Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Тринадцатый день.

Св. мученица Гликерія.

(О томъ, какъ должно молиться).

Явясь на немъ и вставъ на возвышенное мѣсто, чтобы народъ могъ видѣть ее, Гликерія открыла свое лице, и всѣ увидѣли начертанное у нея на лбу знаменіе креста.

— Господи! — воззвала она, воздѣвъ руки къ небу, — Ты, Который явился отрокамъ въ печи Вавилонской и избавилъ ихъ отъ огня, и заградилъ уста львамъ, и показалъ побѣдителемъ раба Твоего Даніила, І. Христосъ, Агнецъ Божій, пріиди въ помощь рабѣ Твоей! Сокруши этого идола, разори жертвоприношенія ему...

Внезапный громъ раздался въ отзывъ на вѣру молящейся... Каменный идолъ упалъ и разбился на мелкія части... Жрецы пришли въ негодованіе, народъ въ ярости началъ бросать каменьями въ христіанку, но камни не долетали до нея и образовали груду вокругъ... Не признавая въ этомъ чудной силы Божіей, язычники кричали, что это — волшебство... Гликерію приказано было отвести въ темницу.

Не замедлили испытанія и истязанія сокрушившей идоловъ помощію Божіею; но не преодолѣли они чудную мощь подвига ради Христа...

Послѣ страшныхъ истязаній Гликерія была снова брошена въ темницу. Лаодикій, сторожъ тюремный, пораженный ея терпѣніемъ въ мукахъ, увѣровалъ во Христа. Онъ немедленно былъ осужденъ на усѣченіе мечемъ.

Вскорѣ затѣмъ, послѣ различныхъ мукъ, мирно, среди молитвы предала душу свою Богу и Гликерія. Епископъ Дометій предалъ погребенію останки мученицы на живописномъ мѣстѣ за городомъ.

II. Св. муч. Гликерія, молитвою сокрушившая идола для прославленія имени Божія, учитъ насъ, братія, той истинѣ, что молитва есть великое и священное дѣло, которое должно совершать, во-первыхъ, со вниманіемъ, во-вторыхъ, со смиреніемъ, въ-третьихъ, съ вѣрою и твердою надеждою получить просимое, какъ надѣялась на помощь Божію и получила ее св. Гликерія.

а) Должно молиться со вниманіемъ. Невнимательность въ разговорѣ есть знакъ недостатка уваженія къ тому, съ кѣмъ бесѣдуемъ. Напротивъ, гдѣ искреннее уваженіе, гдѣ благоговѣніе къ лицу, съ которымъ разговариваемъ, тамъ вниманіе къ разговору и сильное, и охотное. Послѣ сего очевидно, почему должно молиться со вниманіемъ. Этого требуетъ величіе Божіе, этого требуетъ наша обязанность быть благоговѣйными предъ Богомъ.

Кому изъ молящихся не извѣстно, какъ трудно при молитвѣ удержать мысли отъ разсѣянности? Не смотря на эту трудность, непремѣнно при молитвѣ должно быть внимательными. Вотъ нѣкоторыя къ сему средства: 1) Надобно помнить, что невнимательною молитвою мы не умилостивляемъ Бога, а прогнѣвляемъ, и сверхъ сего радуемъ сатану, противника Божія и нашего. 2) Не должно выпускать изъ мыслей, что мы, стоя на молитвѣ, стоимъ съ ангелами, архангелами, херувимами, серафимами, и съ Богомъ бесѣдуемъ, какъ замѣчаетъ св. Златоустъ. 3) При каждомъ уклоненіи мысли отъ молитвы, тотчасъ должно возвращать ее къ молитвѣ, раскаяваться предъ Богомъ и просить у Него помощи, да укрѣпитъ умъ нашъ во вниманіи къ молитвѣ.

б) Впрочемъ одного вниманія къ молитвѣ не довольно. Нужно къ вниманію присоединить смиреніе. Безъ смиренія и внимательная молитва гнусна предъ Богомъ. Безъ смиренія приступать къ Богу есть знакъ невѣжества и дерзости. Безъ смиренія войти во внутренній храмъ молитвы есть то же, что войти въ чертогъ царя въ наготѣ, въ грязи, съ небрежностію. Такъ можно только раздражить Господа. Напротивъ, смиреніе привлекаетъ благоволеніе Божіе. Оно покрываетъ наши грѣхи и дѣлаетъ насъ не отвратительными для Бога, при всѣхъ нашихъ мерзостяхъ. Самъ Богъ свидѣтельствуетъ, что Онъ внимаетъ только смиреннымъ. На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словесъ Моихъ (Исаія 66, 2). Вспомнимъ притчу о мытарѣ и фарисеѣ: и мы убѣдимся, что смиреніе привлекаетъ къ себѣ благоволеніе Божіе. Фарисей моляся говорилъ: Боже! благодарю Тебя, что я не таковъ какъ прочіе человѣки, грабители, обидчики, прелюбодѣи, или какъ сей мытарь. Я пощусь два раза въ недѣлю, даю десятую часть отъ всего, что пріобрѣтаю. Мытарь же смиренный не смѣлъ и очей своихъ вознести къ небу, а говорилъ только: Боже! милостивъ буди мнѣ грѣшному! (Лук. 18, 11, 13). Какія же послѣдствія гордости фарисеевой, и смиренія мытарева? Фарисей остался посрамленъ, а мытарь оправданъ.

Спросите: какъ же пріобрѣсти сіе смиреніе? Для этого должно войти въ себя, усмотрѣть и почувствовать, что мы грѣшники, достойные отвращенія Божескаго и человѣческаго, что мы, по душѣ, и наги, и слѣпы, и нищи, и слабы, и гнусны. Но если эти мысли о нашемъ ничтожествѣ и о величіи Божіемъ не смиряютъ насъ; то должно просить у Господа смиренія. Онъ знаетъ, какъ смирить нашу гордость.

в) Сверхъ сего, къ смиренію въ молитвѣ должно еще присоединить несомнѣнную увѣренность въ томъ, что Богъ можетъ сдѣлать то, о чемъ просимъ. Несомнѣнное упованіе получить отъ Бога просимое есть знакъ нашего сердечнаго удостовѣренія въ томъ, что Богъ слышитъ наши молитвы, что въ Его всемогуществѣ и благости дать намъ просимое, а такое удостовѣреніе, предъ очами Божіими, многоцѣнно. Это значитъ имѣть вѣру твердую, твердая же вѣра дѣйствительна къ полученію просимаго. І. Христосъ говоритъ: вся елика аще молящеся просите, вѣруйте, яко пріемлете: и будетъ вамъ. (Марк. 11, 24). Такъ Всевышнему угодно, чтобы вѣра и надежда несомнѣнная на Него не оставалась безплодною и посрамленною. Кто вѣрова Господеви, и постыдѣся? (Пр. Сир. 2, 10), говоритъ слово Божіе, т. е. кто съ упованіемъ несомнѣннымъ просилъ отъ Господа и не получилъ просимаго? Пророкъ Давидъ просилъ избавленія отъ враговъ, и получилъ. Езекія просилъ выздоровленія отъ болѣзни, и получилъ. Илія просилъ дождя, и получилъ.

Но само собою разумѣется, чтобы вѣрованіе въ полученіе просимаго было не безплодно, просимое должно быть согласно съ волею Божіею и не относилось бы къ нашей погибели. Есть также случаи, что ни смиреніе, ни вѣра не сильны умолить Бога, подать намъ просимое. Подобные случаи объясняетъ апостолъ Іаковъ: просите, говоритъ, и не пріемлите, зане злѣ просите, да въ сластехъ вашихъ иждивете.

III. Будемъ, возлюбленные братіе, молиться Богу со вниманіемъ, смиреніемъ, съ вѣрою, съ выборомъ для молитвы предметовъ, достойныхъ Бога. Таковая молитва и Господу будетъ пріятна, и для насъ спасительна. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и «Сл. и рѣч.» Іакова, архіеп. нижегор. и арзам., т. 1).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 358-359.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0