Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Девятый день.

Поуч. 2-е. Святителъ Христовъ Николай.

(О милосердіи къ бѣднымъ).

II. Будучи въ Своемъ существѣ любовью, которая непрерывно выражается въ дѣлахъ милосердія къ тварямъ вообще и особенно къ страждущему человѣку, Господь Богъ заповѣдалъ эту любовь и милосердіе всѣмъ людямъ, какъ главный законъ ихъ жизни и основаніе ихъ благополучія временнаго и вѣчнаго.

а) Чтобы человѣкъ имѣлъ всегдашнее побужденіе къ исполненію этого закона, Господь Богъ такъ устроилъ природу человѣческую, что только при взаимныхъ услугахъ, вытекающихъ изъ любви и милосердія другъ къ другу, люди могутъ устроять свое благополучіе на землѣ. Ограниченность природы человѣческой, ея силъ душевныхъ и тѣлесныхъ, и происходящіе отсюда нужды и недостатки жизни, должны бы располагать людей къ взаимной помощи, къ милосердію и любви въ теченіе всей жизни.

Въ самомъ дѣлѣ, человѣкъ рождается на свѣтъ такимъ слабымъ существомъ, что безъ посторонней помощи тотчасъ лишился бы жизни. Эту помощь оказываютъ ему прежде всего родители его, которые располагаются къ тому и чувствомъ состраданія къ слабому вообще, и природнымъ чувствомъ любви къ своему дитяти. Съ возрастаніемъ младенца, съ переходомъ его въ отроческій возрастъ и юношескій, потребности его увеличиваются; къ прежнимъ заботамъ о потребностяхъ тѣлесныхъ, о пищѣ, одеждѣ и жилищѣ, присоединяются заботы о потребностяхъ душевныхъ, о воспитаніи и обученіи. Удовлетвореніе ихъ требуетъ еще большей помощи со стороны другихъ, чтобы неопытнаго юношу приготовить къ жизни, дать ему возможность пріобрѣтать честнымъ путемъ средства существованія и благоустроить свою жизнь, въ соотвѣтствіи съ волею Божіею о человѣкѣ. Въ лѣта мужества, когда человѣкъ призывается къ разнообразной дѣятельности на разныхъ поприщахъ жизни, сочувствіе и помощь подобныхъ ему становятся еще болѣе необходимыми какъ для успѣха въ дѣлахъ, такъ и для удовлетворенія личныхъ потребностей душевныхъ и тѣлесныхъ. — Достиженіе старости, сопровождающейся упадкомъ силъ и разными недугами, требуетъ такой же помощи посторонней, какъ и первый возрастъ человѣка. Оказывается, такимъ образомъ, что премудрость Божія въ устройствѣ природы человѣческой, въ ограниченности ея силъ и способностей положила глубокое основаніе для взаимной помощи и любви между дюдьми..

б) Тому же учитъ и слово Божіе. Евангелистъ Іоаннъ въ заключеніи своего евангелія говоритъ, что далеко не все записано изъ ученія І. Христа, а между тѣмъ и въ этомъ немногомъ, что записано, заключается не мало прямыхъ и ясныхъ указаній на чувства любви и милосердія, какъ основной законъ жизни человѣческой. Возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и ближняго твоего, яко самъ себе, сказалъ І. Христосъ. Взаимную любовь между людьми Онъ поставилъ отличительнымъ признакомъ первыхъ Своихъ послѣдователей. О семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою. И эта любовь должна простираться не только на друзей, но и на враговъ, по примѣру Самого Творца, Который сіяетъ солнце Свое на злыя и благія, и дождитъ на праведныя и неправедныя. Будьте милосерды, якоже и Отецъ небесный милосердъ есть, заповѣдалъ Сынъ Божій Своимъ послѣдователямъ, а слѣдовательно и намъ, которые носимъ имя Его, называясь христіанами.

в) Первыми и ближайшими не только по времени, но и по самому дѣлу исполнителями заповѣди Божіей — о любви и милосердіи къ ближнимъ — были св. апостолы. Отправляя ихъ на проповѣдь, Господь І. Христосъ указалъ имъ и мѣсто и предметъ ея, и при этомъ вмѣнилъ имъ въ обязанность сопровождать благовѣствованіе евангелія дѣлами любви и милосердія. Болящія исцѣляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бѣсы изгоняйте; туне пріясте, туне дадите. Какъ основаніе для этихъ дѣлъ благотворительности нуждающимся, св. апостолы старались утвердить въ сердцахъ людей чувство любви къ ближнимъ.

Чадца! любите другъ друга, постоянно повторялъ евангелистъ Іоаннъ, и когда его спросили вѣрующіе: зачѣмъ онъ повторяетъ одно и тоже? — отвѣчалъ, что это главная заповѣдь Господа; достаточно и одну ее исполнить, а онъ ставилъ ее въ тѣсной связи съ заповѣдью о любви къ Богу и считалъ ее выраженіемъ послѣдней.

г) Послѣ апостоловъ такими же исполнителями заповѣди Христовой о любви и милосердіи къ ближнимъ являются преемники ихъ служенія — пастыри и архипастыри церкви. Стоя во главѣ христіанскаго общества, они старались удовлетворять не только духовныя, но и тѣлесныя потребности своей паствы. На предстоятеляхъ церкви лежали заботы о всѣхъ бѣднякахъ прихода. Таковъ былъ общій порядокъ древней христіанской церкви, дававшій епископамъ возможность вести широко дѣло благотворительности вообще и проявлять свои личныя чувства любви и милосердія къ нуждающимся. Среди множества другихъ предстоятелей древней церкви, святитель Христовъ Николай является особенно ревностнымъ благотворителемъ. Дѣла христіанскаго милосердія были, такъ сказать, его призваніемъ, которое проявлялось у него съ раннихъ лѣтъ. Такъ онъ роздалъ бѣднымъ свое имущество, доставшееся ему по смерти родителей. Когда же онъ поставленъ былъ епископомъ Мѵръ-ликійскимъ, то и церковное имущество, и свое личное употреблялъ на дѣла милосердія и благотворительности. Однимъ изъ такихъ дѣлъ онъ спасъ отъ позора и беззаконія цѣлое семейство. При этомъ онъ не ожидалъ, пока придутъ къ нему съ просьбою нуждающіеся, а самъ розыскивалъ таковыхъ и старался оказывать свою помощь тайно. За то и сподобилъ Господь Своего вѣрнаго раба такой славы, какая выпадаетъ на долю немногихъ. Къ святителю Николаю обращаются съ мольбами о помощи всѣ нуждающіеся, не только христіане но и язычники. Такъ велика слава его милосердія у людей, а еще большая, несомнѣнно, у Господа Бога, прославившаго Своего угодника нетлѣніемъ мощей, даромъ чудотвореній и благодатныхъ исцѣленій отъ его св. иконъ и молитвеннаго призыванія его имени.

III. Празднуя въ честь святителя Христова Николая и прославляя добродѣтель милосердія его къ страждущимъ, позаботимся, братіе, воспитать и въ своихъ сердцахъ чувства любви и состраданія къ бѣдствующимъ братіямъ нашимъ. Къ этому побуждаетъ насъ и наша природа своими немощами; этого требуетъ отъ насъ Господь Богъ; этому поучаетъ насъ своею жизнію и прославляемый нынѣ угодникъ Божій. Подражаніе ему въ дѣлахъ благотворительности, по любви къ ближнимъ, будетъ лучшею похвалою съ нашей стороны. (Сост. по проп. прот. М. Поторжинскаго, помѣщ. въ «Руков. для сельск. паст.» за 1889 годъ, май).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 341-343.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0