Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ май.
Седьмой день.

Поуч. 1-е. Воспоминаніе знаменія Креста Господня въ Іерусалимѣ при царѣ Константинѣ.

(Размышляя о Крестѣ Господнемъ, мы должны не только благодарить Господа за содѣланное Имъ наше спасеніе, но и молить Его о прощеніи содѣлываемыхъ нами грѣховъ).

II. При размышленіи о чудесномъ явленіи на небѣ креста Господня надлежитъ намъ, братія, не только благодарить Господа за содѣланное Имъ спасеніе наше, но и молить Его о прощеніи содѣлываемыхъ нами грѣховъ.

а) Сынъ Божій, Владыка неба и земли, Творецъ вселенныя, Существо во всѣхъ отношеніяхъ безконечно великое и совершеннѣйшее, сошелъ съ небесъ на землю, принялъ на Себя бренную плоть человѣческую, подвергся въ ней разнымъ нуждамъ и огорченіямъ, а наконецъ умеръ за насъ поноснѣйшею смертію — распятъ на крестѣ, какъ беззаконникъ! И все это Онъ сдѣлалъ не потому, чтобы имѣлъ нужду въ насъ (какъ преблаженный, Онъ ни въ чемъ не нуждается), и не потому, чтобы мы — люди достойны были Его любви и такой жертвы, которую Онъ принесъ ради нашего спасенія; — но единственно по безпредѣльной Своей благости и неизреченной любви къ роду человѣческому. Такъ возлюбилъ Богъ міръ, говоритъ евангелистъ, что отдалъ на смерть Сына Своего Единороднаго, дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную (Іоан. 3, 16).

А мы, любимъ ли Его, Бога и Спасителя нашего, какъ должно, всѣмъ сердцемъ и всею душею? Не можетъ ли и къ намъ относиться то, что Господь сказалъ нѣкогда объ іудеяхъ: приближаются ко мнѣ люди сіи устами своими, и чтутъ Меня языкомъ, сердце же ихъ, далеко отстоитъ отъ Меня (Исаіи 29, 13)? Кто искренно любитъ кого-нибудь, тотъ старается исполнять желанія любимаго предмета, опасается оскорблять его и всегда помнитъ, или, по крайней мѣрѣ, часто воспоминаетъ о немъ; а мы исполняемъ ли заповѣди Божіи? не прогнѣвляемъ ли Господа дѣлами? и помнимъ ли Его, по крайней мѣрѣ — часто ли воспоминаемъ о Немъ? За любовь Его къ намъ мы платимъ холодностію къ Нему; за величайшее благодѣяніе, оказанное намъ въ искупленіи отъ вѣчной смерти, воздаемъ Ему неблагодарностію и оскорбленіемъ Его святости своими грѣхами. Не долженъ ли Онъ за это гнѣваться на насъ? Не должны ли мы просить у Него прощенія? Пусть же каждый усердно взываетъ къ нему: Господи, помилуй!

б) Христосъ умеръ за грѣхи наши, пострадалъ для очищенія ихъ кровію Своею (1 Кор. 15, 3. Римл. 3, 25); а очищая ихъ, Онъ желалъ, чтобы мы болѣе не дѣлали ихъ. И подлинно, истинно вѣрующій въ Него не грѣшитъ произвольно; но хранитъ себя отъ грѣха (1 Іоан. 5, 18), ибо грѣшить — это значило бы вновь распинать Сына Божія и осуждать себя на вѣчное мученіе (Евр. 6, 4, 6, 8).

А мы, братія, хранимъ ли себя отъ грѣховъ, остерегаемся ли ихъ? Многіе изъ насъ, по выраженію пророка: пьютъ беззаконіе, яко воду, т.-е. предаются грѣху безъ страха и ненасытно, да и всѣ мы не боимся грѣховъ и не удаляемся ихъ такъ, какъ бы слѣдовало. Иные грѣхи мы даже не считаемъ грѣхами по ихъ маловажности, между тѣмъ какъ всякій грѣхъ весьма тяжекъ, потому что есть преступленіе закона Божія (1 Іоан. 3, 4); а другіе грѣхи извиняемъ слабостію природы нашей, тогда какъ мы созданы во Христѣ Іисусѣ на добрыя дѣла (Еф. 2, 10), а не на грѣхи, и при содѣйствіи благодати Божіей можемъ противиться всякому влеченію ко грѣху (2 Кор. 12, 7). Есть между нами и такіе, которые грѣшатъ не по слабости природы, а произвольно и съ намѣреніемъ, сами ищутъ случаевъ ко грѣху, и не только сами грѣшатъ, но еще соблазняютъ и развращаютъ другихъ. Скажите, не тяжко ли мы согрѣшаемъ всѣ предъ Богомъ? Не имѣемъ ли поэтому великой нужды въ Его милосердіи? Пусть же каждый взываетъ къ Нему изъ глубины души своей: Господи, помилуй!

в) Іисусъ Христосъ умеръ за грѣхи наши съ тою великою цѣлію, дабы мы, избавившись отъ грѣховъ, жили для правды и наслѣдовали вѣчную жизнь въ царствѣ небесномъ (1 Петр. 2, 24. Евр. 9, 15).

А мы, братія, печемся ли исполнить волю Его, ревнуемъ ли о добродѣтели, заботимся ли стяжать вѣчное блаженство? Прослѣдите свою жизнь отъ юности до настоящаго дня, разсмотрите хотя одинъ день ея и скажите: что вы сдѣлали для стяжанія блаженства во царствіи небесномъ? Какую порочную страсть въ себѣ истребили? Какую добродѣтель усилили? Сколько добра сдѣлали для ближнихъ? Чѣмъ пожертвовали Господу? Увы, едва ли не всѣ мы только ѣли, пили и веселились; а если и трудились: то болѣе для чрева, нежели для Бога и спасенія души своей, болѣе для земли, нежели для неба и вѣчнаго въ немъ блаженства, о которомъ многіе, можетъ быть, и не думаютъ! Видите, какіе мы грѣшники и какъ нужно намъ молить Господа, да проститъ Онъ насъ за нерадѣніе наше о благоугожденіи Ему и вѣчномъ спасеніи нашемъ! Пусть же каждый съ искреннимъ покаяніемъ взываетъ къ Нему: Господи, помилуй!

III. А ты, преблагій Господи, вонми гласу моленія нашего и буди милостивъ къ намъ грѣшнымъ! Ты нѣкогда молилъ Отца небеснаго простить величайшихъ беззаконниковъ, Тебя распинавшихъ: прости же и насъ за великія наши прегрѣшенія! Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ!.. Аминь. (Сост. по кн. «Избранн. слов. и бесѣд.», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ, 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 332-334.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0