Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 33.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четырнадцатый день.

Поуч. 4-е. День коронованія Ихъ Императорскихъ Величествъ.

(Основанія неприкосновенности помазанниковъ Божіихъ).

Не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ (Псал. 104, 15).

Кто разумѣются подъ именемъ помазанныхъ?

Подъ именемъ помазанныхъ въ этомъ изреченіи первоначально разумѣются нѣкоторые начальники избраннаго Богомъ племени. Но такъ какъ то же имя помазанныхъ тѣмъ же словомъ Божіимъ усвоено предержащимъ властямъ, отъ Бога поставленнымъ, то мы не погрѣшимъ теперь, если, возведя умъ свой на небо, представимъ себѣ, что Царь царей и Господь господей, съ высочайшаго престола Своего, указуетъ на всѣхъ помазанныхъ отъ Него властителей и заповѣдуетъ всѣмъ подвластнымъ: не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ!

II. Не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ. Краткая заповѣдь, но премудро соединяющая въ себѣ съ требованіемъ повиновенія глубокое изъясненіе сего требованія и убѣжденіе къ послушанію! Не прикасайтеся властямъ предержащимъ, глаголетъ Вседержитель, ибо онѣ суть Мои; не прикасайтеся, ибо онѣ суть помазанныя отъ Меня.

а) Итакъ, одно изъ глубокихъ основаній неприкосновенности предержащихъ властей есть то, что онѣ суть Божіи. Нѣсть бо власть, какъ говоритъ апостолъ, аще не отъ Бога: сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. XIII, 1).

Если такимъ образомъ всякая верховная власть открыто, или сокровенно, исходитъ отъ Бога, и Ему принадлежитъ: то какъ дерзнуть прикасаться къ ней? Если мы требуемъ, чтобы наше произведеніе неприкосновенно было для другихъ, и наша собственность ненарушима: кто можетъ ненаказанно нарушить устроеніе и собственность Вседержителя?

б) Другое священное основаніе неприкосновенности предержащихъ властей есть то, что онѣ суть помазанные отъ Бога.

Достойно особаго примѣчанія, что слово Божіе именуетъ помазанными и такихъ земныхъ владыкъ, которые никогда не были освящены видимымъ помазаніемъ. Такъ Исаія, возвѣщая волю Божію о царѣ персидскомъ, говоритъ: сице глаголетъ Господь помазанному Своему Киру (Ис. ХLѴ, I); тогда какъ сей царь языческій еще и не родился, и родясь, не познаетъ Бога Израилева. Какимъ же образомъ сей самый Киръ, въ то же время, нареченъ помазаннымъ Божіимъ? Самъ Богъ изъясняетъ это, когда предрекаетъ о немъ чрезъ того же пророка: Азъ возставихъ его; сей созиждеть градъ Мой, и плѣненіе людей Моихъ возвратитъ (13). Проникни здѣсь, христіанинъ, въ глубокую тайну предержащей власти! Киръ есть царь языческій; Киръ не знаетъ истиннаго Бога: однако Киръ есть помазанникъ истиннаго Бога. Почему? Потому что , сотворивый грядущая (11), назначилъ его для исполненія судьбы Своей о возстановленіи избраннаго народа израильскаго; сею божественною мыслію, такъ сказать, помазалъ Духъ его еще прежде, нежели произвелъ его на свѣтъ: и Киръ, хотя не знаетъ, кѣмъ, и для чего помазанъ, движимый сокровеннымъ помазаніемъ, въ царствѣ языческомъ совершаетъ дѣло царствія Божія. Какъ могущественно помазаніе Божіе! Какъ величественъ помазанникъ Божій! Онъ есть живое орудіе Божіе; сила Божія исходитъ чрезъ него во вселенную, и движетъ большую или меньшую часть рода человѣческаго къ великой цѣли всеобщаго совершенствованія. Если таковъ можетъ быть даже невѣдущій Бога: не много ли выше священно величіе тѣхъ помазанниковъ, которые познали Помазавшаго ихъ, и пріяли даръ помазанія.

О таковыхъ сугубо священныхъ помазанникахъ, еслибы грозная заповѣдь не возвѣщала, благоговѣйная любовь сама собою чувствуетъ, что касаяйся ихъ, яко касаяйся въ зѣницу ока Господня (Зах. II, 8).

III. Храните же внимательно зѣницу ока Господня, не прикасайтеся помазаннымъ Его. Заповѣдь Господня не говоритъ: не возставайте противу предержащихъ властей. Ибо подвластные и сами могутъ понимать, что, разрушая власть, разрушаютъ весь составъ общества, и слѣдовательно разрушаютъ сами себя. Заповѣдь говоритъ: не прикасайтеся даже такъ, какъ прикасаются къ чему-либо безъ усилія, безъ намѣренія, по легкомыслію, по неосторожности, (Сост. попроп. Филарета, м. м.,т. II).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 364-365.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0