Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Пятнадцатый день.

Поуч. 2-е. Преподобный Пахомій Великій.

(Объ удаленіи отъ еретиковъ).

Достигнувъ высокой степени духовнаго совершенства и получивъ отъ явившагося ему ангела въ видѣ схимника уставы и правила постническаго житія, препод. Пахомій основалъ нѣсколько монастырей близъ Товенны, мѣста, лежавшаго на берегу р. Нила. Препод. Пахомій не щадилъ трудовъ своихъ и мудро управлялъ многочисленною братіею, число которыхъ иные полагаютъ до 10,000. Пахомій имѣлъ всѣ качества, нужныя для руководителя: высшее призваніе, просвѣщеніе и чрезвычайные дары благодати. Отличительными чертами его были кротость и снисходительность. Бесѣда его съ учениками была бесѣда отца съ дѣтьми.

При всѣхъ своихъ добродѣтеляхъ преподобный считалъ себя великимъ грѣшникомъ. На власть свою надъ другими онъ смотрѣлъ не иначе, какъ на обязанность служить всѣмъ, и не терпѣлъ никакого отличія отъ другихъ для самого себя.

Вліяніе такого руководителя, служившаго вмѣстѣ съ тѣмъ и образцомъ святости, не могло не оказаться въ высшей степени благотворнымъ; потому и общество товеннскихъ монаховъ представляло образецъ достиженія духовнаго совершенствованія, и хотя большая часть иноковъ была изъ простыхъ поселянъ, необразованныхъ и малограмотныхъ, всѣ они тѣмъ не менѣе «были полны мудрости Божественной, которую почерпали въ слушаніи и исполненіи св. писанія и въ просвѣщающемъ вліяніи на нихъ великаго Пахомія». Изъ монастыря Пахомія многіе иноки заняли впослѣдствіи епископскіе престолы.

Преподобный Пахомій скончался въ 348 году отъ заразительной язвы, открывшейся въ его монастыряхъ. За два дня до смерти онъ созвалъ начальниковъ и строителей монастырей и сказалъ имъ: «чувствую, что конецъ мой приближается. Помните, что я вамъ внушалъ. Будьте бодры въ молитвахъ и разсудительны во всѣхъ дѣйствіяхъ. Не имѣйте общенія съ приверженцами Мелетія, Арія, Оригена. Сближайтесь только съ тѣми, которые боятся Бога и могутъ принести вамъ пользу и душевное утѣшеніе своею бесѣдою. Изберите между вами человѣка, который правилъ бы вами по духу Божію».

II. Остановимъ, братіе, свое вниманіе на предсмертномъ завѣщаніи великаго Пахомія. Въ немъ, какъ вы слышали, онъ завѣщаетъ своей многочисленной братіи не имѣть никакого общенія съ еретиками, отступившими отъ истины и потерявшими страхъ Божій.

а) Не однимъ инокамъ, но и всѣмъ христіанамъ нужно руководиться этимъ мудрымъ предостереженіемъ преподобнаго Пахомія, опытнѣйшаго руководителя въ духовной жизни. Безразборчивое и близкое общеніе православныхъ христіанъ съ еретиками и раскольниками, какъ показываютъ печальные опыты, многихъ отвращало отъ истины и навсегда удаляло отъ пути, ведущаго къ вѣчному спасенію. Православный христіанинъ долженъ быть крайне остороженъ въ своихъ отношеніяхъ къ еретикамъ и раскольникамъ.

б) Такой же осторожности въ обращеніи съ еретиками учитъ насъ и слово Божіе. Самъ І. Христосъ апостоламъ внушаетъ: иже не пріиметъ васъ, ниже послушаетъ словесъ вашихъ, исходяще изъ дому, или изъ града того, отрясите прахъ ногъ вашихъ. Аминь глаголю вамъ: отраднѣе будетъ земли содомстѣй и гоморрстѣй въ день судный, неже граду тому (Матѳ. X, 14—15). Въ онь-же градъ входите и не пріемлютъ васъ, исшедше на распутія его, рцыте: и прахъ, прилѣпшій намъ отъ града вашего, отрясаемъ вамъ (Лук. X, 11). Вообще отъ сближенія съ упорными противниками Богу и церкви Господь Іисусъ заповѣдуетъ Своимъ послѣдователямъ устраняться, какъ евреи уклонялись отъ общенія съ язычниками и мытарями.

Святые апостолы, конечно, только раскрываютъ ученіе своего Господа и учителя І. Христа по сему предмету. Тѣмъ не менѣе, когда касаются обязательныхъ отношеній христіанъ къ еретикамъ и раскольникамъ, иновѣрцамъ и богоотступникамъ, то проповѣдуютъ не столько любовь къ нимъ, сколько строгость, осторожное, но рѣшительное уклоненіе отъ нихъ, какъ отъ людей, отлученныхъ отъ Бога и церкви, самоосужденныхъ и предавшихся сатанѣ.

Такъ св. апостолъ Петръ, когда Симонъ волхвъ хотѣлъ купить у апостоловъ за серебро даръ Св. Духа и власть апостольскую, да на негоже еже возложитъ онъ руцѣ, тотъ пріемлетъ даръ Св. Духа, апостолъ Петръ говоритъ Симону: сребро твое да будетъ съ тобою въ погибель, яко даръ Божій непщевалъ еси сребромъ стяжати. Нѣсть ти части, ни жребія въ словеси семъ: ибо сердце твое нѣсть право предъ Богомъ. Покайся убо о злобѣ твоей сей и молися Богу; можетъ быть отпустится тебѣ помышленіе сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и въ узахъ неправды (Дѣян. VIII. 18-24). Не даромъ св. Петръ говорилъ съ сомнѣніемъ: молися Богу, быть можетъ отпустится тебѣ помышленіе сердца твоего. Это было прозрѣніе. По записанному преданію первыхъ вѣковъ, Симонъ волхвъ не покаялся и продолжалъ обольщать народъ ложными чудесами, за что и казненъ смертію тѣмъ же св. апостоломъ Петромъ. Симонъ волхвъ леталъ по воздуху предъ глазами народа въ Римѣ, но по молитвѣ святого Петра упалъ и убился до смерти.

Такъ и апостолъ Павелъ, когда проконсулъ Сергій, призвавъ Варнаву и Павла, пожелалъ услышать отъ нихъ слово Божіе, а Еллима волхвъ противился имъ, стараясь отвратить проконсула отъ вѣры, — Павелъ, исполнившись Духа Святаго и устремивъ на Еллиму взоръ, говоритъ: о, исполненный всякаго коварства и всякія злобы, сынъ діавола, врагъ всякія правды! Престанешь ли ты совращать съ прямыхъ путей Господнихъ? И поразилъ его временною слѣпотою (Дѣян. XIII, 6, 11).

Мягче ли отношенія къ подобнымъ людямъ величайшаго проповѣдника любви, святаго апостола Іоанна? Лжепророковъ своего времени онъ называетъ духами лестьчими, духами антихристовыми, даже прямо антихристами. Яко же слышасте, пишетъ онъ, (1 Іоан. гл. 2), — яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристы мнози быша. Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ. Отметаяйся, яко Іисусъ нѣсть Христосъ, сей есть антихристъ, отметаяйся Отца и Сына. Во второмъ посланіи своемъ св. апостолъ пишетъ: всякій преступающій ученіе Христово и непребывающій въ немъ не имѣетъ Бога въ себѣ. Кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его (и радуйся ему не глаголите). Ибо привѣтствующій его участвуетъ въ дѣлахъ его злыхъ.

III. Вотъ подлинное ученіе, въ подлинныхъ же выраженіяхъ І. Христа и апостоловъ Его объ отношеніяхъ къ еретикамъ и раскольникамъ и всякаго рода невѣрнымъ.

Посему говорить о любви къ подобнымъ врагамъ церкви, которые разстилаютъ такія широкія сѣти для уловленія вѣрныхъ чадъ ея, и противно духу церкви и безпредѣльно—опасно. Верховнѣйшіе апостолы Христовы, Петръ, Павелъ и Іоаннъ, проповѣдывали не любовь, а боязнь къ нимъ и самоустраненіе отъ нихъ. Святые же апостолы, безъ сомнѣнія, глубоко постигали и духъ и нужду церкви. Аминь. (Сост. Г. Д—ко по Ч.-М. и «Поученіямъ» Никанора, архіеп. херсонск., т. III, изд. 2, стр. 91-99).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 370-372.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0