Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Девятый день.

Поуч. 3-е. День перенесенія мощей святителя Николая.

(Должно бѣгать не только грѣха, но и мѣстъ беззаконія, и искать общенія съ людьми благочестивыми).

II. а) Отчего св. Николай своими мощами не пожелалъ остаться въ Мѵрахъ по завладѣніи этимъ городомъ сарацынами? Отъ того, что тамъ въ лицѣ сарацынъ поселилось нечестіе, всякій порокъ и нечистота. А въ мѣстѣ нечистомъ какъ оставаться чистому и святому? Кое общеніе свѣту ко тмѣ? и Христу и всему Христову кое общеніе съ веліаромъ? Поэтому ни духъ его не могъ витать около того мѣста, ни чистѣшее и благоуханное тѣло его не могло тамъ остаться. — Часто грѣшникъ упивается грѣхомъ, какъ виномъ, съ жадностію творитъ грѣхъ, не знаетъ себѣ сытости въ грѣховныхъ чувственныхъ удовольствіяхъ. Онъ ни въ храмъ не ходитъ, ни дома какъ должно не молится, — не говорите уже о томъ, что въ его себялюбивомъ сердцѣ нѣтъ мѣста христіанской любви къ ближнимъ; онъ съ утра до вечера весь въ суетѣ, весь во грѣхѣ. Но знаетъ ли онъ, чего лишаетъ себя чрезъ это? Благодать Духа Святаго въ немъ погашается и бездѣйствуетъ, ангелъ хранитель отступаетъ и плачетъ, святый, имя котораго онъ носитъ, перестаетъ быть ходатаемъ за него. «Что ты стоишь здѣсь и плачешь?» говорилъ нѣкогда святитель Христовъ Нифонтъ юношѣ, который стоялъ при вратахъ одного дома и плакалъ. «Я», отвѣтилъ юноша. «ангелъ, посланный Господомъ на сохраненіе человѣка, который пребываетъ уже нѣсколько дней въ семъ нечестивомъ домѣ, стою здѣсь потому, что не могу приблизиться къ грѣшнику, плачу отъ того, что теряю надежду привести его на путь покаянія». Такова сила грѣха! Онъ изъ человѣка облагодатствованнаго дѣлаетъ какой-то зловонный трупъ, отъ котораго бѣжитъ все святое. Да оно такъ и есть. «Кто чрезъ свою худую жизнь», говорилъ нѣкогда ангелъ Божій великому старцу св. Пахомію «сдѣлался мертвымъ для Бога и добродѣтели, тотъ смердитъ въ тысячу разъ хуже мертваго тѣла, такъ что мы ни стоять, ни пройти около не можемъ». Вотъ что дѣлаетъ изъ христіанина грѣхъ. Братіе! ужели кому-нибудь изъ насъ не ужасно быть въ такомъ разобщеніи съ Богомъ и святыми? И ужели еще будемъ оставаться во грѣхахъ, нами любимыхъ? Ужели не позаботимся, не употребимъ всѣхъ усилій освободиться отъ нихъ? Да не будетъ сего съ нами.

б) Но св. Николай, оставивши и духомъ и тѣломъ своимъ г. Мѵры, тѣмъ внушаетъ намъ бѣгать не только грѣха, даже самыхъ мѣстъ беззаконія, самыхъ людей нечестивыхъ и развратныхъ. Сколько христіанину можетъ быть вреда отъ знакомствъ неосмотрительныхъ, отъ посѣщенія мѣстъ соблазнительныхъ! Подобныя общества и лица — это ядъ, губящій душу, — это сѣти, уловляющія ее на грѣхъ. И сколько отъ нихъ погибло людей, даже твердо стоявшихъ на пути добродѣтели. А между тѣмъ многіе только и ищутъ этого. Бывать тамъ, гдѣ праздность, шумъ и веселіе — это пища ихъ, самое первое утѣшеніе для нихъ. Посмотрите, съ какою радостію, поспѣшностію иной идетъ на зрѣлище, пусть оно будетъ самое нехристіанское, самое для нравственности оскорбительное; — пусть это будетъ даже въ великій постъ, или подъ праздникъ, когда всѣ истинные сыны св. церкви идутъ въ храмъ Божій для участія въ молитвахъ церкви. Что-же онъ не спроситъ себя: что онъ оттуда вынесетъ, что пріобрѣтетъ для души своей, для спасенія которой онъ живетъ? Но онъ объ этомъ и не думаетъ, ему-бы только убить время, усладить зрѣніе, слухъ. А грѣховно то, или нѣтъ, вредно для души, или нѣтъ, этихъ вопросовъ онъ не касается. Гдѣ-же здѣсь вѣра? можетъ-ли быть при этомъ истинное благочестіе? Поступать такъ не значитъ-ли дѣлать похожее на то, какъ если-бы кто во время пожара, вмѣсто того, чтобы спасать себя и свое семейство отъ огня, сталъ бы, напротивъ, бросаться въ огонь? Говоримъ это потому, что нынѣ стремленіе къ свѣтскимъ разнаго рода развлеченіямъ усиливается болѣе и болѣе. Нынѣ ищутъ удовольствій не въ средѣ своего семейства, но непремѣнно внѣ его. И вотъ, быть можетъ, гдѣ одна изъ причинъ неустройствъ семейной жизни, раздоровъ между мужемъ и женой, нехристіанскаго воспитанія дѣтей, растраты состоянія, разстройства матеріальнаго и нравственнаго, преждевременной потери здоровья. Прежде не знали столько развлеченій и жили благочестиво. Но такъ или иначе, только всѣ должны помнить одно: со беззаконными беззаконенъ будеши и съ нечестивымъ развратишися. Если-бы этими вредными для нашей души оказались самые близкіе родные, то и такихъ нужно удаляться.

в) Мы сказали: удаляться, а къ кому-же пристать? съ кѣмъ сближаться? А вотъ обратимся опять къ св. Николаю. Святитель Николай нашелъ мѣсто, гдѣ будутъ опочивать его мощи, — изъ гор. Мѵръ, гдѣ поселились беззаконные сарацыны, онъ велѣлъ перенести ихъ въ гор. Баръ — почему? потому что тамъ господствовала хрнстіанская вѣра. Итакъ въ кругу людей исповѣдующихъ Христову вѣру нашелъ святитель упокоеніе своему нетлѣнному тѣлу. — Будемъ, братіе, и мы искать общенія съ людьми благочестивыми. Испытывали-ли вы сладость этого общенія? Человѣкъ благочестивый, религіозно настроенный — это ароматъ, отъ котораго вѣетъ благоуханіемъ Св. Духа, — съ такимъ человѣкомъ нескучно быть цѣлые часы, — все бы слушалъ и наслаждался бесѣдою его, отъ него не хочется уйти, съ нимъ хотѣлось-бы жить и не разлучаться. Мало нынѣ такихъ людей, тѣмъ дороже они, если кому придется найти ихъ. А есть, и нынѣ есть они. Не нужно ихъ искать на высотахъ, — они иногда скрываются въ неизвѣстности, занимаютъ самую низкую долю, — самаго простого званія. Такъ другой цвѣтокъ ростетъ въ долинѣ, никѣмъ непримѣчаемый, многими попираемый, а какое отъ него благоуханіе! Не на недостатокъ такихъ людей нужно жаловаться, а на неохоту сближаться съ ними, на явное нерасположеніе къ нимъ. Любите, братіе, благочестіе, уважайте подвижниковъ благочестія, ищите ихъ бесѣды, просите ихъ совѣтовъ — и вы получите великую пользу для своей душн.

III. По молитвамъ свят. Николая да сохранитъ насъ Господь отъ грѣха, нечестивыхъ людей и обстоятельствъ, располагающихъ къ безбожной, погибельной жизни. Аминь. (Сост. по кн. «Сборникъ общеионятн. поуч.» свящ. П. Шумова, в. II).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 343-345.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0