Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Пятнадцатый день.

Поуч. 1-е. Святый благовѣрный князь царевичъ Димитрій Угличскій.

(Таинственныя судьбы правосудія и благости Божіей).

Исторія передаетъ намъ, что царевичъ Димитрій, занимаясь дѣтскою игрою въ послѣобѣденное время на бѣломъ дворѣ, близъ своего дворца, 15-го мая 1591 года, непредвидѣнно пораженъ былъ ножемъ убійцы, и умеръ смертію мученика, обливаясь своею кровію.

II. Кто злоумыслил такое беззаконіе, и чего домогаясь, — это оставимъ дознавать людямъ, особо призваннымъ къ изслѣдованію минувшаго; а теперь во храмѣ Всевѣдца и Вседержителя, безъ воли Котораго и власъ главы нашей не гибнетъ, помыслимъ благоговѣйно къ назиданію нашему о тайнственныхъ судьбахъ Его правосудія и благости, по коимъ Онъ попустилъ совершиться на землѣ нашей ужасному злодѣянію, повлекшему за собою столько смутъ и народныхъ бѣдствій. Промыслъ Божій, особенно хранящій Помазанниковъ Своихъ и родъ ихъ, на сей разъ не отвратилъ удара, направленнаго на убіеніе невиннаго отрока, со смертію коего долженъ былъ пресѣчься и угаснуть навсегда древній знаменитый родъ князей и царей русскихъ.

Судьбы Божіи, братіе, бездна многа. Исповѣдуемъ здѣсь и мы со святымъ апостоломъ непостижимость путей Провидѣнія небеснаго. О глубина богатства, и премудрости, и разума Божія! яко не испытани судове Его и неизслѣдовани путіе Его (Римл. XI, 33). О имени Его святомъ дерзаемъ только рещи, что праведный Судія Господь, передающій грѣхи отцевъ на чада (Исх. XX, 35), можетъ быть, и въ настоящемъ случаѣ восхотѣлъ въ сынѣ — отрокѣ посѣтить жезломъ наказанія неправды отца, который не даромъ, не безъ основанія нареченъ «Грознымъ» отъ всѣхъ своихъ современниковъ, а равно и неправды раболѣпныхъ служителей его. Съ другой же стороны, можетъ быть, Господь восхотѣлъ допустить, чтобы смуты и крамолы междуцарствія, постигшія Россію вслѣдъ за убіеніемъ царевича, послужили сколько наказаніемъ для современииновъ за удобопреклонность ихъ къ смутамъ и крамоламъ, столько вразумленіемъ для насъ, — потомковъ ихъ, да познаемъ и увѣдаемъ великую цѣну самодержавія и государственнаго благоустройства, нами унаслѣдованнаго отъ предковъ, а имъ въ свое время стоившаго тяжкихъ испытаній и кровавыхъ жертвъ.

Народъ русскій, искушенный посѣщеніемъ гнѣва Божія, съ избыткомъ утѣшенъ чрезъ многознаменательное пріобрѣтеніе новаго царскаго рода, и притомъ не чуждаго убіенному царевичу, и явно для всѣхъ, а особенно въ наши дни, ознаменованнаго благословеніемъ Божіимъ; а неповиннаго страдальца царевича Димитрія дивный въ судьбахъ Своихъ Богъ прославилъ святостію нетлѣнія, дабы всѣ видѣли, что царевичъ есть священный агнецъ, закланный за спасеніе законной царской власти, и дабы его царственная кровь, подобно крови Авелевой, всегда вопіяла къ Богу отмщеній противъ мятежниковъ и похитителей царскаго вѣнца (Слова и рѣчи митропол. Филарета, т. I, стр. 247). Съ той поры неповинный страстотерпецъ царевичъ Димитрій, по благодати Божіей, предстоитъ незримо престолу царя небеснаго и молится за благословенный новый родъ царскій, ему родственный, и предстательствуетъ на небѣ за царство русское и ея державныхъ правителей. «Царскую діадиму, восклицаетъ нынѣ святая церковь, обагрилъ еси кровію твоею, Богомудре мучениче Димитріе, за скиптръ крестъ въ руку пріимъ, явился еси побѣдоносецъ, и жертву непорочну Владыцѣ принеслъ еси себе; яко бо агнецъ незлобивъ отъ раба заколенъ еси, и нынѣ радуяся предстоиши Святѣй Троицѣ, и молишися о державѣ сродниковъ твоихъ богоугоднѣй быти, и сыновомъ россійскимъ спастися». (Троп. гл. 2).

III. Возблагоговѣемъ же, братіе, предъ дивными судьбами Божіими, явленными въ неповинной смерти царевича Димитрія, и съ крѣпкою любовію къ Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, принесемъ Царю царей и Господу владыкъ земныхъ благодарственное моленіе, да хранитъ Онъ драгоцѣнную для всѣхъ насъ жизнь Царя и весь Его царственный Домъ въ нерушимомъ здравіи и благополучіи и да соблюдетъ всѣхъ вѣрноподданныхъ Его въ вѣрѣ и благочестіи и неизмѣнной преданности Ему въ роды родовъ. Аминь. (Извлеч. въ сокращ. изъ поуч. Іонафана, архіеп, яросл. и ростовск., напечатан. въ «Церк. Вѣдом.», изд. при Св. Син. за 1891 г. № 24).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 369-370.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0