Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Девятый день.

Поуч. 1-е. Перенесеніе честныхъ мощей святителя и чудотворца Николая.

(Жизнь святителя Николая есть правило вѣры, образъ кротости и учитель воздержанія).

Вотъ за что преимущественно восхваляется церковію святитель Николай — за высокія его добродѣтели: вѣру, кротостъ и воздержаніе! Сама вещей истина, т.-е. самое дѣло явило его правиломъ вѣры, образомъ кротости, воздержанія учителемъ.

II. а) Онъ, на самомъ дѣлѣ, преподаетъ намъ превосходное правило вѣры. Вѣкъ, въ который жилъ онъ, обиловалъ ересями. Но святитель Николай не любилъ мудрствовать паче, еже подобаетъ. Будучи преемникомъ апостоловъ, по званію пастыря, онъ былъ преемникомъ и ихъ простоты по вѣрѣ. Онъ мыслилъ согласно съ мыслями отцевъ церкви вѣковъ предшествовавшихъ, и училъ такъ, какъ они учили. Онъ былъ не только простъ, но и ревностенъ. 3а имя Христово онъ потерпѣлъ многое: его лишали имущества, заключали въ темницу, угрожали смертію. Но свѣтлая и твердая вѣра его сіяла въ самой темницѣ, гдѣ онъ укрѣплялъ исповѣдниковъ Христовыхъ; она же на соборѣ никейскомъ посрамила лжеучителя Арія, отвергавшаго Божество І. Христа.

И намъ, братіе, безъ вѣры невозможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Тщетны, ничтожны всѣ совершенства наши предъ Богомъ, если нѣтъ въ насъ вѣры. Вѣрою, говоритъ апостолъ, вселяется Самъ Іисусъ Христосъ въ сердце (Еф. 3,17), и вѣрующій можетъ сказать: живу не ктому азъ, но живетъ во мнѣ Христосъ (Гал. 2, 20). Но такіе плоды спѣютъ въ человѣкѣ тогда, когда вѣра его проста и ревностна. Не даромъ говорятъ: «въ простыхъ сердцахъ Богъ почиваетъ».

б) Не напрасно церковь называетъ святителя Николая и образомъ кротости. Кротость его, по свидѣтельству исторіи, обращала на путь истинный многихъ грѣшниковъ, укрощала мятежи народные, и проявлялась въ самомъ лицѣ его такъ, что одно воззрѣніе на святого укрощало въ другихъ страсти, облегчало скорби и привлекало къ нему даже невѣрныхъ.

Какое прекрасное произойдетъ общество, если между нами, братіе, поселится кротость христіанская! Въ немъ не можетъ быть ни вражды, ни притѣсненій и насилій, напротивъ, будетъ въ немъ миръ и согласіе. Кротость нравится всякому. Желаетъ начальникъ видѣть кротость въ подчиненныхъ, желаютъ и подчиненные имѣть кроткаго начальника. И Богъ нашъ особенно любитъ кроткихъ: на кого воззрю, вѣщаетъ Онъ Самъ чрезъ пророка, какъ не на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2)?

в) Не напрасно, наконецъ, святая церковь именуетъ святителя Николая и учителемъ воздержанія. Онъ былъ лучшій учитель воздержанія, — во всѣхъ возрастахъ жизни. Онъ былъ постникомъ отъ самаго младенчества. Онъ былъ любителемъ цѣломудрія отъ самой юности: «не бѣ въ немъ видѣти нимало юношескихъ нравовъ, но старца обычаи». Онъ былъ чуждъ удовольствій чувственныхъ; главнымъ наслажденіемъ его была благотворительность. Онъ не заботился о стяжаніи благъ земныхъ; все свое имѣніе раздавалъ бѣднымъ.

Воздержаніе такъ высоко цѣнится, что безъ него, по словамъ апостола Павла, и христіанинъ — не христіанинъ: иже Христови суть, говоритъ онъ, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Для чего Господь постился сорокъ дней и ночей? Для того, чтобы насъ научить воздержанію, сдѣлать воздержными Своихъ послѣдователей. Но воздержаніе, говорятъ, лишаетъ насъ многихъ удовольствій? Оно лишаетъ насъ удовольствій такихъ, которыя отнимаютъ у насъ здоровье и силы, которыя не только разоряютъ, но и развращаютъ, унижаютъ насъ и предъ нами самими, и предъ другими. Нынѣ и мірская мудрость поняла важность воздержанія: многіе, напримѣръ, врачи признаютъ вредъ отъ постояннаго употребленія мясной пищи, производящаго различныя болѣзни и преждевременную смерть. Если бы мы исполняли воздержаніе, какое предписываетъ намъ святая церковь, то не знали бы многихъ болѣзней, разоренія и бѣдности, не видѣли бы юношей состарѣвшихся, мужей, страждущихъ немощами старцевъ, а видѣли бы повсюду здоровье и крѣпость долголѣтнюю, богатство безъ роскоши, видѣли бы довольство и благоденствіе.

III. Настоящее наше празднованіе въ честь угодника Божія Николая нужно не для него, Самимъ Богомъ прославленнаго, а для насъ, чтобы прославляя, поминая его, какъ наставника, подражали его вѣрѣ (Евр. 13, 7) и святой богоугодной его жизни, которая да будетъ намъ правиломъ вѣры, образомъ кротости, учителемъ воздержанія. (Сост. по Ч.-М. и пропов. изд. жур. «Странникъ»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 340-341.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0