Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четырнадцатый день.

Поуч. 5-е. День священнаго вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича.

(Значеніе священнаго вѣнчанія на царство).

Остановимъ же наше вниманіе на этомъ особенномъ значеніи священнаго вѣнчанія на царство Государей для православнаго русскаго народа, чтобы достойнымъ размышленіемъ почтить настоящее торжество.

Три момента священнаго обряда «вѣнчанія на царство русскихъ Государей» производили всегда особенно сильное и глубокое впечатлѣніе на тѣхъ, кому Богъ судилъ быть непосредственными свидѣтелями этого священнаго церковно-гражданскаго торжества: 1-й когда Государь, занявъ мѣсто на возвышенномъ тронѣ и готовясь къ принятію прародительскаго вѣнца, произноситъ торжественно, вслухъ всего народа, сѵмволъ православной вѣры; 2-й когда Государь, увѣнчанный уже Императорской короной, смиренно преклоняетъ колѣна предъ престоломъ Царя царей и, вручая сердце свое въ руцѣ Божіи, молится о ниспосланіи ему духа премудрости и разума; 3-й когда Государь, по окончаніи Божественной литургіи, приближается къ царскимъ вратамъ и, снявъ съ себя царскій вѣнецъ и всѣ другія знаменія царскаго величія и царской власти, благоговѣйно приступаетъ къ таинствамъ мѵропомазанія и причащенія св. Таинъ.

II. Почему же эти дѣйствія производятъ особенно сильное и глубокое впечатлѣніе на душу православнаго русскаго человѣка? О чемъ они говорятъ уму и чувству его?

Станемъ мысленно лицемъ къ лицу предъ этими величественно-трогательными моментами священнаго обряда и попытаемся дать посильные отвѣты на предложенные вопросы.

а) Обратимъ прежде всего вниманіе на первый моментъ священнаго вѣнчанія, т. е. на произнесеніе Государемъ вслухъ всего народа сѵмвола вѣры. Предъ нами — Государь, только что занявшій уготованное Ему мѣсто на возвышенномъ тронѣ, окруженномъ представителями всѣхъ царствъ міра и избранниками всей земли русской. Предъ Государемъ — маститый первосвятитель русской земли, именемъ Божіимъ призывающій его «по обычаю древнихъ христіанскихъ Монарховъ и Боговѣнчанныхъ предковъ исповѣдать вслухъ всѣхъ вѣрноподданныхъ православно-каѳолическую вѣру». — «Како вѣруеши?» вопрошаетъ святитель. Въ отвѣтъ на этотъ призывъ церкви, Государь, какъ послушный сынъ церкви, громко произноситъ символъ вѣры. Кто изъ насъ, православные, не почувствовалъ бы въ этотъ моментъ великой важности и многознаменательности этого исповѣданія вѣры Государемъ? Кто не понялъ бы, что оно имѣетъ не только высокое религіозное, но и глубокое историческое значеніе?

Этимъ исповѣданіемъ православной вѣры Богоизбранный Государь не только торжественно свидѣтельствуетъ о своей принадлежности къ православной церкви, но и признаетъ православіе своимъ священнымъ долгомъ предъ отечествомъ, — даетъ обѣтъ предъ лицемъ Божіимъ руководиться въ своей дѣятельности правилами православной вѣры, заявляетъ предъ лицемъ всего міра, что русскій Государь — Царь православный. Этимъ же исповѣданіемъ вѣры запечатлѣвается и подтверждается тотъ священный союзъ между самодержавной властью русскихъ Государей и православной вѣрой русскаго народа, который въ теченіе цѣлаго ряда, вѣковъ служилъ непоколебимой опорой государственной власти, могущества и силы нашего отечества, а въ годины тяжкихъ испытаній былъ и, вѣримъ, всегда будетъ несокрушимымъ оплотомъ, охраняющимъ Россію отъ бѣдъ и опасностей.

Вотъ о чемъ говоритъ православному русскому человѣку торжественное исповѣданіе Государемъ символа православной вѣры!

б) Не менѣе знаменателенъ и поучителенъ для насъ и второй моментъ св. обряда — когда Государь, увѣнчанный уже прародительскимъ вѣнцемъ, во всемъ величіи царской власти, смиренно преклоняется предъ престоломъ Царя царей и молится о ниспосланіи ему духа премудрости и разума. Въ этой глубоко трогательной молитвѣ колѣнопреклоненнаго Вѣнценосца находитъ величественное выраженіе свое глубокое и возвышенное ученіе православной церкви о Божественномъ происхожденіи царской власти. Слово Божіе учитъ насъ, что всякая власть, а тѣмъ болѣе царская, отъ Бога. Господьцарь всея земли (Псал. 2). Онъ владѣетъ царствомъ и ему же восхощетъ, дастъ е (Дан. 4, 29). Онъ даетъ державу и силу (Премудр. Солом. 4, 4). Онъ облекаетъ властью избранныхъ по сердцу своему. Мною, говоритъ Самъ Господь устами Премудраго, царіе царствуютъ и сильные пишутъ правду (Притч. Сол. 8, 15). Нѣтъ сомнѣнія, что этимъ именно возвышеннымъ ученіемъ слова Божія о царской власти бываетъ проникнуто сердце Государя въ ту священную минуту, когда, вмѣстѣ съ возложеніемъ на главу Его священнаго вѣнца предковъ, Онъ пріемлетъ на рамена свои тяжелое бремя самодержавной власти надъ обширнѣйшимъ въ мірѣ царствомъ русскимъ. Преклоняясь предъ престоломъ Царя царей, Онъ ввѣряетъ себя міродержавной Десницѣ Вышняго; обращаясь съ молитвою о ниспосланіи ему свыше Духа премудрости, Онъ возлагаетъ все упованіе свое на благодатную помощь свыше, безъ которой никакихъ человѣческихъ силъ не можетъ быть достаточно для выполненія обширныхъ и многотрудныхъ обязанностей царскаго служенія.

Что чувствуетъ въ эту минуту Государь, едва ли можно не только изобразить, но даже вообразить себѣ. Вотъ замѣчательныя слова одного изъ очевидцевъ вѣнчанія на царство въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Александровича: яснымъ, но дрожавшимъ отъ глубокаго волненія голосомъ, пишетъ онъ, прочелъ Монархъ слова молитвы: крупныя слезы умиленія катилисъ по ланитамъ Боговѣнчаннаго Государя, молившагося о ниспосланіи Ему высшей премудрости...

«Этотъ видъ колѣнопреклоненнаго, плачущаго и молящагося Государя произвелъ на всѣхъ присутствовавшихъ невыразимое, на всю жизнь не изгладимое, впечатлѣніе».

Да и могло ли быть иначе?! Кто изъ насъ, православные, могъ бы остаться равнодушнымъ зрителемъ этого величественно-трогательнаго моленія Государя? Кто не проникся бы чувствомъ благоговѣйнаго умиленія при видѣ колѣнопреклоненнаго Государя и не присоединился мысленно всѣмъ сердцемъ къ пламенной молитвѣ Его?!... Въ преклонившемъ колѣни Государѣ видится намъ колѣнопреклоненная Россія; въ молитвѣ Его слышится намъ молитва всей церкви православной.

Да послужитъ же этотъ высокій и трогателъный примѣръ глубоко благоговѣйнаго отношенія Государя къ своему великому призванію и служенію образцомъ для всѣхъ насъ. Да укрѣпитъ онъ въ умахъ и сердцахъ нашихъ то истинно-христіанское убѣжденіе, что на всякое общественное служеніе и на всякую дорогу жизни поставляемся мы не простыми случайностями рожденія и воспитанія, а по волѣ Божіей, безъ которой не совершается ничего ни въ мірѣ Божіемъ, ни въ жизни человѣческой; вамъ же, говоритъ Господь, и власи главніи вси изочтени суть. Да вразумитъ онъ тѣхъ изъ насъ, кто увлекался, или увлекается, или стоитъ на пути къ увлеченію тѣми модными, но не новыми ученіями, которыя отрицаютъ истину Божественнаго міроправленія вообще и Божественнаго происхожденія царской власти въ частности!

в) Въ тѣсной, внутренней и глубокой связи съ разсмотрѣннымъ моментомъ священнаго обряда стоитъ третій, заключительный моментъ этого величественнаго торжества, — когда святая церковь, какъ бы отвѣтствуя на моленіе Государя, совершаетъ надъ нимъ таинство мѵропомазанія, за которымъ слѣдуетъ причащеніе Св. Таинъ. Въ этотъ именно таинственный моментъ благодатію Духа Святаго запечатлѣвается и освящается наслѣдственное право Государя земли русской и въ то же время незримо, но несомнѣнно подаются Ему чрезвычайные благодатные дары, необходимые для этого высокаго, многотруднаго и многоотвѣтственнаго служенія. Самъ Господь установилъ это особое помазаніе для царей еще въ библейскія времена, одновременно съ учрежденіемъ царской власти въ іудейскомъ народѣ, — и при томъ не какъ внѣшній только символъ, или знакъ избранія, но именно какъ особенное священное дѣйствіе, чрезъ которое подается особая благодатная сила избраннымъ. «Нынѣ, сказалъ пророкъ Самуилъ первому помазаннику своему Саулу, — нынѣ твори вся, елико восхощетъ рука твоя, яко Господь съ тобою» (1 Царствъ 10, 17). О второмъ помазанникѣ своемъ Давидѣ тотъ же пророкъ говоритъ: и ношашеся Духъ Господень надъ Давидомъ, отъ того дне и потомъ (1 Цар. 13). Но если таково было дѣйствіе ветхозавѣтнаго помазанія, то можетъ ли быть сомнѣніе въ томъ, что въ христіанскомъ таинствѣ мѵропомазанія, совершаемомъ надъ Боговѣнчаннымъ Государемъ, подается сугубая благодать, умудряющая и укрѣпляющая Его на предлежащій Ему подвигъ царскаго служенія? Нѣтъ и быть не можетъ сомнѣнія, что именно здѣсь, чрезъ это таинственное помазаніе, наслѣдственно-законный Государь нашъ становится помазанникомъ Божіимъ; Особа Его становится священною и неприкосновенною; власть — безусловною, неограниченною, самодержавною.

Легко понять, сколько свѣтлыхъ мыслей и отрадныхъ чувствъ способно возбудить въ душѣ православнаго человѣка это священное дѣйствіе, внушающее ему, что судьбы отечества ввѣряются промысломъ Божіимъ не слабымъ силамъ человѣческимъ, а всесильнымъ благодатнымъ дарованіямъ Духа Святаго, источника и подателя всѣхъ благъ. Понятно само собою и то, какія обязанности налагаетъ на насъ это священнодѣйствіе, какъ относительно Особы Государя, такъ и относителъно власти Его. Если Государь помазанникъ Божій, то мы обязаны благоговѣть предъ священной Особой Его, какъ предъ орудіемъ и посредникомъ божественнаго міроправленія. Не прикасайтеся къ помазаннымъ Моимъ, говорить Господь; касаяйся Царя, касается зѣницы ока Господня, говоритъ пророкъ (Захар. 11, 8). Если дѣятельность Государя совершается подъ водительствомъ благодати Духа Святаго, то мы обязаны повиноваться волѣ Государя безусловно, помня, что противляяйся власти Его, Божію повелѣнію противляется (Римл. 13, 2).

III. Таково, братіе, значеніе воспоминаемаго нынѣ священнаго торжества! Такъ много возвышеннаго, свѣтлаго, отраднаго, трогательнаго и назидательнаго внушаетъ оно чувству православнаго, русскаго человѣка.

Принесемъ же отъ всего сердца благодареніе Господу за то, что Онъ призвалъ насъ къ бытію въ лонѣ православной церкви, благоволилъ намъ быть членами великаго народа русскаго и удостоилъ быть вѣрноподданными Благочестивѣйшаго Государя нашего. — А за тѣмъ, направимъ все вниманіе, всѣ усилія нашей воли на то, чтобы, по слову апостола, ходити достойно нашего званія (Ефес. гл. 4, ст. 1-й). (Извл. изъ журн. «Пастыр. Собесѣд.»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 365-368.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0