Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четырнадцатый день.

Поуч. 2-е. Святой мученикъ Исидоръ.

(Черты истиннаго исповѣдника Христова).

II. Въ день, посвященный памяти мужественнаго исповѣдника св. вѣры христіанской, мученика Исидора, разсмотримъ, братія, тѣ признаки и свойства, по которымъ безошибочно можно узнать истинныхъ исповѣдниковъ Христовыхъ.

а) Православное исповѣданіе, собственно говоря, есть не что иное, какъ сердечное принятіе и открытое засвидѣтельствованіе истинъ слова Божія. По этому опредѣленію исповѣданія, мы удобно можемъ познать и прямаго исповѣдника Христова. Кто слово Божіе признаетъ и пріемлетъ за правило своей жизни, за зерцало своихъ дѣяній и за источникъ Божія къ себѣ милосердія: тотъ по справедливости можетъ назваться прямымъ исповѣдникомъ Христовымъ.

Таковы были всѣ богоносные свѣтильники церкви, которые, предпочитая слово Божіе злату, и сребру, и каменію драгоцѣнному, и паче меда устомъ своимъ (Псал. 118, 103), съ такимъ плодоносіемъ упражнялись въ поученіи онаго, что не только съ избыткомъ насыщали себя этою духовною пищею, но и множество другихъ питая ею, содѣлали ихъ истинными исповѣдниками Христовыми. Но не таковъ отвергшійся отъ Христа безбожникъ, который посмѣевается слову Божію; не таковъ слѣпой обожатель природы, который, измѣряя глубину Откровенія естественными законами, нищету ума своего противопоставляетъ богатству разума Божія; не таковы были и суть развратные толкователи Божественнаго писанія, которые, дѣлая насиліе истинному его смыслу и содержанію, даже до днесь раздираютъ Христову церковь. Всѣ таковые, отвергающіе истины слова Божія, отвергаются Самого Христа. Сколь же они отличны отъ исповѣдниковъ Христовыхъ, всякому очевидно.

б) Другая черта прямаго исповѣдника Христова, непосредственно соединяющаяся съ первою, — состоить въ благоговѣйномъ принятіи и наблюденіи преданій церкви, кои или явно заключаются въ св. писаніи, или выводятся изъ него чрезъ правильное заключеніе, или изобрѣтены для благолѣпія храма Божія. Такъ, начало употребленія въ церкви Христовой св. иконъ мы имѣемъ въ украшеніи скиніи, гдѣ Богъ повелѣваетъ Моисею изваяти изъ злата двухъ херувимовъ и поставить по обѣимъ сторонамъ очистилища, а другихъ херувимовъ сотворить дѣломъ тканымъ (Исход. 25, 18, 26, 31) на завѣсахъ и бокахъ скиніи. Отсюда же непосредственно слѣдуетъ и поклоненіе иконамъ, и почитаніе ихъ. Ибо ежели Богъ благоволилъ быть познанъ Моисею и возглаголать къ Нему чрезъ изваянныхъ оныхъ херувимовъ: то не паче ли благоволитъ познанъ быть въ созерцаемомъ нами Своемъ изображеніи и благодатно возглаголать къ намъ? То же разумѣть должно объ иконѣ преблагословенныя и пречистыя Дѣвы Богоматери, и объ иконахъ друговъ Божіихъ, молитвами своими намъ споспѣшествующихъ, и къ подражанію своей святости насъ возбуждающихъ, также о возжигаемыхъ свѣтильникахъ, о куреніи ѳиміама, и о сооруженіи утварей церковныхъ, о троеперстномъ сложеніи и о прочемъ. Все это весьма нужно и полезно для соблюденія единства въ прославленіи Бога и почтеніи св. Божіихъ человѣковъ, узаконившихъ сіе, и наконецъ для различія между прямыми сынами церкви и между отступниками отъ ея.

Итакъ, по принятію или отверженію церковныхъ преданій весьма отличаются отъ исповѣдниковъ Христовыхъ тѣ, которые или не чтятъ св. иконъ, или чтятъ, боготворя вещественность ихъ; кои вмѣсто изображаемой, въ сложеніи трехъ большихъ перстовъ, Св. Троицы, слагаютъ оные на еретическое раздѣленіе личнаго во Христѣ единства; кои, не пріемля призванныхъ отъ Бога пастырей и гнушаясь апостольскими преемниками, желаютъ быть или пасомыми падшими подъ клятву, или избѣгающими строгости правосудія іереями, или дерзновенно возложившими на себя эту высокую должность простолюдинами. Ей! всѣ таковые не суть чада церкви, слѣдовательно не суть и истинные исповѣдники Христовы. Но мы, оставя ихъ судьбамъ Божіимъ, продолжимъ слово наше объ истинныхъ исповѣдникахъ Христовыхъ.

в) Такъ какъ успѣхъ всякаго дѣла познается изъ своего окончанія: то и истинные исповѣдники Христовы, дабы быть совершенно таковыми до самой кончины жизни своей, непоколебимы пребываютъ въ исповѣданіи своемъ въ засвидѣтельствованіе же сего постоянства своего, терпѣливо переносятъ несчастія, побѣждаютъ самихъ себя, противостоятъ искушеніямъ и самую смерть ни во что вмѣняютъ, только бы не быть отлученными отъ исповѣдуемаго ими Христа. Эта черта исповѣдника Христова столь ему собственна и неотъемлема, что не только явно отвергшіеся отъ Христа, но даже никто изъ христіанъ, сколько нибудь сомнѣвающійся и малодушествующій въ вѣрѣ не можетъ себѣ предвосхитить ея. Кто почтетъ безопаснымъ того мореходца, котораго судно посреди волненія бурнаго колеблется и возметается, и который не только потрясенъ отъ страха, но и лишенъ всѣхъ чувствъ? Кто въ подвигѣ борьбы можетъ хвалиться побѣдою, когда хитрый сподвижникъ его успѣлъ уже поколебать стопы его? Вѣренъ ли тотъ своему государю, который, ослѣпившись богатыми дарами непріятеля, намѣревается предать ему свое отечество? Великодушенъ ли тотъ, который, увидѣвъ смерть, не только теряетъ крѣпость души своей, но и, подобно робкимъ младенцамъ, зашищается отъ нея только жалостнымъ воплемъ? Всѣ эти подобія изображаютъ подвигъ нашего исповѣданія.

Но увы, немощи человѣческія! Не всякій ли изъ насъ сознается, что душа наша нерѣдко сѣется грѣховными сомнѣніями, какъ пшеница, гдѣ плевелы зловредныхъ помысловъ, поднявшись на нѣсколько времени вверхъ, опять ниспадаютъ и смѣшиваются съ чистою пшеницею! Сколь часто торжествуетъ надъ нами міръ сей, износя изъ нѣдръ своихъ сокровища, и наводнивъ ими, какъ потопною водою, сердце наше, — погашаетъ огнь любви ко Христу! Сколь часто буйныя страсти свергаютъ нашъ разумъ съ его престола, и для удовлетворенія своимъ прихотямъ заставляютъ забыть и долгъ христіанина, и Самого Творца! Сколь часто несчастія, опершись ужасною своею тяжестію на храмину души нашей, угрожаютъ ей конечнымъ истребленіемъ вѣры! Сколь часто соблазны и ухищренія, угрозы и ласкательства міра отторгаютъ насъ отъ Христа! Сколь же необходимъ намъ послѣ сего мечъ глагола Божія, щитъ вѣры и сила благодати Божіей, дабы, низложивъ враговъ нашихъ, содѣлаться намъ истинными исповѣдниками Христовыми...?

III. Всемогущій Христе Іисусе! Мы, подъ Твоимъ знаменіемъ воинствуя въ жизни сей, отъ Тебя же и просимъ благовременныя помощи, да не оскудѣетъ наша въ Тебя вѣра, да бывъ облечены Твоею благодатію свыше, до послѣдняго нашего издыханія дерзновенно исповѣмы Тя Бога нашего предъ человѣки, да тако и Ты насъ истинныхъ исповѣдниковъ Твоихъ исповѣси предъ Отцемъ Твоимъ, Иже на небесѣхъ. Аминь. (Сост. по «Собр. словъ, бесѣдъ и рѣчей» Арсенія, митр. кіевск., ч. II, изд. 1874 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 361-363.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0