Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Одиннадцатый день.

Поуч. 1-е. Свв. равноапостольные Кириллъ и Меѳодій.

(Уроки изъ ихъ жизни: а) мы должны имѣть братскую любовь и единодушіе и б) больше всего дорожить своею вѣрою).

Борисъ, или Богорисъ, царь болгарскій, пожелалъ принять Христову вѣру, къ чему убѣждала его сестра, жившая нѣсколько времени въ Царьградѣ. Къ Борису посланъ былъ Меѳодій. Показавъ Борису картину страшнаго суда и изобразивъ ему блаженство праведниковъ и муки грѣшниковъ, Меѳодій убѣдилъ его сдѣлаться христіаниномъ.

Потомъ и другіе славянскіе князья захотѣли услышать евангеліе не на латинскомъ языкѣ, на которомъ проповѣдывали имъ латинскіе и нѣмецкіе епископы, а на славянскомъ. Это были князья моравскіе — Святополкъ и Ростиславъ, и Коцелъ, князь паннонскій. Къ нимъ посланы были Кириллъ и Меѳодій, какъ знавшіе славянскій языкъ.

Желая, чтобы дѣло было прочно, Кириллъ не хотѣлъ довольствоваться одною устною проповѣдью, а задумалъ изобрѣсть славянскую азбуку. Послѣ усерднаго поста и молитвы онъ составилъ азбуку — т. е. предпринялъ и окончилъ дѣло величайшей важности для всего славянскаго мира — и сталъ переводить евангеліе съ греческаго языка на славянскій. Четыре съ половиною года трудились братья въ Моравіи и Панноніи и призывали народъ къ познанію Бога истиннаго. Кириллъ перевелъ на славянскій языкъ евангеліе, псалтирь, многія чтенія изъ ветхаго завѣта, литургію и богослужебный чинъ.

Но проповѣдь святыхъ братьевъ причинила имъ много бѣдствій. Латинскіе епископы пожаловались папѣ Николаю на учителей славянъ, что они отдаляютъ славянъ отъ власти римскаго папы. Кириллъ и Меѳодій, повинуясь папѣ или патріарху, тогда еще не отдѣлившемуся отъ вселенской церкви, отправились въ Римъ, взявъ съ собою часть мощей святаго Климента. Но въ Римѣ былъ уже другой папа, Адріанъ 2-й. Желая мира церковнаго, онъ принялъ проповѣдниковъ милостиво, оказалъ подобающую честь мощамъ св. Климента, перенесъ ихъ въ храмъ, сооруженный въ память св. Климента, принялъ изъ рукъ Кирилла и Меѳодія славянскій переводъ священныхъ книгъ, и позволилъ въ нѣкоторыхъ церквахъ Рима отслужить обѣдни, отчасти на латинскомъ, отчасти на славянскомъ языкѣ. Въ Римѣ Кириллъ отъ безпрестанныхъ изнурительныхъ трудовъ тяжко заболѣлъ; предъ кончиною онъ принялъ схиму и, предъ смертію, завѣщалъ Меѳодію — не оставлять дѣла просвѣщенія славянъ, молилъ Господа не оставить просвѣщенныхъ христіанскою вѣрою славянъ и соединить ихъ въ православіи и единомысліи. Кириллъ скончался, на 42-мъ году жизни, 14 февраля 869 года.

Папа Адріанъ, со множествомъ греческаго и римскаго духовенства, совершилъ отпѣваніе тѣла умершаго. Меѳодій хотѣлъ перенести его тѣло на родину, но, по просьбѣ римскаго духовенства, оно было погребено въ храмѣ св. Климента, гдѣ покоится и нынѣ.

Похоронивъ Кирилла, Меѳодій, въ санѣ епископа паннонскаго и моравскаго, возвратился къ славянамъ и съ апостольскою ревностью трудился здѣсь много лѣтъ среди враждовавшихъ противъ него латинскихъ проповѣдниковъ. Меѳодій прочно поставилъ во славянскихъ земляхъ дѣло евангельской проповѣди, и труды его увѣнчались полнымъ успѣхомъ. Въ теченіе шести лѣтъ почти всѣ славянскіе народы стали совершать службу на языкѣ славянскомъ.

Чувствуя близость кончины, Меѳодій изъ среды учениковъ избралъ благочестиваго и ученаго мужа, по имени Горазда, которому завѣщалъ продолжать труды его. Меѳодій скончался 6 апрѣля 885 года. Отпѣваніе его совершилось на славянскомъ, греческомъ и латинскомъ языкахъ. Переведенныя св. братьями и учениками ихъ священныя книги и церковная служба перешли впослѣдствіи и въ русскую церковь. Поэтому и мы прославляемъ Кирилла и Меѳодія за то, что они даровали намъ высшее благо: познаніе Бога истиннаго, грамотность и духовное просвѣщеніе.

II. Много поучительныхъ уроковъ представляетъ намъ жизнь и дѣятельность св. равноапостольныхъ братьевъ.

а) Во-первыхъ, они учатъ насъ братской дружбѣ и единодушію. Безъ сомнѣнія, святыхъ братьевъ связывалии одинаковыя богатыя отъ природы дарованія, и полученное ими прекрасное образованіе, и одинаковое ихъ святое настроеніе, и одно общее дѣло ихъ апостольскаго служенія единокровнымъ славянамъ; но не глубже ли всѣхъ этихъ связей была у нихъ связь кровнаго родства — братства; не эта ли кровная братская связь привела ихъ и къ одинаковому ихъ благочестивому настроенію и къ одному апостольскому и книжному труду, которому они отдавались во всю свою жизнь съ такимъ постоянствомъ, съ такимъ самоотверженіемъ. Вскорѣ послѣ полученнаго разносторонняго образованія при дворѣ царскомъ, Константинъ (въ иночествѣ Кириллъ), вмѣсто ожидавшаго его блестящаго положенія, избираетъ жизнь простого, скромнаго инока. Не потому ли онъ дѣлаетъ такъ, что и его кровный старшій братъ, Меѳодій, послѣ нѣскольколѣтней свѣтской службы въ званіи воеводы, избралъ скромную иноческую жизнь на Олимпѣ? На Олимпъ, къ родному старшему брату своему, спѣшитъ молодой инокъ Кириллъ, и здѣсь они вмѣстѣ предаются молитвеннымъ и книжнымъ трудамъ. Вызываютъ Кирилла въ столицу Царьградъ для посольства его къ славянскимъ народамъ на проповѣдь апостольскую; Кириллъ упрашиваетъ и своего брата Меѳодія сопутствовать ему. Вмѣстѣ они усердно готовятся къ миссіонерской дѣятельности, вмѣстѣ раздѣляютъ труды и опасности долгаго путешествія, вмѣстѣ трудятся тутъ надъ просвѣщеніемъ славянъ и въ ихъ школахъ, и въ храмахъ, вмѣстѣ подвергаются нареканіямъ и нападеніямъ со стороны враговъ славянства; вмѣстѣ препровождаются въ Римъ на судъ къ римскому первосвященнику. Кириллъ въ Римѣ отъ тяжкихъ изнурительныхъ трудовъ изнемогаетъ и готовится оставить земное поприще. «Братъ мой, говоритъ предъ самой смертью Кириллъ Меѳодію, — мы съ тобой были, какъ дружная пара воловъ, воздѣлывающихъ одну ниву; и вотъ я падаю на бороздѣ, рано окончивъ день свой. Знаю, что ты любишь уединеніе на горѣ Олимпѣ; но умоляю тебя, не оставляй дѣла нашего; ты имъ угодишь Богу». И вотъ, во имя кровнаго братства, св. Меѳодій свято исполняетъ предсмертную просьбу своего брата и неуклонно продолжаетъ дѣло апостольства и книжныхъ трудовъ у славянъ; при многочисленныхъ затрудненіяхъ и непріятностяхъ, онъ около шестнадцати лѣтъ продолжаетъ трудиться надъ святымъ дѣломъ, завѣщаннымъ ему братомъ. Вотъ образецъ крѣпкой, какъ смерть, взаимной, братской кровной любви.

Затвердимъ себѣ крѣпко этотъ урокъ братской любви всѣ мы, братья, особенно тѣ изъ насъ, для которыхъ родство и даже кровное братство начинаетъ мало-по-малу терять свою силу. Вотъ какъ, къ сожалѣнію, и у насъ бываетъ. Еще мальчиками братья начинаютъ ссориться между собой и обнаруживаютъ вражду, то другъ противъ друга, то противъ сестеръ; а вырос – тутъ и поженятся, тогда для нихъ не только отцовскій домъ малъ, но отцовская усадьба тѣсна; ссорятся они не только изъ-за отцовскаго наслѣдства, изъ-за какого нибудь клочка земли, но изъ-за какой нибудь курицы, которая перелетѣла изъ огорода одного въ огородъ другого. Ссорятся и братья между собой, ссорятся и ихъ жены, ссорятся и ихъ дѣти. И что же изъ этого выходитъ? Отъ ссоръ и безурядицы въ той и другой семьѣ работа не спорится; отъ времени до времени та и другая семья съѣдается отъ зависти и злобы и бѣднѣетъ, особенно когда враждующіе между собой станутъ еще судиться по далекимъ судамъ. И грѣхъ отъ Бога, и срамъ отъ людей. Тяжело лежать въ сырой землѣ и костямъ родителей отъ такой семейной безурядицы оставленныхъ ими, какъ будто и пристроенныхъ и поставленныхъ на ноги, дѣтей. А что еще дальше изъ этого можетъ выйти? То же безладіе, тотъ же позоръ, тотъ же грѣхъ, то же горе въ родъ и родъ, до прекращенія рода. Избави насъ Богъ отъ такого нечестія!

Се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ, говоритъ пророкъ Божій Давидъ. Живите же, братія, между собою по братски, по родственной любви, въ единодушіи, и Господь благословитъ всякимъ добромъ и васъ, и дѣтей вашихъ, и вашихъ внуковъ въ родъ и родъ.

б) Второй урокъ, который мы беремъ изъ жизни св. братьевъ, есть тотъ, что мы больше всего должны дорожить св. вѣрою.

Много бѣдъ и тяжкихъ лишеній претерпѣли они во всю свою многотрудную жизнь, но не измѣнили вѣрѣ, а пребыли вѣрными въ ней до конца жизни, показавъ намъ въ этомъ, что и мы должны дорожить вѣрой Христовой, какъ зѣницей ока, и не измѣнять ей ни ради страха, ни ради выгодъ житейскихъ, если только можетъ быть какая выгода человѣку, когда онъ можетъ измѣнить вѣрѣ?!

III. Братія христіане! Вѣра православная для насъ должна быть дороже всего. «Сію вѣру передали ученикамъ своимъ святые равноапостольные Кириллъ и Меѳодій, да тако вѣруя и въ страшный день судный паки предадутъ оную истинною, неизмѣнною, совершенною и станутъ одесную предъ Господомъ І. Христомъ, истиннымъ Богомъ нашимъ». — Поэтому, бр., молю васъ именемъ Господа І. Христа, достойнѣ благовѣствованію Христа жителъствуйте (Гал. 1, 27). Не будьте младенцами колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣческому, по хитрому искусству обольщенія (Еф. 4, 14), не слушайте смущающихъ васъ и хотящихъ превратить и измѣнить благовѣствованіе Христово (Гал. 1, 7); блюдитеся этихъ злыхъ дѣлателей (Кол. 3, 2); бодрствуйте, стойте въ вѣрѣ, мужайтесь и укрѣпляйтесь (Кор. 16, 13). Слышите ли вы, что говоритъ св. апостолъ: «если бы мы или даже ангелъ съ неба сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали, да будетъ анаѳема» (Гал. 1, 18). Вразумитесь же этимъ, братія, не слушайте разныхъ обольстителей, которые, подъ разными цвѣтами краснорѣчія, подъ обаяніемъ свѣтскаго любомудрія, даже иногда подъ хитро подобранными изреченіями св. писанія, произносятъ ученія странна и различна (Евр. 13, 9), не увлекайтесь ихъ ученіемъ и не губите душъ своихъ! Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для с. пас.» за 1886 и 1889 г. май м.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 349-352.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0