Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Четырнадцатый день.

Поуч. 1-е. Преп. Серапіонъ.

(О средствахъ, пробуждающихъ любовь къ ближнимъ).

Увидѣвъ однажды въ Александріи нищаго, дрожащаго отъ холода, Серапіонъ сказалъ себѣ: «какой же я монахъ, когда имѣю достаточную одежду, а этотъ мірянинъ не имѣетъ», — и отдалъ ему свою одежду. Увидѣвъ затѣмъ другого нищаго, просившаго милостыню, Серапіонъ отдадъ ему свое евангеліе. Когда преподобнаго спросили, гдѣ его евангеліе и одежда, онъ отвѣчалъ: «евангеліе мнѣ говорило: отдай имѣніе свое нищимъ, — и я отдалъ его; а одежду я отдалъ Тому, Кто дастъ мнѣ вмѣсто нея гораздо лучшую».

Самую же большую пользу ближнимъ Серапіонъ видѣлъ въ обращеніи ихъ къ Богу. Для этого дѣла онъ не щадилъ ничего; въ жертву ему онъ приносилъ даже свою свободу. Такъ однажды онъ продалъ себя въ рабство язычнику, и своею жизнью и увѣщаніями такъ подѣйствовалъ на него, что язычникъ со всѣмъ своимъ семействомъ обратился ко Христу. Въ другой разъ онъ нанялся въ служители къ градоначальнику, державшемуся ереси, служилъ ему два года и сумѣлъ убѣдить его примѣромъ и наставленіемъ къ православію.

Преподобный Серапіонъ скончался въ египетской пустынѣ, достигнувъ глубокой старости.

II. Читая жизнеописаніе препод. Серапіона, отличавшагося пламенною любовію къ ближнимъ, мы невольно спрашиваемъ себя: какими средствами можно пробуждать и у себя такую любовь къ людямъ, такое горячее состраданіе къ ихъ бѣдности и несчастію, какое было въ сердцѣ препод. Серапіона?

а) Первое средство, могущее пробуждать любовь къ ближнимъ, есть самопринужденіе. Положимъ, что ты не можешь пылать сердечною любовію къ ближнему, но ты можешь учтиво съ нимъ обращаться, благосклонно говорить, войти въ его нужды, выслушать терпѣливо его объясненія, предложить ему совѣтъ, по крайней мѣрѣ, можешь пожелать ему добра. Начинай съ этого дѣло важной науки любить ближнихъ, принуждай себя къ великодушному обхожденію съ ближними нелюбимыми тобою, и ты мало по малу увидишь въ себѣ перемѣну жесткаго сердца на мягкое, почувствуешь вмѣсто холодности и отвращенія къ ближнимъ, если не любовь, по крайней мѣрѣ, предрасположеніе къ любви. Дальнѣйшія дѣла могутъ возбудить въ тебѣ высшія, восхитительныя, благодатныя чувствованія, и — ты, увлекаемый таковыми пріятными для природы нашей впечатлѣніями, можешь сдѣлаться снисходительнымъ, ласковымъ, радушнымъ, словомъ: любовнымъ къ ближнему, чувствующимъ на опытѣ себя способнымъ исполнить святую заповѣдь Божію: возлюбиши ближняго своего, яко самъ себе.

б) Если же самопринужденіе, о которомъ мы говорили, окажется недостаточнымъ къ пробужденію въ насъ любви къ ближнимъ, то съ пользою, для успѣха въ этомъ дѣлѣ, можно употребить другое средство, а именно болѣе частое чтеніе жизнеописанія такихъ людей, которые отличались любовію къ ближнимъ. Примѣры сильно дѣйствуютъ на нашу душу. Можетъ быть, мы, читая или слушая жизнеописаніе людей, оставившихъ по себѣ память любви къ ближнимъ, постигнемъ цѣну любви, почувствуемъ сладость благъ, происходящихъ отъ человѣколюбія, и тѣмъ возбудимъ въ себѣ соревнованіе и желаніе подражать людямъ, отличавшимся любовію къ ближнимъ.

в) На этомъ же основаніи, полезно еще для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ сближаться съ тѣми людьми, которые отличаются человѣколюбіемъ, состраданіемъ, милосердіемъ, словомъ — любовію къ ближнимъ. Близкій живой примѣръ сильнѣе отдаленнаго, мертваго. Съ какимъ человѣкомъ обращаемся, таковыми можемъ нечувствительно и сами сдѣлаться. Оттого у человѣколюбивыхъ родителей не рѣдко бываютъ дѣти человѣколюбивыя. Того же можно ожидать и каждому человѣку, сближающемуся съ человѣколюбивыми людьми, для пробужденія въ себѣ любви къ ближнимъ.

г) Но если бы ни самопринужденіе къ любви, ни примѣры человѣколюбія не пробудили въ насъ любви къ ближнимъ, въ такомъ случаѣ надобно употребить наидѣйствительнѣйшее средство къ возбужденію въ себѣ любви къ ближнимъ. Это средство есть молитва. Просите и дастся вамъ (Матѳ. 7, 7), говоритъ I. Христосъ. На этомъ основаніи просите, неимѣющіе любви, и дастся вамъ любовь. Просите, ничтоже сумняся (Іак. 1, 6), и получите желаемое. Богъ велитъ намъ имѣть любовь къ ближнимъ и потому, нѣтъ сомнѣнія, что Онъ просящимъ у него любви дастъ любовь, какъ дѣло согласное съ святою Его волею. Правда, можетъ быть, Богъ по Своей неизреченной премудрости, не вдругъ ниспошлетъ намъ желаемое, дабы мы не возгордились силою нашей молитвы; но если мы, со смиреніемъ и съ терпѣніемъ, будемъ толцать въ двери милосердія Божія, будемъ просить любви, то рано или поздно непремѣнно сбудется надъ нами слово евангельское: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется (Матѳ. 7, 7).

III. По молитвамъ препод. Серапіона, да даруетъ намъ Господь, не хотящій намъ погибели, но ищущій нашего спасенія, благодѣтельную любовь къ ближнимъ. (Сост. по Ч.-М. и кн. «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е 1853 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 359-361.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0