Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четырнадцатый день.

Поуч. 3-е. День вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича.

(О молитвѣ Церкви за Царя въ день вѣнчанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора).

II. Между прошеніями о помазанникѣ Божіемъ, возносимыми церковію въ настоящій день, наиболѣе останавливаетъ на себѣ вниманіе по своей знаменательности сіе прошеніе: «Неисчетный въ милости, Боже нашъ! Подаждь рабу Твоему благочестивѣйшему Государю нашему благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову къ славѣ имени Твоего», то есть святая церковь испрашиваетъ у небеснаго Царя царей православному царю нашему всѣ тѣ лучшія качества, которыя украшали правителей избраннаго Богомъ народа израильскаго.

а) Обратите вниманіе на первое качество: благопоспѣшество Моисея. Моисей извелъ народъ свой изъ земли египетской, не проливъ ни одной капли крови его, такъ благопоспѣшно, что навелъ страхъ на окрестные народы. Отъ чего зависѣло благопоспѣшество его въ столь великомъ дѣлѣ? Отъ непосредственнаго, явнаго содѣйствія Божія во многихъ знаменіяхъ и чудесахъ. Посему всю славу сего великаго дѣла онъ единственно приписывалъ Всевышнему; тѣмъ не менѣе имя Моисея, какъ достойнаго посредника между Богомъ и Его народомъ, навсегда останется великимъ.

Моисей, изведши народъ свой изъ земли египетской, не только довелъ его до земли, текущей медомъ и млекомъ, но даровалъ ему новые законы, учредилъ для него и наилучшее управленіе, какъ залогъ будущаго благоденствія.

Итакъ благопоспѣшество Моисея зависѣло главнымъ образомъ отъ непосредственной помощи Божественной.

б) Другое качество, которое церковь испрашиваетъ у Бога въ молитвѣ царямъ православнымъ, есть мужество Давидово. Во дни самой ранней юности помазанный святымъ Самуиломъ на царство Давидъ являетъ необыкновенные подвиги мужества и великодушія; съ одною слабою пращею, но твердою вѣрою выходитъ противъ гордаго исполина филистимскаго и, поразивъ его, обращаетъ въ бѣгство полки иноплеменниковъ; затѣмъ избіеніемъ двухсотъ филистимлянъ пріобрѣтаетъ руку дочери царевой; преслѣдуемый многократно завидующимъ Сауломъ щадитъ своего врага, хотя неоднократно представлялась возможность лишить его жизни; вступивъ по смерти его на престолъ, беретъ неприступную крѣпость Сіонъ, покоряетъ всѣ сосѣдніе народы, евреямъ враждебные, и распространяетъ царство израильское до естественныхъ его предѣловъ, такъ что послѣ него оно уже болѣе и не распространялось. Однажды во время борьбы со врагами мужество его подвергло жизнь его столь великой опасности, что самые неустрашимые сподвижники царственнаго героя закляли его не ходить болѣе на войну, дабы не угасъ свѣтильникъ Израиля (2 Цар. XXI, 17).

Гдѣ источникъ столь необычайнаго мужества во браняхъ? Въ Богѣ и благочестіи. Господь твердыня моя, и крѣпость моя, и избавитель мой, такъ воспѣлъ святой Давидъ въ день, когда Господь избавилъ его отъ руки всѣхъ враговъ его. Господь мой, скала моя, на Него я уповаю; щитъ мой, рогъ спасенія моего! Спаситель мой, отъ бѣдъ Ты избавилъ меня... Избавилъ меня оте врага моего сильнаго, отъ ненавидящихъ меня (2 Цар. XXII). Поистинѣ, это былъ благочестивѣйшій изъ царей земныхъ. Среди частыхъ браней съ врагами внѣшними, среди постоянныхъ заботъ объ устройствѣ внѣшняго благосостоянія своего народа, онъ находилъ довольно времени на дѣла благочестія: съ великимъ торжествомъ перенесъ онъ ковчегъ завѣта изъ Гаваона въ Іерусалимъ и повелѣлъ исчислить всѣхъ лицъ, посвященныхъ Богу израилеву и служащихъ скиніи. Царь Давидъ распредѣлилъ священнослужителей по чредамъ для служенія ихъ при св. скиніи; зная, сколь великое вліяніе производитъ на души молящихся стройное пѣніе во время богослуженія, онъ отдѣлилъ 4 тысячи левитовъ для прославленія Господа и самъ составлялъ и исполнялъ съ ними священныя пѣсни. Исполненный Духа Божія, святой царь и вмѣстѣ пророкъ искалъ совѣтовъ у другихъ пророковъ Божіихъ, съ пророкомъ Наѳаномъ совѣщался о построеніи величественнаго храма Іеговѣ Богу израилеву, составилъ планъ его и, собравъ множество драгоцѣннаго матеріала для построенія его, все сіе передалъ сыну своему Соломону.

в) Третье качество, которое святая церковь испрашиваетъ у Бога царямъ православнымъ, есть премудрость Соломонова.

Вступивъ на престолъ по смерти отца своего, Соломонъ просилъ у Бога мудрости для управленія многочисленнымъ народомъ. Богъ одобрилъ его прошеніе и излилъ на него въ необычайномъ изобиліи Духа премудрости.

Мудрый Соломонъ прославилъ еще себя построеніемъ необыкновеннаго по богатству и великолѣпію храма истинному Богу въ Іерусалимѣ, при содѣйствіи союзнаго царя тирскаго Хирама. При помощи сего же царя онъ создалъ торговый флотъ, который привозилъ изъ отдаленныхъ странъ лучшее золото и рѣдкія произведенія земли. И превзошелъ царь Соломонъ всѣхъ царей земли богатствомъ своимъ и мудростію своею, и цари земли искали видѣть Соломона, дабы послушать мудрости его.

Но едва только вступилъ на престолъ сынъ его, царство его распалось. Прошло еще четыре года, и царь египетскій опустошилъ землю іудину, унесъ сокровища Іерусалима и вмѣсто золота явилась въ немъ мѣдь. Затѣмъ междоусобныя войны, новыя нападенія враговъ, плѣнъ и разсѣяніе. Гдѣ причина паденія столь внезапнаго? Внезапно было паденіе царства еврейскаго для другихъ, но оно было предсказано Богомъ еще Соломону. — Соломонъ во второй періодъ своего царствованія охладѣлъ сердцемъ къ Богу израилеву, въ самомъ Іерусалимѣ построилъ капища богамъ языческимъ и даже самъ приносилъ имъ жертвы.

Посему-то святая Церковь, испрашивая у Бога православнымъ царямъ благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову, богомудро заключаетъ свое прошеніе словами: къ славѣ имени Твоего: въ противномъ случаѣ они будутъ безполезны.

III. Неисчетный въ милости Боже нашъ! Подаждь рабу Твоему благочестивѣйшему Государю нашему Императору Николаю Александровичу благопоспѣшество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову къ славѣ имени Твоего. Аминь. (Сост. по кн. «Слова и рѣчи» Сергія, архіеп. владимірскаго и сузд.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 363-364.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0