Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Одиннадцатый день.

Поуч. 2-е. Священномученикъ Мокій.

(Чему научаетъ насъ воспоминаніе о первыхъ дняхъ и прошедшей судьбѣ церкви Божіей?)

Анѳипатъ призвалъ къ себѣ Мокія и сталъ убѣждать его отречься отъ Христа; увѣщанія остались тщетны. Тогда онъ велѣлъ жестоко мучить Мокія; терзали его тѣло желѣзными когтями, онъ же былъ спокоенъ и восклицалъ: «Владыко, царствующій во вѣки и сіяющій намъ лучами правды, яви рабамъ Твоимъ Божество Твое, и даруй мнѣ силу страдать за заповѣди Твои».

Господь, внявъ молитвѣ его, даровалъ ему крѣпость и терпѣніе, и, по истязаніи, исцѣлилъ раны его.

Вслѣдъ затѣмъ Мокій вытерпѣлъ жесточайшія истязанія на колесѣ, оставался невредимъ въ огнѣ, молитвою сокрушилъ идоловъ. При всемъ томъ анѳипатъ не уразумѣлъ истины, и казнь постигла его. Огонь, возженный для мученика, опалилъ самого анѳипата съ нѣкоторыми служителями его.

Мокія заключили въ темницу. Новый анѳипатъ, по имени Максимъ, прибывшій по нѣкоторомъ времени, призвалъ его, и велѣлъ поклониться богамъ, если не хочетъ умереть. «Я умру, если, забывъ благодѣянія Бога, моего, пристану къ идоламъ», отвѣчалъ мученикъ. Снова начались жесточайшія истязанія, во время которыхъ Мокій толъко славилъ и благодарилъ Бога. Осудили его на съѣденіе звѣрямъ, но звѣри не тронули его; и весь народъ, пораженный чудомъ, сталъ восклицать: «отпусти этого человѣка; и звѣри не вредятъ ему, потому что Богъ его любитъ!». Тогда анѳипатъ отправилъ Мокія въ Византію, и тамъ осудили его на смертную казнь. Приведенный на мѣсто казни, Мокій громко прославилъ Бога и услышалъ съ неба голосъ: «радуйся, добрый подвижникъ; приди, водворись въ царствіи небесномъ; ты въ мірѣ трудился, на небесахъ тебѣ радость и покой!». Мученику отсѣкли голову мечемъ.

II. Жизнь и страданія св. священно-мученика Мокія побуждаютъ насъ размыслить, для душевной пользы нашей о первыхъ дняхъ церкви Божіей на землѣ. Изъ сего узнаемъ что ожидаетъ насъ и нашу церковь впереди, куда мы направляемся и къ чему должны готовиться.

Спаситель сказалъ о своей церкви: созижду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Не одолѣютъ, но все таки будутъ пытаться и напрягать силы, чтобы одолѣть ее. Врагъ рода человѣческаго діаволъ будетъ постоянно дѣлать нападенія, изобрѣтать всевозможныя ухищренія и коварства, внушать ереси, сѣять вражды, возбуждать волненія въ средѣ церкви, чтобы отторгать отъ нея ея чадъ, и уничтожить, если-бы это было возможно, ниспровергнуть самую церковь на землѣ. А потому церковь постоянно должна выдерживать и отражать эти нападенія, и каждый вѣрующій сынъ церкви постоянно долженъ вести борьбу съ врагами спасенія — духами злобы. Не думайте, говоритъ Спаситель, что я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ я принести, но мечъ (Матѳ. 10, 34). Но наша брань, поясняетъ св. апостолъ Павелъ, не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ (Ефес. 6, 12).

Стараясь наглядно изобразить эту борьбу церкви съ ея врагами, древніе, въ особенности же первенствующіе христіане любили изображать церковь Христову съ ея вѣрующими сынами подъ видомъ корабля съ пловцами, плывущаго среди разъяреннаго бушующаго моря, постоянно готоваго поглотить и уничтожить его въ своихъ волнахъ, и окруженнаго со всѣхъ сторонъ свирѣпыми врагами, силящимися ниспровергнуть и потопить его. Волны этого необъятнаго моря, обуревающія корабль, суть искушенія плоти и міра сего, съ которыми ведутъ борьбу сыны церкви, а видимые враги, нападающіе на корабль, суть лжеучители, еретики и раскольники, нападающіе на церковь Божію, чтобы разрушить ее. Чрезъ тѣхъ и другихъ дѣйствуетъ одинъ врагъ спасенія — діаволъ, нападаютъ и ведутъ борьбу врата адовы.

а) Борьба эта началась въ церкви Христовой съ самыхъ первыхъ временъ христіанства, или, точнѣе, съ того времени, какъ только началась на землѣ церковь Христова. Съ этого самаго времени увѣровавшіе во Христа должны были начать борьбу съ плотію и міромъ, такъ какъ плоть желаетъ противнаго духу и они другъ другу противятся (Галат. 5, 17), а міръ ненавидитъ тѣхъ, которые не принадлежатъ къ нему (Іоан. 15, 19) и старается развратить ихъ. Съ самыхъ же первыхъ временъ церковь Христова должна была вести борьбу и съ явными, открытыми врагами спасенія, сначала язычниками, которые гнали ее, мучили и терзали вѣрующихъ во Христа, а потомъ — многочисленными лжеучителями и еретиками, которые нападали на нее, возмущая ея миръ. Борьба эта безпрерывно продолжается и въ нашей отечественной церкви православной. Истинные православные христіане постоянно и неутомимо ведутъ дѣятельную борьбу съ плотію, міромъ и діаволомъ, достигая тѣмъ спасенія, и наглядные высокіе образы этой борьбы мы видимъ въ житіи и примѣрахъ многочисленныхъ великихъ русскихъ подвижниковъ, отшельниковъ, пустынниковъ, начавшихъ сіять своими высокими подвигами борьбы и благочестія съ самыхъ первыхъ временъ христіанства на Руси. Не переставала церковь русская вести борьбу и съ явными врагами, открыто нападающими на нее. Первоначально упорные язычники гнали и преслѣдовали первыхъ русскихъ христіанъ; затѣмъ поработившіе наше отечество подъ свое иго татары нерѣдко являлись мучителями христіанъ, и не мало вѣрныхъ сыновъ церкви увѣнчалось отъ нихъ вѣнцомъ мученическимъ за исповѣданіе вѣры, затѣмъ стали появляться ереси и наконецъ, около двухъ сотъ лѣтъ тому назадъ, возникъ расколъ, отторгнувшій отъ церкви цѣлые милліоны ея сыновъ на ихъ погибель. Церковь, такимъ образомъ, совершая свой земной путь, постоянно воинствуетъ, ея спасающій корабль, плывя къ небесной пристани и неся туда вѣрныхъ сыновъ, постоянно ведетъ борьбу съ волненіями міра сего, обуревающими его пловцовъ, и сражается съ врагами спасенія, силящимися извергнуть ихъ изъ корабля и потопить самый корабль.

б) Но вотъ что, братія, мы особенно всегда должны имѣть въ виду и твердо содержать въ памяти, что чѣмъ дольше этотъ спасающій насъ корабль — церковь Божія будетъ плыть по волнамъ этого міра и приближаться къ своей небесной пристани — царству славы, имѣющему наступить по кончинѣ этого міра, тѣмъ все болѣе и болѣе борьба эта должна усиливаться, врагъ спасенія сильнѣе и яростнѣе будетъ нападать на этотъ корабль — церковь Христову и болѣе будетъ извергать изъ него ея пловцовъ, — отторгать отъ церкви и привлекать къ себѣ ея сыновъ. И нѣтъ сомнѣнія, что уже въ наше время борьба эта усиливается и ожесточается, врагъ спасенія сильнѣе начинаетъ нападать на церковь и дѣйствовать противъ ея сыновъ. Тѣмъ бодрственнѣе должно стоять намъ на стражѣ своего спасенія, внимательнѣе должно наблюдать за собою и за дѣйствіями врага, чтобы не поддаться ему, но отражать всѣ стрѣлы лукаваго, направленныя на насъ, охраняя отъ ихъ смертоноснаго яда свою душу и тѣло. Посмотрите, какъ кругомъ насъ все болѣе и болѣе разливаются волны невѣрія, какъ охлаждается наша вѣра, ослабляется привязанность и преданность церкви, какъ много чадъ отторгаются отъ нея и уходятъ въ расколъ! Врагъ широко раскидываетъ свои сѣти, чтобы уловлять насъ невѣріемъ и маловѣріемъ и извергать изъ спасающаго насъ корабля — церкви, и намъ слѣдуетъ постоянно бодрствовать надъ своими мыслями, твердо оберегать и хранить свою вѣру православную, возгрѣвать ее въ своемъ сердцѣ, проводить въ свою жизнь, чтобы она была въ насъ жива и дѣйственна, и сильна для отраженія всякаго напора современнаго невѣрія и маловѣрія. Посмотрите затѣмъ, какъ усиленнѣе начинаетъ дѣйствовать и нападать на насъ врагъ спасенія чрезъ нашу плоть и міръ, какъ все болѣе и болѣе развиваются наши страсти, увеличиваются прихоти, утончаются пороки, какъ усиливается между нами своеволіе, необузданность, непослушаніе старшимъ, неповиновеніе властямъ, утончается развратъ, увеличивается пьянство, какая жажда къ наживѣ охватываетъ всѣхъ отъ мала до велика! И много ли мы противодѣйствуемъ этимъ порокамъ? — Напротивъ, въ нашихъ понятіяхъ важность этихъ пороковъ все болѣе и болѣе сглаживается и умаляется. Многіе пороки мы уже вовсе не считаемъ пороками, потому что сжились съ ними, и они стали для насъ дѣломъ обыкновеннымъ. Таково знаменіе нашего времени, когда мы внимательно всматриваемся въ него. Какъ же, взирая на это знаменіе времени, не припоминать намъ пророческихъ словъ Господа о томъ времени, которое имѣетъ наступить предъ кончиною міра, когда за умноженіе беззаконія изсякнетъ любы многихъ (Матѳ. 24, 12), и Сынъ человѣческій пришедъ убо обрящетъ ли вѣру на земли (Лук. 18, 8)? Какъ же не задавать себѣ вопроса, не идетъ ли нашъ корабль церкви спасающей въ тѣхъ уже предѣлахъ міроваго бытія, которые начинаютъ приближаться къ концу его, и не переступилъ ли онъ ту предѣльную черту, за которою начинаетъ виднѣться вдали тихая пристань горняго Іерусалима?

III. Тѣмъ бодрственнѣе, возлюбленнѣйшая братія, должно намъ встать на стражѣ своей души, тѣмъ внимательнѣе и заботливѣе должно относиться къ дѣлу своего спасенія. И прежде всего, намъ должно твердо держаться этого спасающаго насъ корабля — церкви Божіей, безъ которой невозможно намъ спастись отъ потопленія въ пучинѣ грѣха и вѣчной гибели, нужно твердо хранить и содержать свою святую вѣру православную, побѣждая и подавляя въ себѣ всякія въ ней сомнѣнія и колебанія, повиноваться ученію церкви, какъ голосу Самого невидимаго ея Кормчаго — Господа нашего Іисуса Христа, видимо управляющаго Своею церковію, постоянно бороться съ искушеніями плоти и міра, чрезъ которыя дѣйствуетъ врагъ спасенія — діаволъ, побѣждать страсти, искоренять похоти, удаляться пороковъ, которые невидимо и незамѣтно порабощаютъ насъ врагу — діаволу и извергаютъ изъ корабля Христовой церкви. Аминь. (Сост. по пропов. прилож. къ журн. «Руков. для сел. паст.» 1888 г., іюнь).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 352-354.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0