Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Девятый день.

Поуч. 4-е. Перенесеніе мощей святителя Христова и чудотворца Николая изъ Мѵръ въ Баръ-градъ.

(Вѣрованіе Церкви въ ходатайство святыхъ есть несомнѣнная истина).

Святитель Христовъ Николай скончался въ ликійскомъ городѣ Мѵрахъ 6-го декабря 342 г., и его тѣло съ честію погребено было въ соборномъ Мѵрликійскомъ храмѣ, въ которомъ онъ приносилъ безкровную жертву и свои молитвы о спасеніи своемъ и своей паствы. Честныя мощи его почивали тамъ въ продолженіе 744 лѣтъ. Въ 1086 г. турки-магометане, при нападеніи на малоазійскія области Греціи, овладѣли Ликіею, городъ Мѵры раззорили, и христіане мирликійскіе свое дорогое сокровище — мощи угодника Божія Николая принуждены были сокрыть подъ землею. Но вотъ, по волѣ Господней, святитель Николай является въ ночномъ видѣніи одному благочестивому священнику, жившему въ апулійскомъ городѣ Баръ, и говоритъ ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи изъ Мѵръ-ликійскихъ и перенесли въ здѣшній городъ». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнѣйшихъ между ними мужей и съ нѣсколькими священннками отправили ихъ на корабляхъ въ Мѵры-ликійскія. Посланные мужи прибыли въ Мѵры, и тамъ, въ одной церкви, по сказанію черноризцевъ, обрѣли въ землѣ гробъ съ мощами святителя, наполненный благоухающимъ Мѵромъ; они безпрепятственно взяли его и съ благоговѣніемъ перенесли на свой корабль. Съ этимъ драгоцѣннымъ пріобрѣтеніемъ отправились они изъ Мѵръ-ликійскихъ въ обратное плаваніе въ 11-й день апрѣля, и благополучно возвратились въ городъ Баръ 9-го мая 1087 года. Жители города съ радостію встрѣтили мощи святителя Николая и перенеслн ихъ въ храмъ св. Іоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божія Николая великолѣпный каменный храмъ, и въ третій годъ послѣ перенесенія мощей изъ Мѵра, также 9-го мая, съ честію и торжествомъ, въ новомъ серебряномъ, позлащеномъ гробѣ, перенесли ихъ изъ храма Предтечева въ новосозданный храмъ, и положили въ святомъ алтарѣ, гдѣ онѣ и донынѣ почиваютъ.

II. Святитель Христовъ Николай имѣлъ престолъ свой въ Мѵрахъ, тѣло свое переселилъ въ городъ Баръ, а душею пребываетъ на небесахъ. Но онъ всегда былъ и теперь близокъ ко всѣмъ съ вѣрою призывающимъ его: пастыри и учители могутъ обрѣсти въ немъ добраго наставника, больные — врача, въ бѣдахъ находящіеся — избавителя, грѣшные — молитвенника предъ Богомъ, нищіе — сокровище, скорбящіе — утѣшеніе, путешествующіе — спутника, на морѣ плавающіе — правителя. Отъ того то вездѣ нынѣ добрые христіане молятся ему и прославляютъ его.

Почему же онъ есть скорый и сильный помощникъ для призывающихъ его христіанъ? Потому, что его любитъ Господь какъ великаго праведника; а праведникамъ Своимъ, за ихъ святую жизнь, Онъ подаетъ великую благодать, оживотворяетъ ихъ Своимъ Духомъ, Который просвѣщаетъ ихъ и открываетъ имъ Божія дѣла. Отъ того, по Господней благодати и откровенію, святые слышатъ наши молитвы, знаютъ наши нужды, за всѣхъ молятся Богу, и всѣмъ помогаютъ. А въ Божіемъ Писаніи говорится: много можетъ молитва праведнаго споспѣшествуема (Іак. Ѵ, 16). Много помогаетъ людямъ и святитель Николай, и его преславныхъ чудесъ невозможно исчислить.

Въ честь празднуемаго нынѣ святителя, великаго заступника нашего предъ Богомъ, а вмѣстѣ и для большаго укрѣпленія нашей вѣры въ ходатайство за насъ свв. небожителей побесѣдуемъ нынѣ о вѣрованіи св. церкви въ ходатайство за насъ святыхъ.

Тѣ, кои не вѣрятъ ходатайству за насъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, разсуждаютъ такъ: чтобы святые могли ходатайствовать за насъ предъ Богомъ и подать намъ потребную помощь, для сего они должны имѣть общеніе съ нами и знать всѣ наши нужды; но какое можетъ быть общеніе между ними и нами, жителями двухъ различныхъ міровъ? Какъ они могутъ знать всѣ наши нужды, не бывъ всевѣдущи и вездѣсущи? Да и для чего ихъ ходатайство за насъ, когда преблагій Богъ Самъ знаетъ и дѣлаетъ все, что нужно для нашего блага? Вотъ что говорятъ невѣрующіе въ ходатайство святыхъ.

а) Согласны, что праведники, окончившіе земное поприще, обитаютъ нынѣ въ другомъ мірѣ, который мы, въ отличіе отъ нашего, называемъ горнимъ и духовнымъ. Но между духовнымъ и нашимъ міромъ, какъ между различными областями единаго царства, необходимо должно быть общеніе. Въ мірѣ Божіемъ, какъ въ стройномъ зданіи премудраго художника, ни въ чемъ нѣтъ разрыва, но во всемъ удивительная связь. Посмотрите на то, что мы ясно можемъ видѣть тѣлесными очами, — посмотрите на землю, наполненную различными тварями, взгляните на небо, усѣянное множествомъ свѣтящихъ тѣлъ, называемыхъ звѣздами; земныя творенія, отличаясь одни отъ другихъ видомъ и качествами, составляютъ какъ бы особенныя царства природы, а небесныя тѣла, по своему объему и положенію во вселенной, образуютъ какъ бы отдѣльные міры; но кто хотя нѣсколько свѣдущъ въ естественныхъ наукахъ, тотъ знаетъ, что эти царства и міры, при всей видимой ихъ отдѣльности, находятся въ тѣсной связи между собою и взаимно дѣйствуютъ другъ на друга. Не должно ли послѣ сего допустить, что и духовный міръ находится въ нѣкоемъ общеніи съ нашимъ, а жители его, т.-е. ангелы и праведныя души, могутъ имѣть вліяніе на насъ?

Эту мысль, допускаемую здравымъ разумомъ, внушаетъ и писаніе подъ символическимъ изображеніемъ лѣствицы, утвержденной отъ земли на небо, которую видѣлъ Іаковъ съ восходившими и нисходившими по ней ангелами Божіими (Быт. 28, 12; сн. Іоан. 1, 51); ее подтверждаетъ и священная исторія, повѣствуя о многократныхъ явленіяхъ людямъ св. ангеловъ и усопшихъ праведниковъ (Быт. 19, 1. Іоан. 20, 12. Житія святыхъ). Поэтому, намъ кажется, всякій здравомыслящій долженъ согласиться, что св. небожители имѣютъ духовное общеніе съ нами и могутъ оказывать намъ помощь въ нужныхъ случаяхъ, не только ходатайствомъ за насъ предъ Богомъ, но и дѣйствіемъ дарованной имъ благодатной силы.

б) Правда, они не всевѣдущи и не вездѣсущи: но это не препятствуетъ имъ знать наши нужды и оказывать намъ потребную помощь. Наши нужды, какъ ни разнообразны по свому предмету, мѣсту и времени, однако не такъ сокровенны, чтобы не могли видѣть и понимать ихъ духи и души праведныхъ, одаренные такимъ дивнымъ разумѣніемъ, или лучше сказать ясновидѣніемъ, что они, по свидѣтельству писанія, могутъ зрѣть даже Невидимаго (1 Іоан. 3, 2. Матѳ. 5, 8). Итакъ, можно ли думать, чтобы такіе духи, а равно и праведныя души, не могли знать нуждъ нашихъ и во время оказать намъ свою помощь? Исторія и слово Божіе свидѣтельствуютъ, что сіи души, обитая еще въ дольнемъ — земномъ мірѣ, находясь въ тѣлѣ, какъ въ темницѣ, и на все взирая сквозь тусклыя оконца чувствъ, нерѣдко дивно прозирали духовнымъ своимъ окомъ, — проникали въ сокровенныя мысли людей, видѣли отдаленнѣйшее и созерцали имѣющее послѣдовать въ вѣкахъ грядущихъ (Дѣян. 5, 3—4. Цар. 5, 21—26. 6. 8—12. Дан. 7, 1—27). Поэтому судите, не съ большимъ ли удобствомъ онѣ могутъ знать о земномъ, отрѣшившись отъ тѣла и вознесшись на небо. Съ высоты и безъ плотяной завѣсы на очахъ, лучше можно видѣть, что происходитъ внизу — на землѣ. А если бы св. небожители почему-либо не могли знать объ этомъ силою собственнаго разумѣнія, или духовнаго видѣнія, то почему не допустить, что они узнаютъ о нашемъ положеніи такимъ же образомъ, какимъ мы получаемъ свѣдѣніе о разныхъ предметахъ изъ дальней стороны? Почему, говоримъ, не допустить, что они узнаютъ о нашемъ положеніи чрезъ небесныхъ вѣстниковъ — чрезъ тѣхъ ангеловъ, которые, по свидѣтельству писанія, посылаются на землю въ служеніе за хотящихъ наслѣдовати спасеніе (Евр. 1, 14), и приносятъ на небо молитвы святыхъ (Тов. 12, 15).

в) Но для чего, говорятъ, прибѣтать къ ходатайству святыхъ, когда преблагій Богъ Самъ знаетъ и дѣлаетъ все, что нужно для нашего блага? О, если судить такъ, то намъ не толъко не нужно прибѣгать къ ходатайству святыхъ, но не должно молиться и Самому Богу: вѣсть бо Отецъ вашъ, ихже требуете, прежде прошенія вашего (Матѳ. 6, 8). Между тѣмъ Спаситель говоритъ: просите, и дастся вамъ; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7). А св. апостолъ заповѣдуетъ намъ молиться другъ за друга, при томъ увѣряетъ, что много можетъ усердная молитва праведнаго (Іак. 5,16). Значитъ, молитвы наши къ Богу и святымъ Его при всей Его благости, готовой удовлетворять всѣмъ нашимъ нуждамъ, не только не излишни, но, напротивъ, весьма нужны и полезны.

Чтобы эта истина была понятнѣе для васъ, братія, припомните, что Богъ нашъ сколько благъ и милосердъ, столько же правосуденъ и премудръ. По благости Своей Онъ готовъ даровать намъ все нужное, и дѣйствительно многое даруетъ прежде прошенія нашего (Римл. 10, 20—21); по правосудію Своему Онъ благоволитъ являть помощь Свою тѣмъ, которые достойны ея и усердно просятъ Его о ней, какъ дѣти — Отца, выражая предъ Нимъ чрезъ это и бѣдность свою, заслуживающую Его состраданія, и зависимость свою отъ Его воли, и надежду свою на Его благость; почему апостолъ говоритъ, что многіе и многаго не получаютъ отъ Бога потому толъко, что не просятъ Его какъ должно (Іак. 4, 3). Впрочемъ, если мы будемъ видѣть въ Богѣ одну только благость Его, и тогда не должны думать, чтобы ходатайство святыхъ Его было излишне и безполезно для насъ. И подлинно, если Богъ такъ благъ и милостивъ, что по одному милосердію Своему, безъ всякаго прошенія нашего, готовъ удовлетворять нуждамъ нашимъ: то не паче ли Онъ будетъ милосердствовать и благотворить намъ, когда Его благость будетъ еще возбуждаться усердными молитвами, не только нашими, но и святыхъ Его, — святыхъ, которыхъ Онъ называетъ возлюбленными Своими друзьями и чадами (Іоан. 1, 12; 15, 14)?

III. Итакъ, будемъ, братія, прибѣгать къ святымъ съ молитвами нашими безъ всякаго сомнѣнія и съ полною вѣрою въ дѣйствительность ходатайства ихъ за насъ предъ Господомъ. (Сост. ло кн. «Избранныя слова и бесѣды», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г. и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 345-347.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0