшнаго суда, отраднѣе будетъ, неже граду тому (Лук. 10, 12). Видите: тѣхъ, которые не хотятъ слушать проповѣди, Господь сравниваетъ съ самыми ожесточенными, отверженными грѣшниками. Постановленіе 4 карѳагенскаго собора говоритъ: «тотъ, кто выйдетъ изъ церкви во время произнесенія пресвитерскаго слова, да будетъ отлученъ». Въ самомъ дѣлѣ: не кощунство ли это, — какъ только вынесутъ аналой для церковной проповѣди, — уйти изъ церкви! Св. церковь предлагаетъ намъ свои наставленія и поученія, а мы бѣжимъ отъ нея! Не глумленіе ли это надъ православною церковію! Это тяжкій грѣхъ, это несносно, это нестерпимо, это крайне соблазнительно. Возьмите себѣ простой примѣръ. Для насъ обидно бываетъ, когда другіе, слушая нашъ разговоръ, уходятъ отъ насъ, не дослушая его. Не прогнѣвляемъ ли Господа І. Христа, когда мы, не выслушавъ слово Его, уходимъ отъ Него изъ храма. И каждому хозяину оскорбительно, когда кто-нибудь преждевременно уходитъ изъ дома его. Не оскорбительно ли Господу І. Христу, когда мы преждевременно уходимъ изъ дома Божія? Богъ невидимо наказываетъ тѣхъ, которые уходятъ изъ храма Божія до окончанія службы. Одинъ пресвитеръ, совершая божественную литургію, сподобился видѣть по правую сторону престола ангела Божія, который записывалъ всѣхъ, кто приходилъ во храмъ, а послѣ вымарывалъ тѣхъ изъ нихъ, которые прежде времени уходили. И что же? Эти несчастные, прежде времени ушедшіе изъ храма, чрезъ тринадцатъ дней послѣ того умерли преждевременною смертію. (Троиц. лист. 1889 г. № 472). Помилуй Богъ всѣхъ насъ отъ того же наказанія.

III. Будемъ, возлюбленные братіе и сестры, отроки и юноши, мужіе и старцы, слушать церковныя проповѣди съ полнымъ усердіемъ, любовію и благоговѣніемъ, какъ бы слово Самого Господа, и жить сообразно съ словомъ Божіимъ. Не станемъ выходить изъ церкви во время проповѣди. Не будемъ роптать на пастырей, когда они, свято исполняя свой долгъ, часто обращаются, къ намъ съ проповѣданіемъ слова Божія. (Сост. съ дополн. по «Паст. собесѣдн.» за 1892 г. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 372-374.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0