Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Двѣнадцатый день.

Поуч. 2-е. Св. Германъ Константинопольскій.

(Почитать св. иконы необходимо).

II. Св. Германъ оставилъ много сочиненій, изъ которыхъ особенно важны три посланія въ защиту св. иконъ. Въ нихъ онъ, между прочимъ, защищаетъ иконопочитаніе указаніемъ на древнія изображенія Іисуса Христа, на нерукотворенный образъ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающіяся при иконахъ, доказывая этими примѣрами какъ древность иконопочитанія въ церкви, такъ и ту пользу, которую получаютъ отъ иконъ вѣрующіе. Объ этомъ будетъ и наше слово.

а) Безумцы, возстающіе противъ почитанія святыхъ иконъ, дерзаютъ называть православныхъ христіанъ идолопоклонниками, а святыя иконы идолами. Какое нечестіе и безуміе! — Что такое икона? — Образъ или икона есть изображеніе и подобіе истинной вещи, которая есть, или была, или будетъ. Напримѣръ, Святая Троица изображается въ лицахъ трехъ ангеловъ: это было на самомъ дѣлѣ, когда три ангела явились Аврааму у дуба Мамврійскаго. Изображается Богъ Отецъ въ видѣ нѣкоего пречестнаго старца: и то было на самомъ дѣлѣ, когда пророкъ Даніилъ и пророкъ Исаія видѣли Ветхаго деньми, сѣдящаго на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, и серафими окрестъ Его (Дан. 7, 9. Ис. 6, 1). Изображается Богъ Сынъ, на земли рожденный и съ человѣки пожившій, страдавшій и погребенный, и воскресшій въ третій день по писаніемъ, и возшедшій на небеса, и сѣдящій одесную Отца, и паки грядущій со славою судити живымъ и мертвымъ: и это было на самомъ дѣлѣ, и есть, и будетъ. Изображается Духъ Святый въ видѣ голубя: и то было на самомъ дѣлѣ, когда Духъ Святый явился въ видѣ голубиномъ. Также надобно разсуждать и о прочихъ иконахъ, которыя всегда согласны съ своими первообразами и служатъ изображеніемъ и подобіемъ вещей истинныхъ. А что такое идолъ? — Изображеніе прелести. Ибо вси бози языкъ бѣсове: Господь же нашъ небеса и землю сотвори (Псал. 99, 5). Послѣ сего, кто дерзнетъ нарицать святыя иконы идолами? Не слышите ли страшнаго грома, исходящаго отъ седьмаго вселенскаго собора, какъ бы отъ облака превознесеннаго, и во всеуслышаніе гремящаго: «иконы святыя глаголющимъ быти идолами: анаѳема, анаѳема, анаѳема».

б) Но обратимся къ священному писанію и оттуда почерпнемъ доказательства истины.

Въ писаніи говорится, что Господь Богъ заповѣдалъ Моѵсею сотворить образъ двухъ херувимовъ златыхъ и поставить ихъ на кивотѣ Господнемъ. Посему кланявшіеся кивоту Господню кланялись и херувимамъ, стоявшимъ на кивотѣ, но не были посему идолопоклонниками, а, напротивъ, людьми избранными, Божіими.

Въ писаніи также говорится о мѣдномъ зміѣ, который вознесенъ былъ на древо Моѵсеемъ и врачевалъ всѣхъ поклонявшихся ему и взиравшихъ на него. Сей змій, вознесенный Моѵсеемъ на древо, былъ образомъ Самаго Христа Спасителя нашего, распятаго на древѣ, какъ Онъ и Самъ о Себѣ свидѣтельствуетъ: якоже Моѵсей вознесе змію въ пустыни: тако подобаетъ вознестися Сыну человѣческому (Іоан. 3, 14).

Въ преданіяхъ церковныхъ говорится, что Самъ Христосъ Спаситель нашъ, изобразивши пречистый ликъ Свой на плащаницѣ, послалъ его болящему царю Авгарю, который хотѣлъ видѣть Іисуса Христа и отъ Него получить исцѣленіе. Сей образъ мы называемъ Нерукотвореннымъ.

По глаголу св. апостола Павла, Христосъ Спаситель нашъ нарицается образомъ Отца превѣчнаго, сый сіяніе славы Отчія и образъ Ѵпостаси Его (Евр. 1, 3).

Въ писаніи и человѣкъ нарицается образомъ Божіимъ, по реченію Божію: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію (Быт. 1, 26). Почто же дерзаютъ уничижать св. образы Божіи?

в) Послушаемъ, какъ св. отцы наши разсуждали о честныхъ иконахъ церкви.

Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ, что почесть образа возвращается на первообразное, и кто кланяется образу, тотъ покланяется изображенному на немъ, кто почитаетъ образъ, тотъ почитаетъ изображеннаго на немъ. Тоже самое говорятъ и всѣ отцы святые и весь пречестный соборъ ихъ. Симъ разсужденіемъ побѣдилъ иконоборцевъ Стефанъ святый, пострадавшій за святыя иконы, какъ говорится въ его житіи. Приводятъ его предъ самаго начальника иконоборцевъ, злочестиваго Льва Исавра, который повелѣваетъ ему попрать ногами икону Спасителеву. Что же творитъ мужъ святый? — Потребовалъ кинсонную златницу и спросилъ: чей это образъ и написаніе? Когда отвѣчали ему, что — кесаревъ, то онъ, ударивъ златницу о землю, началъ попирать ее ногами и плевать на образъ кесаревъ, изображенный на златницѣ, предъ лицемъ самаго кесаря. Смотря на это, разгнѣвался царь и всѣ его старѣйшины; а святый мужъ сказалъ съ дерзновеніемъ: вотъ каково сужденіе ваше, безумные! Гнѣваетесь, что я попралъ образъ земного царя вашего, который есть прахъ и пепелъ; какъ же не будетъ гнѣваться Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, Котораго образъ вы попираете ногами вашими!

г) Въ заповѣдяхъ Господнихъ написано: не сотвориши себѣ кумира, ни всякаго подобія елика на небеси горѣ, и елика на земли низу, и елика въ водахъ и подъ землею, да не поклонишися имъ, и да не послужиши имъ. Прелыцаются тѣ, кои поклоненіе честнымъ иконамъ почитаютъ нарушеніемъ заповѣди Господней. Ибо заповѣдь та: не сотвориши себѣ кумира и пр. направлена не противъ иконъ, но противъ идоловъ. Видѣлъ всевѣдущій Богъ, что іудеи имѣютъ большую склонность къ идолопоклонству: смѣсишася бо съ языки, и навыкоша дѣломъ ихъ, и поработаша истуканнымъ ихъ, и сотвориша тельца въ Хоривѣ, и поклонишася истуканнымъ, и измѣниша славу Божію въ подобіе тельца, ядущаго траву (Псал. 105). Видѣлъ сіе Господь Богъ, и далъ имъ чрезъ Моѵсея заповѣди, которыя такъ начинаются: Азь есмь Господь Богъ твой, изведый тя отъ земли Египетскія: не будутъ тебѣ иніи бози развѣ Мене. Не сотвориши себѣ кумира и пр. (Втор. 5, 6—8). Не исполняемъ ли и мы сихъ заповѣдей Господнихъ; имѣемъ ли иныхъ боговъ, развѣ Бога, изведшаго израильтянъ изъ земли египетской, а насъ изъ работы діавольской; творимъ ли себѣ кумировъ, вмѣсто Бога? — Если мы имѣемъ и почитаемъ иконы, то мы не имѣемъ ихъ за боговъ, и имъ самимъ, отдѣльно отъ ихъ первообразнаго, не кланяемся и не воздаемъ божеской чести.

III. Но нѣтъ нужды препираться намъ съ людьми нечестивыми: церкви святой врата адова не одолѣютъ. Церковь есть столпъ и утвержденіе истины. Съ нею мы, чада ея, купно со всѣми святыми отцами, свѣтилами вселенскими, всѣ единогласно глаголемъ и кровію нашею готовы подтвердить: пречистому твоему образу покланяемся, Благій, просяще прощенія прегрѣшеній нашихъ, Христе Боже! Аминь. (Св. Димитрій ростовск., сн. «Собр. поуч. на воскр. и праздн. дни», изд.. ред. «Воскр. Чт.» 1853 г., т. I).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 356-358.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0