Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Восьмой день.

Поуч. 3-е Св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

(О любви къ Богу и ближнему).

Но помимо любви къ Богу — этой первой и самой главной обязанности каждаго человѣка, св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ любилъ также и ближнихъ своихъ. Такъ, онъ постоянно увѣщевалъ людей жить въ мирѣ и любви, повторяя до послѣднихъ дней своей жизни все одни и тѣ же слова: «братіе, любите другъ друга». Увѣщевая же любить ближнихъ, апостолъ Іоаннъ въ то же время поучалъ, что нужно любить не словомъ, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною (Іоан. III. 18). Это онъ доказалъ примѣромъ изъ собственной жизни. Однажды, когда св. апостолъ Іоаннъ Богословъ проходилъ города Малой Азіи для проповѣди евангелія, въ одномъ изъ нихъ увидѣлъ юношу, способнаго на дѣло благое, поучалъ его много и затѣмъ сподобилъ его св. крещенія. Оставляя этотъ городъ, чтобы отправиться далѣе на проповѣдь евангелія, апостолъ Іоаннъ, въ присутствіи всей церкви, поручилъ юношу епископу того города, чтобы онъ научилъ новообращеннаго всему доброму. Епископъ научилъ юношу священному писанію, но не наблюдалъ за нимъ, а оставилъ его жить на своей волѣ, и вскорѣ юноша сталъ вести дурную жизнь: сталъ предаваться пьянству, заниматься кражей, потомъ свелъ дружбу съ разбойниками, которые увлекли его въ горы и пустыни, выбравъ его своимъ главою, и разбойничали по дорогамъ. По прошествіи нѣкотораго времени, апостолъ Іоаннъ возвратился въ тотъ городъ и, услышавъ, что юноша развратился и сталъ разбойничать, сказалъ епископу: «возврати мнѣ сокровище, которое я далъ тебѣ на храненіе, какъ въ вѣрныя руки; возврати мнѣ юношу, котораго я поручилъ тебѣ, чтобы ты научилъ его страху Божію!» — «Погибъ юноша, отвѣчалъ со слезами епископъ: — умеръ душею, а тѣломъ разбойничаетъ по дорогамъ». — «Такъ ли слѣдовало блюсти душу брата? сказалъ апостолъ Іоаннъ. — Но дай мнѣ проводника, я поищу того, котораго ты погубилъ».

Апостолъ Іоаннъ пришелъ къ разбойникамъ и просилъ ихъ, чтобы они провели его къ старшинѣ своему. Разбойники повиновались. Увидѣвъ святого, юноша отъ стыда убѣжалъ въ пустыню; апостолъ же Іоаннъ, забывъ старость свою, погнался за нимъ, говоря: «обратись, сынъ мой, къ отцу твоему! не отчаявайся: я грѣхи твои приму на себя, только остановись и подожди меня, ибо Господь послалъ меня къ тебѣ!» — Юноша съ трепетомъ и стыдомъ палъ къ ногамъ святого, не смѣя взглянуть на лицо его; апостолъ же Іоаннъ, какъ нѣжно любящій отецъ, обнялъ, обласкалъ его, привелъ въ городъ, съ великою радостію, что нашелъ заблудшую овцу, много поучалъ его, наставляя на покаяніе. Юноша, совершая трудные подвиги покаянія, угодилъ Господу и, получивъ прощеніе грѣховъ, съ миромъ перешелъ въ жизнь вѣчную.

II. а) Подражая примѣру св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова и желая заслужить любовь Божію, и мы должны, братіе, любить Бога всѣмъ сердцемъ и всею душею и всѣмъ помышленіемъ нашимъ... Нужно любить не словомъ, ниже языкомъ, но дѣломъ и истиною. Доказать же на дѣлѣ свою любовь къ Богу мы можемъ только въ томъ случаѣ, если во всемъ станемъ исполнять волю Божію. Спаситель сказалъ: имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ (Іоан. XIV, 21, 23); а св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ пишетъ: сія бо есть любы Божія, да заповѣди Ею соблюдаемъ (1 Іоан. V. 3).

б) По примѣру св. апостола и евангелиста Іоанна Богослова, намъ должно любить ближнихъ своихъ, — любить не на словахъ только, а на самомъ дѣлѣ, отъ всей души, оказывать имъ въ жизни потребныя услуги, а при случаѣ даже не щадить и жизни своей для спасенія ближнихъ. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя (Іоан. XV, 13), говоритъ празднуемый нынѣ св. апостолъ.

III.Если мы, братіе христіане, искренно станемъ любить другъ друга, будемъ расположены другъ къ другу в будемъ друзьями между собою, то Богъ мира будетъ всегда съ нами, и наша жизнь на землѣ будетъ счастливою и мирною. Въ первыя времена христіанства «у всего общества вѣрующихъ было, по слову писанія, одно сердце и одна душа». Давно были тѣ блаженныя времена. Теперь же, когда вражда и ненависть, ссоры и раздоры, споры и несогласія царятъ между людьми, намъ почаще нужно обращаться съ молитвою къ св. апостолу и евангелисту Іоанну Богослову и у него просить и поучаться истинной христіанской любви. Онъ оставилъ для насъ неоцѣненное сокровище — свои святыя посланія, гдѣ на каждой почти страницѣ онъ повторяетъ: «будемъ любить Бога, потому что Онъ прежде возлюбилъ насъ»; «кто любитъ Бога, тотъ пусть любитъ и ближняго своего, потому что кто не любитъ брата, тотъ этимъ показываетъ, что не любитъ и Бога»; «какъ Христосъ положилъ за насъ жизнь Свою, такъ и мы должны полагать жизнь свою за близкихъ»… Имѣяй уши слышати, да слышитъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сел. паст..» 1890 г. май).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 338-340.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0